Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В личностном развитии студентов и учащихся



Все больше в последнее время внимания уделяется личностному развитию учащихся и студентов в ходе обучения. Наиболее отвечающими этому методами обучения являются проблемные.

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.

Проблемные методы одни из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века. Впервые метод теоретически обоснован философом Джоном Деви (John Dewey). В 1960 году Джерри Брунер (Jerry Bruner) теоретически обосновал использование симуляции (моделирования ролевой игры). Интерес к данному методу вновь возник в Макмастерском университете (McMaster University) в 1969 году на медицинском факультете, где традиционные лекции по основным естественно – научным курсам на первом году обучения начинались не с сухой теории, а с описания случаев из практики. Профессор химии из Макмастерского университета Дон Питерс ( Don Peters) развил идею проблемного подхода в обучении в своих курсах. Профессор Чарльз Уэльс (Charles Wales) из университета Западной Виржинии (West Virginia University) немного раньше использовал в своей работе метод под названием “Guided design”. В течение нескольких лет курсы и учебные программы по различным дисциплинам во многих университетах по всему миру предполагали использования проблемного метода в учебном процессе.

Использование проблемных методов основано на предположении, что индивидуум, мотивированный для решения какой-то проблемы будет сознательно обогащаться знаниями, необходимыми для успешного решения данной проблемы. Даже в тех странах, где студенты традиционно не принимают активного участия в учебном процессе, проблемное обучение также может широко использоваться. Маджори Мак Киннон (Majorie McKinnon) в своей статье «Проблемное обучение в Гонконге», вышедшей в свет в 1999 году описывает свои опыты по внедрению данного метода в университете Гонконга. В случае, если проблема будет представлена в начале занятий, а ученики или студенты получат необходимую мотивацию и будут обеспечены необходимой информацией и другими инструментами, необходимыми для решения данной проблемы, то гарантировано, что проблема будет успешно решена. Преподаватель также обязан четко ставить перед учащимися или студентами цели и задачи.

Применение проблемных методов преподавателем не означает, что он может расслабиться после представления проблемы перед учащимися. Преподаватель должен контролировать достижения каждой группы учащихся и каждого учащегося в отдельности. Если же установлены четкие временные рамки, то преподаватель обязан помочь учащимся своевременно завершить выполнения задания, если они не справляются самостоятельно. Каждая группа обязательно должна завершить работу с каким-то результатом, даже если он неправильный. В модели проблемного обучения Мак Мастера учащиеся объединяются в небольшие группы во главе с тьютором, который координирует действия всей группы. После того, как каждая из групп отчиталась о проделанной работе , в ходе последующей дискуссии – обсуждения подводятся итоги всей работы и делаются выводы, чего удалось достичь, а чего не удалось, какие знания были получены и навыки приобретены.

Метод моделей (являющийся одним из видов проблемных методов) в течение длительного времени использовался в преподавании ряда курсов по бизнесу и правоведению. Сейчас он широко используется в преподавании многих дисциплин. Данный метод также как и другие проблемные методы, предполагает развитие у учащихся навыков и способностей решать проблему, используя при этом знания, полученные ранее при изучении теоретического курса. Модели часто повторяют ситуацию или проблему в определенной отрасли знаний. К примеру, в медицине модель может описывать пациента и его симптомы, в психологии – группу, которой необходимо принять решение, в биологии – моделировать экологическую проблему. Каковы бы ни были первоначальные условия, решение проблемы предполагает наличия нескольких альтернативных подходов. Обычно метод моделирование предполагает использование учащимися не только знаний по курсу, но и привлечение дополнительных источников информации. Условия могут разрабатываться и предлагаться преподавателем, также могут использоваться уже готовые модели, описанные в литературе. Обычно в моделировании используется одновременно несколько микромоделей. Здесь необходимо отметить, что успешное решение проблемы зависит от четкости условий, которые поставил перед учащимися преподаватель. Часто, для того, чтобы сделать модель более реалистичной, преподаватель перегружает условия мелкими, часто не нужными деталями, которые могут внести путаницу. Преподаватели должны выбирать для представления учащимся или студентам яркие модели, лишенные мелких деталей. Одной из главных целей данного метода является – научить студентов или учеников выделять главное и отбрасывать несущественное.

