На сегодняшний день теоретико-практические вопросы и проблемы здоровья детей затрагивают не только область медицины. Любая социальная среда (образовательная или семейная) может рассматриваться не только как основное условие познавательного и общего психического развития, но как причина психо-эмоционального неблагополучия ребенка. Фактически все профессиональные области, которые в той или иной степени имеют отношение к ребенку, должны учитывать аспект его психологического здоровья. Сохранение здоровья детей и создание системы, обеспечивающей безопасность психического развития ребенка, стала первоочередной (если не главной) задачей.
В. Э. Пахальян дает следующее определение психологического здоровья: «Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [1].
Психологическое здоровье, как предмет работы психолога, определяется как «состояние самоактуализации, внутреннего благополучия, эмоционального равновесия и комфорта, ощущение того, что человек живет своей жизнью, идет по своему жизненному пути» [2]. И здесь следует сказать о неразрывной связи, согласованности психологической культуры, микросоциума, социума, в котором живет личность.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временной характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.
Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.
Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.
Стояние психологического здоровья изучалось у детей младшего школьного возраста на базе Социально-педагогического центра г. Минска, которые были временно изъяты из семьи по разным причинам (например, пьянство родителей, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, тяжелая болезнь родителей и др.). В структурные компоненты категории психологического здоровья данного возрастного этапа были включены: интеллектуальный (изучался по тесту Векслера), аффективный (методика ДДЧ), личность и социальное взаимодействие (самооценка по критерию Дембо-Рубинштейн, модификация В. Г. Щур, и методика Рене Жиля).
В интеллектуально-познавательной сфере у 78 % детей имели место нарушения речевой функции, а именно – небогатый словарный запас, звукопроизношение слабое развитие монологической речи. У этих же детей отмечена недостаточная устойчивость и концентрация внимания. У большинства детей проблемы с опосредованным запоминанием и долговременной памятью, а также небольшой объем запоминания.
Для этих детей характерно наглядно-образное мышление и недостаточная способность к внутреннему планированию деятельности. У 65 % детей обнаружен низкий уровень самоконтроля.
В эмоциональной сфере основной проблемой является высокая тревожность, которая проявляется у 78 % детей. В основном им характерны страхи бытового характера (сделать что-нибудь не так, быть непослушным и т. д.). Также наблюдаются признаки тревожности по отношению к взрослым и отдельные признаки тревожного отношения к детям (заботятся о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством, навязываются другим, ими легко управлять). Для этих детей характерны эмоциональная напряженность, суетливость, немотивированное беспокойство.
У 33 % испытуемых можно отметить признаки депрессивного состояния (часто мечтают наяву, в свободное время иногда проявляют отсутствие интереса к чему бы то ни было, выполняя ручную работу, иногда очень старательны, иногда нет, апатичны, пассивны, невнимательны, движения замедленны).
У всех детей наблюдается низкая произвольность и саморегуляция. Этим детям свойственны несобранность, они не умеют длительно преследовать поставленную цель, упорно преодолевать трудности.
В личностном и межличностном взаимодействии можно отметить следующие трудности:
• упрямство – 33 %;
• агрессивность – 33 %;
• склонность к фантазированию защитного типа – 22 %;
• неустойчивая или низкая самооценка – 67 %.
Во взаимодействии со сверстниками можно отметить напряженность в отношениях. Она проявляется в недоброжелательности по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу их общения, ссорах, драках, хвастовстве перед другими детьми. Также были зафиксированы ивраждебные проявления в отношении к сверстникам (мешает другим детям в играх, посмеивается над ними, любит их пугать, пристает к более слабым).
Во взаимодействии со взрослыми отмечается некоторая тенденция к недоверию новым людям. Это может быть связано с. отрицательным опытом, с которым ребенок столкнулся в семье. Но есть дети, которые наоборот тянутся к взрослым, стремятся во что бы то ни было привлечь к себе внимание, требуют ласки и внимания. У 55 % детей были зафиксированы многочисленные симптомы враждебного отношения к взрослым (переменчивость в поведении, умышленное плохое выполнение работы, порча общественной и личной собственности, негативное отношение к замечаниям, несоблюдение дисциплины).
Что касается самооценки, то только у 33 % детей она адекватная, а у остальных она либо завышенная, либо заниженная, либо вовсе неустойчивая. Это, конечно же, сказывается на взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми.
Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах психологического здоровья воспитанников данного социально-педагогического центра, что указывает на необходимость проведения коррекционной работы по его улучшению.
Психологическое здоровье личности складывается в процессе взаимодействия личности и среды и является продуктом этого взаимодействия. Психологическое здоровье может быть представлено посредством качественных и количественных характеристик адаптации личности к социальным условиям (идеи бихевиоризма, психоанализа) и реализации потенциалов личности (гуманистическая психология). В ходе описания психологического здоровья личности авторы большинства концепций делают акцент на изучении факторов, влияющих на формирование здоровья, и чертах здоровой личности, которые являются обобщающими критериями для оценки здоровья личности ребенка.
Факторы, влияющие на развитие здоровой личности, условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести социальное окружение, семейное воспитание, ведущую деятельность. В спектр внутренних факторов психологического здоровья целесообразно включить пол, возраст, направленность, самооценка, умственный потенциал и другие.
Личность в процессе функционирования и развития взаимодействует со средовыми условиями, тем самым включена в процессы адаптации, интеграции, регуляции. Функции интеграции и регуляции заключаются в обеспечении целостности, оптимального соотношения между различными компонентами структуры личности. Под влиянием внешних и внутренних условий система личности также стремится к адаптации к изменяющей среде для достижения целостности.
Список литературы
1. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с.
2. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. – Минск : Выш. шк., 2009. – 336 с.