Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л. Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.
На повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.
Исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам. Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом».
Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую психологическую культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний – важнейший показатель подготовленности человека к браку.
Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство. При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей.
Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, мы провели опрос на данную тему. Среди 280 опрошенных представлены студенты 1–3 курсов разных факультетов БГЭУ.
По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 80 % от числа всех респондентов. Остальные 20 % пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку среди опрошенных не было. Среди опрошенных 96,6 % считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20–30 лет, и всего лишь незначительная часть (3,3 %) считают от 30 и старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16–20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем. На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 46,6 % опрошенных ответили, что это их не интересует. Но 19,9 % ответили, что для них это не главное, но родители против. Остальные опрошенные (а именно 33,2 %) затруднились ответить.
Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не интересует, так ответили 33,3 %, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 10 % из числа опрошенных девушек. 26,6 % девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6 %.
Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. – все это общая направленность современной молодежи. Когда мы говорим о психологической культуре человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.