Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ



На сегодняшний день теоретико-практические вопросы и проблемы здоровья детей затрагивают не только область медицины. Любая социальная среда (образовательная или семейная) может рассматриваться не только как основное условие познавательного и общего психического развития, но как причина психо-эмоционального неблагополучия ребенка. Фактически все профессиональные области, которые в той или иной степени имеют отношение к ребенку, должны учитывать аспект его психологического здоровья. Сохранение здоровья детей и создание системы, обеспечивающей безопасность психического развития ребенка, стала первоочередной (если не главной) задачей.

В. Э. Пахальян дает следующее определение психологического здоровья: «Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [1].

Психологическое здоровье, как предмет работы психолога, определяется как «состояние самоактуализации, внутреннего благополучия, эмоционального равновесия и комфорта, ощущение того, что человек живет своей жизнью, идет по своему жизненному пути» [2]. И здесь следует сказать о неразрывной связи, согласованности психологической культуры, микросоциума, социума, в котором живет личность.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временной характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.

Стояние психологического здоровья изучалось у детей младшего школьного возраста на базе Социально-педагогического центра г. Минска, которые были временно изъяты из семьи по разным причинам (например, пьянство родителей, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, тяжелая болезнь родителей и др.). В структурные компоненты категории психологического здоровья данного возрастного этапа были включены: интеллектуальный (изучался по тесту Векслера), аффективный (методика ДДЧ), личность и социальное взаимодействие (самооценка по критерию Дембо-Рубинштейн, модификация В. Г. Щур, и методика Рене Жиля).

В интеллектуально-познавательной сфере у 78 % детей имели место нарушения речевой функции, а именно – небогатый словарный запас, звукопроизношение слабое развитие монологической речи. У этих же детей отмечена недостаточная устойчивость и концентрация внимания. У большинства детей проблемы с опосредованным запоминанием и долговременной памятью, а также небольшой объем запоминания.

Для этих детей характерно наглядно-образное мышление и недостаточная способность к внутреннему планированию деятельности. У 65 % детей обнаружен низкий уровень самоконтроля.

В эмоциональной сфере основной проблемой является высокая тревожность, которая проявляется у 78 % детей. В основном им характерны страхи бытового характера (сделать что-нибудь не так, быть непослушным и т. д.). Также наблюдаются признаки тревожности по отношению к взрослым и отдельные признаки тревожного отношения к детям (заботятся о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством, навязываются другим, ими легко управлять). Для этих детей характерны эмоциональная напряженность, суетливость, немотивированное беспокойство.

У 33 % испытуемых можно отметить признаки депрессивного состояния (часто мечтают наяву, в свободное время иногда проявляют отсутствие интереса к чему бы то ни было, выполняя ручную работу, иногда очень старательны, иногда нет, апатичны, пассивны, невнимательны, движения замедленны).

У всех детей наблюдается низкая произвольность и саморегуляция. Этим детям свойственны несобранность, они не умеют длительно преследовать поставленную цель, упорно преодолевать трудности.

В личностном и межличностном взаимодействии можно отметить следующие трудности:

• упрямство – 33 %;

• агрессивность – 33 %;

• склонность к фантазированию защитного типа – 22 %;

• неустойчивая или низкая самооценка – 67 %.

Во взаимодействии со сверстниками можно отметить напряженность в отношениях. Она проявляется в недоброжелательности по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу их общения, ссорах, драках, хвастовстве перед другими детьми. Также были зафиксированы ивраждебные проявления в отношении к сверстникам (мешает другим детям в играх, посмеивается над ними, любит их пугать, пристает к более слабым).

Во взаимодействии со взрослыми отмечается некоторая тенденция к недоверию новым людям. Это может быть связано с. отрицательным опытом, с которым ребенок столкнулся в семье. Но есть дети, которые наоборот тянутся к взрослым, стремятся во что бы то ни было привлечь к себе внимание, требуют ласки и внимания. У 55 % детей были зафиксированы многочисленные симптомы враждебного отношения к взрослым (переменчивость в поведении, умышленное плохое выполнение работы, порча общественной и личной собственности, негативное отношение к замечаниям, несоблюдение дисциплины).

Что касается самооценки, то только у 33 % детей она адекватная, а у остальных она либо завышенная, либо заниженная, либо вовсе неустойчивая. Это, конечно же, сказывается на взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах психологического здоровья воспитанников данного социально-педагогического центра, что указывает на необходимость проведения коррекционной работы по его улучшению.

Психологическое здоровье личности складывается в процессе взаимодействия личности и среды и является продуктом этого взаимодействия. Психологическое здоровье может быть представлено посредством качественных и количественных характеристик адаптации личности к социальным условиям (идеи бихевиоризма, психоанализа) и реализации потенциалов личности (гуманистическая психология). В ходе описания психологического здоровья личности авторы большинства концепций делают акцент на изучении факторов, влияющих на формирование здоровья, и чертах здоровой личности, которые являются обобщающими критериями для оценки здоровья личности ребенка.

Факторы, влияющие на развитие здоровой личности, условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести социальное окружение, семейное воспитание, ведущую деятельность. В спектр внутренних факторов психологического здоровья целесообразно включить пол, возраст, направленность, самооценка, умственный потенциал и другие.

Личность в процессе функционирования и развития взаимодействует со средовыми условиями, тем самым включена в процессы адаптации, интеграции, регуляции. Функции интеграции и регуляции заключаются в обеспечении целостности, оптимального соотношения между различными компонентами структуры личности. Под влиянием внешних и внутренних условий система личности также стремится к адаптации к изменяющей среде для достижения целостности.

 

Список литературы

1. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с.

2. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. – Минск : Выш. шк., 2009. – 336 с.

 

Н. А. Кормнова, Л. С. Усеинова

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.