В последнее время наблюдается тенденция развития экономической культуры общества. Важным вопросом экономической психологии и педагогики как одной из самых перспективных современных научных дисциплин является структура и особенности экономического сознания субъектов социального пространства. Помимо изучения экономического сознания с точки зрения психологии, важным моментом является процесс формирования экономического сознания с точки зрения педагогики. Ведь студент экономического учебного заведения должен обладать не только экономическими знаниями, но и экономическим мышлением, что является на данный момент достаточно актуальным.
На современном этапе развития системы образования происходит переосмысление ценностей высшей школы. Анализ социологических исследований компетенций выпускников показывает, что на современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособными являются работники, которые не только владеют теоретическими и практическими знаниями профессии, но и мышление которых находится в русле профессии – умеют работать в стрессовых ситуациях, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим, креативным мышлением.
В содержательном плане выделяются следующие элементы экономического сознания: чувства, эмоции, ощущения, взгляды, суждения, мнения, убеждения, идеи, теории, формирующие экономические потребности и интересы общества. На их основе формируется экономическое мышление. Экономическое сознание предопределяет мотивацию экономического поведения в результате осознания людьми своих экономических потребностей и интересов. Регуляция экономического поведения осуществляется на основе принятых в обществе норм, общезначимых целей и ценностей, смыслов экономической жизни.
В условиях переходной экономики происходит резкая смена типа мышления, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и норм, принятых и устоявшихся в обществе и у его социальных страт. Изменяются понятия людей о том, какие блага (власть, богатство, статус, связи, занятость, источники и способы приобретения дохода и т. п.) наиболее важны, совсем не важны, а также представления людей о том, какое экономическое поведение для них преимущественно. Эти ориентации во многом противоречат особенностям исторически сложившихся белорусских ментальных ценностей и типов экономического мышления, что вызывает деструкцию экономического поведения, делает часто непредсказуемым процесс выбора.
В педагогической психологии на первый план выдвигается не столько внешняя направленность мышления, сколько его внутренняя целеустремленность, та интимная функция, которая выпадает на его долю. Научить правильно мыслить о мире – это значит позаботится о том, чтобы в опыте ученика завязались правильные связи между элементами мира и его реакциями.
Согласно Л. С. Выготскому, в поведении человека следует различать три класса реакций: 1) инстинкт (безусловные рефлексы, стереотипные, наследственные, готовые способы поведения, составляющие основу для двух высших классов); 2) дрессировка (условные рефлексы или установленные посредством ассоциаций и выучки новые механизмы, составляющие приобретение личного опыта и надстроенные на инстинкте); 3) интеллект (мышление). Существенное отличие мышления от инстинкта и дрессировки заключается во внезапном характере проявления реакций. Поиск правильного решения в той или иной ситуации, осуществления правильного выбора в процессе мышления переносятся внутрь. Этот процесс характеризуется задержкой внешних движений (раздумье), усилением внутреннего напряжения нервных токов и внезапным появлением решения [1, с. 213].
В процессе развития мышления следует учитывать следующие обстоятельства:
1. Мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в том или ином явлении, мышлению присущ активный и волевой характер, в своём течении мысли подчиняются не механическим законам ассоциации и не логическим законам достоверности, но психологическим законам эмоции [1, с. 206].
Мотивация – главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. На этот момент, который звучит как очевидный, следует обратить особое внимание потому, что именно необходимость актуализации потребностно-мотивационных структур как условие развертывания решения задачи часто опускается, когда говорят о мышлении, решении задач. Главное в личности – это ее мотивы, побуждения, отношения к миру и самому себе.
Задачи, решаемые человеком, имеют ту или иную социальную и индивидуальную значимость, определяемую отношением их к общественным и индивидуальным потребностям. Очевидно, что социальная значимость задачи-головоломки несопоставимо ниже, чем значимость задачи «Найти средство борьбы с раковыми заболеваниями». Можно выделить также групповую значимость определенных задач. Когда речь идет о задачах высокой социальной значимости, то их принятие означает актуализацию устойчивых, мотивов личности. Кроме этого могут актуализироваться частные, ситуативные мотивы. Если мы знаем устойчивые мотивы человека, то можем предполагать, за решение каких задач он охотно возьмется. Напротив, если мы знаем, какие именно задачи предпочитает решать человек, мы можем предположительно судить о его мотивах [2].
2. Мышление всегда вытекает из затруднения. Там, где все течет легко и ничем не стесняемо, ещё нет повода для возникновения мысли. Мысль возникает там, где поведение встречает преграду. Отсюда и те элементы усилия, поисков, направленности и всех других неоформленных и хаотических остатков приспособительной деятельности, которые возникают при мышлении [1, с. 206].
Экономическое образование несет не только информативную нагрузку, но также является средством социализации личности студентов. Оно дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные нормы. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, человек узнаёт, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие учащихся. Знакомясь с рыночной экономикой, они узнают, что одним из элементов рынка является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности экономики в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому.
Таким образом, задача экономического образования в этом случае - дать не только качественное образование, но и предусмотреть:
· в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической деятельности, т. е. деятельности в ситуации выбора;
· в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
· в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.
Экономическое мышление – это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.
Литература
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 671с.
2. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учебное пособие. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.