Еще одним видом проблемных методов является игра, которая вовлекает учащихся (либо студентов) в своего рода соревнование, которое одновременно является и учебой и развлечением. Большинство учебных игр являются симуляциями или имитациями реальных (жизненных) ситуаций. (Это имитации деловых отношений, международных конференций и т. д.). Каков бы ни был сценарий игры, преподаватель должен четко осознать образовательные цели, для того, чтобы сама игра способствовала выполнению поставленных целей. Изначально учебные игры подразумевали под собой широкомас-штабные имитации, где каждый участник играл отведенную ему роль. В настоящее время во многих учебных играх-симуляциях используется компьютер. Однако в преподавании иностранных языков, социальных и политических дисциплин гораздо эффективнее использовать симуляции в группе, «в живую» без использования компьютерной техники. В медицинских учебных заведениях эффективно и более оправдано использовать компьютер.

Также как и другие методы преподавания, эффективность исполь-зования метода симуляций зависит от грамотной подготовки, а также предварительной подготовки учащихся. Исследования показывают, что метод учебной игры или симуляции является чрезвычайно эффективным при обучении школьников или студентов, которые изначально имеют плохие знания по предмету. Главным преимуществом учебных игр и симуляций является то, что учащиеся являются активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Ученики или студенты должны принимать решения, решать проблемы, реагировать на результаты принятых решений. Исследователи Леппер и Малон изучали элемент мотивации в компьютерных играх. Они пришли к выводу, что ключевыми чертами мотивации являются здесь вызов, чувство самодостаточности, любопытство, самоконтроль и фантазия.

В настоящее время в распоряжении преподавателя имеется огромное число разработанных ролевых учебных игр. Одним из классических примеров является SIMSOC – социологическая игра, разработанная в 1966 году социологом Гэмсоном. Учащиеся в данной игре играют роли граждан (к примеру, одни являются членами правительства, другие – представляют различные политические партии). Такого рода игры чрезвычайно полезны для понимания студентами различных точек зрения.

На практике очень сложно найти соответствующую учебную ролевую игру из-за ограниченности времени. Это дает почву педагогам и их воспитанникам разрабатывать и проводить ролевые игры в соответствии с их возможностями. Учебные ролевые игры являются признанным потенциально полезным инструментом для эффективного обучения. Довольно популярны ролевые игры у преподавателей иностранных языков, т.к. они (игры) позволяют усвоить лексический и грамматический материал в течение очень короткого промежутка времени.

В настоящее время проблемные методы являются своего рода стратегическим оружием в руках преподавателя, который разумно сочетая методы проблемного обучения (моделирование, учебные ролевые игры, симуляции) с традиционными методами преподавания, способен реально мотивировать учащихся к обогащению знаниями, умениями и навыками. Методы проблемного обучения не только эффективно обогащают учащихся и студентов знаниями по предмету, но и формируют личность учащегося, его стиль мышления и поведения в реальной жизни, просто учат мыслить.

 

Литература

1. Бейзеров, В. А. Проблемное обучение / В. А. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2005. – № 12. – С. 48–51.

2. Mc Keachie W. Teaching Tips / Mc Keachie W. – Boston : Houghton Mifflin Com, 2002.

3. Problem- based Learning: How to Gain the Most from the PBL / D. Woods. – Hamilton : McMaster University, 1996.

5. Wilkerson, L.A., Gigselaers, W.H. Bringing Problem-based Learning to Higher Education: Theory and practice / L.A. Wilkerson, W.H. Gigselaers, 1996.

6. Woods, D. Helping your students Gain the Most from the PBL / D. Woods. – Hamilton : Mc Master University, 1996.

7. Woods, D. Resources to Gain the Most from the PBL / D.Woods.- Hamilton : Mc Master University, 1997.


Е. Л. Бережковская

(Москва, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.