Процесс интеграции подростка в общество сложен и многогранен, поскольку ценности, нормы поведения, идеалы, нравственные качества усваиваются им с помощью механизма идентификации, то есть отождествления себя с другими людьми. В процессе идентификации копируются не только внешние формы поведения, но и мысли, чувства и действия другого человека. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения в мире характеризуется как промежуточная социализация. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует этот опыт в социальные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Таким образом, в процессе социализации у подростка формируются жизненно необходимые психологические качества, знания, умения, навыки [1, с. 19].
Начало отечественных исследований в области социализации, как известно, было положено Л. С. Выготским, разработавшим оригинальную теорию социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития подростка – это его отношение к социальной действительности. Данное отношение реализуется посредством ведущей деятельности. По определению ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов нет единого мнения. Например, Д. Б. Эльконин считает, что ведущей деятельностью для подростков является личностное общение сверстников. Подростки имеют богатый опыт общения, поскольку у них наблюдается повышенное внимание к обсуждению своих успехов. Общение выступает как особая практика действий подростков в группе. Требует внимательного изучения общение подростков с помощью интернета. Эти технологии обеспечивают широкие возможности общения между подростками, иногда создавая иллюзию такого общения. В настоящее время интернет-общение как специфический вид общения подростков, обладая размытостью ценностей, не обеспечивает стабильной идентичности индивида и, по мнению А. Ш. Тхостова и К. Г. Сурнова, зачастую лежит в основе расстройств идентификации.
На западе, исследования в области социализации были продолжены социальными антропологами, интересовавшимися связью между культурой и личностью. В начале 1930–х годов междисциплинарная группа ученых, во главе которой стояли Эдвард Сепер и Джон Доллард начала изучать традиционные методы воспитания детей как ключевой элемент в понимании механизма передачи культуры. Новый импульс этим исследованиям придала публикация книги З. Фрейда «Тотем и табу», ознаменовавшая вступление психоанализа в союз с культурной антропологией. Проблема идентификации и социализации подростков исследуется Э. У. Россом, Р. Р. Холденом, К. Л. Бирманом, Дж. Т. Кассиоппо и другими психологами.
Большой вклад в развитие проблемы идентичности в целом, а также идентичности подростков, внес Э. Эриксон (1996). В качестве основополагающего понятия он использовал «эго-идентичность», которое рассматривается как ощущение человеком собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, а присутствие некоторого напряжения заставит действовать. Следует особо отметить, что «эго-идентичность» предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного развития его самого.
Ключевую роль в процессе становления идентичности Э. Эриксон отводил подростковому возрасту, поскольку качественные изменения в этот период происходят значительно быстрее, чем в другое время. Половое созревание обусловливает телесные и эмоциональные изменения. Новые характеристики получает мышление, становясь формально-логическим. Резко меняется социальный статус. Вследствие этого происходит частичное разрушение имеющегося с детства представления о себе [2, с. 13].
Если для выявления личностной идентичности подростка необходимо описание так называемой «Я-концепции», то для выявления социальной идентичности необходимо исследование связей личности с группой сверстников. В психологической литературе идентификация подростка с группой обычно рассматривается в трех плоскостях: когнитивной, ценностной и эмоциональной. Понимаемая таким образом социальная идентичность весьма сходна с социальной установкой – аттитюдом, где тоже три компонента, хотя то, что называется в теории идентичности «ценностным», в теории установки получило название «поведенческий». На этом основании социальную идентичность можно рассматривать как установочную структуру. Но наличие такого сходства содержания двух ключевых понятий социальной психологии не умаляет их значения, а возможно, напротив, увеличивает его. Более того, это сходство, а также включение проблемы идентичности в систему межгрупповых отношений лишний раз нацеливает исследователя на необходимость постоянно совмещать анализ когнитивных механизмов и социальных условий их проявления [3, c. 185].
Целью нашего исследования было определение основных характеристик идентичности школьников, подросткового возраста.
Исследование проводилось в 2009 году на базе средней школы № 24 г. Гомеля. В нем участвовали 60 подростков в возрасте 13 лет.
В процессе исследования применялся «Трехмерный опросник социальной идентификации», предназначенный для изучения характеристик социальной идентификации подростков [4, с. 83]. Опросник включает в себя 3 блока: первый – 9 ситуативных вопросов выбора, второй – 18 оценочных утверждений, третий – двумерное упражнение-задание.
Результаты исследований обрабатывались и обобщались с помощью методов математической статистики, направленных на установление закономерности определения различий между признаками. В ходе проведения исследования идентификации подростков получены следующие результаты: главным фактором психического развития в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, выделяемое в качестве одной из ведущих деятельностей этого периода; большинство подростков выбирает идентификацию "Я-группа", то есть соотнесение себя с конкретной реальной или идеальной социальной группой; основная часть испытуемых (75 %) выбрала субъектную принадлежность – принятие группы и ее социальных законов на основании идейной идентификации.
Литература
1. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
2. Хухлаева, О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 160 с.
3. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2000. – 349 с.
4. Попок, Р. П. Трехмерный опросник социальной идентификации / Р. П. Попок // Психологическая служба. – 2004. – № 4.