Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая культура и психологическое здоровье: методологические аспекты



 

Современные условия жизни истощают энергетические ресурсы человека, лишают его творческого начала и жизненных радостей. Многие не выдерживают высокого темпа и длительных нагрузок, не рассчитывают своих возможностей, подрывают свое здоровье и жизненные силы. На сохранение здоровья человека влияет множество психологических факторов. Основные из них – самопознание и самопонимание самого себя, принятие ответственности за свое здоровье, осмысленность бытия, позитивное восприятие окружающего. Эти знания аккумулируются в культурно-психологическую концепцию, которая, как правило, не осознается большинством людей и в то же время является регулятором их поведения и здоровья. Такой подход позволяет выделить структурно-содержательные характеристики психологической культуры личности, которые включают: осознание личных и профессиональных целей, своих и чужих потребностей; умение строить взаимоотношения с окружающими и регулировать свое поведение; адекватную оценку своих возможностей и ограничений; заботу о своем здоровье.

Осознание личных и профессиональных целей.Характер современной жизни требует ясных и обоснованных целей, как в профессиональной деятельности, так и личной жизни. Важным аспектом в этом целеполагании имеет баланс личных и профессиональных целей. Такая альтернатива ставит перед каждым человеком проблему выбора, основанную на осмысленности и ответственности принимаемых решений. Профессиональные достижения являются основой самовыражения и самоутверждения для большинства людей, что зачастую требует полной самоотдачи, чрезмерных физических и психических усилий, больших временных затрат. Это может приводить к смещению усилий и внимания в область профессиональной деятельности в ущерб личной и семейной жизни. Такой выбор ссужает и обедняет жизненное пространство человека.

Осознание своих и чужих потребностей. Личность можно назвать зрелой, если она способна установить свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие, и является показателем того, что она начала жить личной жизнью: свободной, независимой, самостоятельной и ответственной, наполненной личностным смыслом. Мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности и уважения. Каждый человек в стремлении удовлетворения своих потребностей должен знать их пределы, установленные физическим миром и психофизиологическими возможностями человека, а также осознавать, что и окружающие люди нуждаются и ищут возможности в удовлетворении своих потребностей. Это означает необходимость самоконтроля, самоограничения, терпения, дисциплины.

Умение регулировать свое поведение и строить взаимоотношения с окружающими это, прежде всего, понимать, ценить и контролировать свои эмоциональные реакции. Для большинства людей самые глубокие чувства – это те, которые связаны с окружающими, и тесные личные отношения с ними питают жизненную энергию человека. Общение с окружающими – это естественный и эффективный способ удовлетворения базовых потребностей человека: безопасности и самоуважения. Психологическими условиями реализации этих потребностей в общении являются взаимная открытость, искренность, признание прав и свобод друг друга. Такая мировоззренческая установка позволяет с большим оптимизмом строить свои взаимоотношения с окружающими, несмотря на отдельны случаи враждебности, недоверия и агрессивности с которыми приходится сталкиваться во взаимоотношениях между людьми. Это требует от человека поведенческой гибкости и эмоциональной адекватности.

Осознание своих способностей и ограничений к успешной профессиональной деятельности.Возможности развития каждого человека зависят от устранения естественных пределов и ограничений, а не только от приобретения новых навыков и знаний. Такие ограничения есть у каждого человека, и они могут стать непреодолимым барьером на пути профессионального и личностного роста. Человек должен вырабатывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Иногда люди рано смиряются с невозможностью перемен и развития. Подобная ситуация может иметь серьезные последствия, поскольку у человека пропадает вера в собственные силы и возможности. В то же время несмотря на оптимистичные утверждения отдельных ученых о неисчерпаемости и безграничности психофизиологических возможностей человека реальность жизни подтверждает наличие у каждого человека ограниченного потенциала своих возможностей. Каждому человеку целесообразно со всей объективностью оценивать свои возможности и ресурсы.

Забота о своем здоровье. Здоровье является непреходящей ценностью, символом благополучного человека, особенно в современном обществе. Болезнь ограничивает личные свободы и достижения большинства людей. В общественном сознании формируется твердая психологическая установка на здоровье как на источник социально-экономического благополучия в условиях рыночной экономики. Понимания причин и условий сохранения здоровья является важной составляющей психологической культуры человека. Современные научные данные о влиянии различных факторов на здоровье человека убедительно свидетельствуют, что ведущим фактором являются образ и условия жизни. В обеспечении здоровых условий и образа жизни тесно переплелись личные и государственные возможности и интересы. Наряду с улучшением экономических условий, сильной социальной политикой наиболее важное место занимает формирование духовной потребности и обязанности быть здоровым человеком. В индивидуальном сознании должна сформироваться нравственно-психологическая установка – болеть неприлично. И вот почему. Во-первых: причины большинства болезней кроются в низкой общей культуре человека, нежелании его не потыкать своим слабостям, вредным привычкам, соблюдать элементарные правила личной гигиены и т. д. Во-вторых, болезнь касается не только самого заболевшего, его страданий и забот. Она затрагивает интересы производства и вызывает неприятные переживания среди близких людей. Это во многом предопределяет меру нравственной ответственности каждого человека за свое здоровье.

Все разговоры о здоровье хороши, но главное, чтоб каждый проникся заботой о своем состоянии. К сожалению, многие, даже заболев, ищут объяснения и оправдания этому в независящих от них обстоятельствах. А причина кроется в самом человеке: его непомерных амбициях, тщеславии и престиже, повышенной ответственности и тревожности, неумении управлять собой. Навязываемая современным обществом модель успеха построена на конкуренции и соперничестве. Достижение успеха любой ценой дорого обходится человеку. Болезни, разочарование, депрессии, алкоголизация, разводы, суициды вот неполный перечень конечных результатов низкой психологической культуры человека.

В природе каждого человека заложено врожденное стремление к развитию и совершенствованию и одним из обязательных условий его реализации является психологическая культура человека, помогающая найти ответы на многие вопросы жизни.

 

 

Л. И. Гриценок

(Киев, Украина)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.