Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА



Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать знания и развивать умения и навыки, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Следовательно, и образование должно помогать человеку формировать способность решать учебно-познавательные и жизненные задачи. Поэтому принципиально должно меняться содержание и целей, и результатов образования.

Современное профессиональное образование отличается переходом от квали­фикационного подхода к компетентностному, в котором «компетент­ность» и «компетенция» представлены в качестве центральных понятий. Компетент­ностный подход, применяемый к анализу аспектов обучения и воспитания (как утвер­ждает И. А. Зимняя) связан с происходящей переориентацией оценки резуль­тата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «об­щая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетент­ность» обучающихся 1 [3].

Компетентностный подход завоевывает все большую популярность в высшем профессиональном образовании. Этот факт объясняется в первую очередь изначальной ориентированностью данного подхода на практику подготовки квалифицированных кадров для различных сфер социальной практики, а точнее – запросами современных социогуманитарных практик к личностным и профессиональным качествам выпускников вузов. В условиях динамично развивающегося общества, постоянного обновления профессиональной информации, многообразия ситуаций профессиональной деятельности изменяются и требования к молодым специалистам – недостаточно быть хорошим, эрудированным специалистом в своей области дея-тельности. Необходимо обладать качествами и способностями, позволяющими успешно действовать в нестандартных ситуациях, общаться и сотрудничать с коллегами, решать определенные задачи, оперировать противоречивой информацией, анализировать и изменять свою деятельность [2].

Сами понятия «компетентность» и «компетенция» широко применимы. Од­нако их трактовка и понимание заслуживают более детального рассмотрения. Следуя суждениям И. А. Зимней, А. В. Хуторского и В. И. Байденко, под компетент­ностью понимается интегрированная характеристика качеств лично­сти, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в опреде­ленных областях 1 [3]. Компетентность отличается личностно обусловлен­ными смысловыми, мировоззренческими, рефлексивно-оценочными характеристи­ками и предполагает опыт применения компетенции как базового компонента. Компетенции – это «образ будущего» для обучающегося, некий ориен­тир в обучении, где связывают воедино личностный и социальный смысл образова­ния.

Взгляды П. П. Борисова, А. А. Пинского, О. Е. Лебедева, С. Е. Шишова и их коллег, сводятся к пониманию компетентности как способно­сти применять полученные знания и умения на практике, в повседнев­ной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем 3, 4 [4; 7]. При этом авторы отмечают, что компетентность показывает не только резуль­таты обучения, но и систему опыта творческой деятельности и ценностных ориента­ций обучающихся. Сами знания, умения и навыки рассматриваются как основа формирования способов творческой деятельности и опыта эмоцио­нально-ценностного отношения. Это обеспечит качество обучения как резуль­тата образования.

Ведущая идея компетентностного подхода в профессиональном образовании заключается в новом видении результата образования – это не многообразие узкоспециальных знаний и умений, а профессиональные компетенции и компетентность как актуальная и уже оформленная способность эффективно действовать в разнообразных социальных и практических ситуациях. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования – система образовательных компетентностей, представляющих собой комплексную процедуру, которая интегрирует взаимосвязанные смысловые ориентации, умения и знания для эффективного решения личностно значимых и социально актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности.

Поэтому для обозначения новых требований к выпускникам вузов стали использовать понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции». Формирование профессиональной компетентности и профессиональных компетенций будущего психолога также предполагает исследование содержания данных понятий, их структуры, отличий от других образующих профессионализма психолога.

Понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» в психолого-педагогической науке также разводятся. Понятие «профессиональная компетентность» характеризует способность человека выполнять профессиональную деятельность на уровне современных требований и ожиданий. Профессиональные компетенции – это отдельные образующие профессиональной компетентности [5].

Реализация компетентностного подхода в высшем образовании предполагает различение таких составляющих субъекта профессиональной деятельности, как «профессиональная компетентность», «знания, умения и навыки», «способности». В психолого-педагогической литературе общее признание получило определение Б. М. Теплова способностей как индивидуально-психологических особенностей личности, не сводимых к знаниям, умениям и навыкам, но влияющим на их усвоение. «Под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков», – пишет Б. М. Теплов [6, с.16]. Подобное различение правомерно применить и к связке «способности–компетентности»: способности не тождественны компетентности, но характеристику способностей возможно давать по особенностям их формирования и применения. Компетентности занимают срединное место в ряду: способности–компетентности–знания, умения, навыки.

Компетенция–это то, что полагается (образовательным стандартом, программой обучения, заказчиком образовательных услуг и пр.) как образ результата, который должен быть достигнут в итоге получения образования. Компетентность– это то, чего достиг из желаемого или полагаемого (требуемого) обучающийся. Уровень компетентности – это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека [7].

Применительно к осваивающим образовательную программу учащимся целесообразно использовать также понятие «профессиональные компетентности» как отдельные составляющие общей профессиональной компетентности, как результат освоения необходимых, требуемых стандартом профессиональных компетенций. В этом случае, термин «профессиональные компетенции» будет использоваться для обозначения объективных требований профессии к личности, а термин «профессиональные компетентности» –для обозначения субъективных продуктов, результатов освоения обучающимися определенных профессиональных компетенций.

Некоторые исследователи полагают, что компетентности не сводятся к знаниям, информированности, но проявляются в умении делать что-либо успешно, применять эти знания на практике. Компетентность в данном случае понимается как умение [2; 6; 4]. На наш взгляд, отождествлять компетентности и умения нецелесообразно. Умения – в соответствии с их трактовкой в психологии – обеспечивают возможность выполнять сложные двигательные и/или умственные действия легко, точно, четко, аккуратно, приспосабливаясь к меняющимся условиям действования. Термин «компетентность» описывает сложную систему действий, включающую и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества и отдельных людей.

Профессиональная компетентность психолога выявляется при анализе реалий современной психологической профессии. В наши задачи не входит исследование всего многообразия задач и функций профессиональной деятельности психолога и выделения соответствующих профессиональных компетентностей. Важно обозначить подходы к пониманию феномена «профессиональная компетентность психолога».

Вести анализ, на наш взгляд, следует из выделения обликов (видов) современной профессиональной деятельности психолога. В настоящее время выделяются три достаточно самостоятельные области профессиональной деятельности психолога: исследовательская (психолог-исследователь), педагогическая (учитель или преподаватель психологии), практическая (психолог-практик). Соответственно каждому из видов профессиональной деятельности психолога необходимо выстраивать адекватную версию профессиональной компетентности ее субъекта. Правомерно вести речь о профессиональной компетентности психолога как исследователя, психолога как педагога (преподавателя), психолога как практика. При совпадении отдельных компонентов, данные профессиональные компетентности имеют свою сугубую специфику.

Следующий шаг в анализе профессиональной компетентности психолога – выделение системы отдельных профессиональных компетентностей или компетенций. Основу для выделения профессиональных компетенций составляет функциональная структура конкретного вида профессиональной деятельности. У психолога-исследователя функциональная структура деятельности одна, у педагога-психолога – другая, у психолога-практика – третья. При этом для психолога-исследователя и педагога-психолога при выделении функциональной структуры деятельности решающее значение может иметь последовательность ее этапов, а для психолога-практика – основные функции и формы практической деятельности, такие как диагностика, коррекция, консультация, тренинг, терапия и т. п.

Описание состава и структуры профессиональной компетентности психолога составляет научно-дидактическую основу их формирования в высшем профессиональном образовании. Определение профессиональной компетентности в качестве цели высшего образования требует комплексной работы по отбору содержания, определения форм и методов обучения и воспитания будущего профессионала, выработки адекватных средств оценки эффективности хода и результатов профессионального образования.

Повышение качества современ­ного профессионального образования является важным направлением государствен­ной политики в сфере высшего профессионального образования. В контексте происходящих в обществе преобразований особо актуальны вопросы конкурентоспособ­ности специалиста на рынке труда, что предусматривает нали­чие высокого уровня развития личности и компетентности профессионала.

 

Литература

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М., 1999.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Деловая книга, 2003.

3. Лебедев, О. Е. Управление качеством образования (материалы к учебным занятиям) / О. Е. Лебедев. – СПб., 2004.

4. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М., 1998.

5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004.

6. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985.

7. Балашов, М. М. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах / М. М.Балашов, М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.

 

 

И. О. Бахар

(Минск, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.