Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА



 

В наши дни довольно часто можно услышать от родителей такие вопросы: «Как правильно воспитывать ребёнка?», «Какие игрушки ему лучше покупать?», «В какие развивающие центры и школы отдавать?». Однако крайне редко звучит иной вопрос: «Каким должен быть я, чтобы быть достойным примером для своего ребенка?». Все вопросы, казалось бы, касаются одной проблемы – создания адекватных условий для развития и воспитания детей, однако представляют две совершенно разные родительские позиции. В первом случае родители интуитивно пытаются разделить ответственность за развитие своего ребенка с другими субъектами воспитания: детским садом, школой, развивающими центрами и т. д. Такие родители, как правило, очень критичны и требовательны к воспитателям, педагогам, психологам, но, к сожалению, не к себе, и не считают нужным, в случае необходимости, скорректировать свое поведение ради ребенка. Вторую позицию занимают те родители, которые осознают первостепенность личного примерародителей и делают всё от них зависящее, чтобы создать максимально благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка именно в семье. И здесь важно, сумеют ли эти родители развить заложенные в малыше от природы способности или, наоборот, сломают хрупкую психику ребенка в стремлении «переделать» его, «подстроить» под себя, под свои амбиции и представления о должном и совершенном.

Именно поэтому начинать разговор о воспитании ребенка следует с воспитания родителей, ибо, как известно, «воспитатель сам должен быть воспитан». Для начала давайте познакомимся с некоторыми типичными личностными особенностями родителей, которые, как показывает практика, негативно влияют на развитие детей. Это, в первую очередь, такие как:

· тревожность – склонность к беспокойству, часто беспричинному, недостаточная уверенность в себе, несогласованность собственных чувств и желаний;

· аффективность – чрезмерная эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения и его перепады, склонность драматизировать ситуацию;

· доминантность – стремление играть ведущую роль в отношениях со всеми окружающими и с ребёнком в том числе;

· сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность всё близко понимать и принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться по любому поводу;

· гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное и превратно понимаемое чувство долга, неумение находить компромисс между общественными и личными интересами;

· эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, неумение слушать и слышать других, отсутствие гибкости суждений.

Трудно переоценить роль родителей и их психологических особенностей в становлении личности ребенка. И не последнюю роль в этом процессе играют родительские установки.

Взрослые люди, в отличие от детей, способны осознавать и контролировать предъявляемые им требования и установки окружающих, руководствуясь собственным опытом, знаниями и желаниями. Они не пускают в своё подсознание те установки, которые они отвергли или не приняли на уровне сознания. Дети же еще не умеют этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями и другими значимыми взрослыми и поэтому те установки, которые они получают от них, проникают в подсознание детей и в дальнейшем определяют их поведение. Вот почему так важно, чтобы эти установки содержали в себе «созидающий» заряд, настраивали ребенка на позитивное мышление и активное отношение к миру, к людям и к себе.

Давайте попробуем сравнить негативные и позитивные установки родителей, и частоту их использования в нашей педагогической практике.

 

Таблица

 

Негативные установки Позитивные установки
Сильные люди не плачут. Поплачь – легче станет.
Думай только о себе, никого не жалей. Сколько отдашь – столько и получишь.
Ты всегда, как твой папа (твоя мама). Какая мама умница, а папа молодец! Они самые хорошие.
Уж лучше бы тебя вообще не было на свете. Какое счастье, что ты у меня есть!
Вот и будешь мыкаться по жизни, как твой папа (твоя мама). Каждый сам выбирает свой путь.
Не будешь слушаться – заболеешь. Ты всегда будешь здоров.
Яблоко от яблоньки не далеко падает. Что посеешь, то и пожнёшь.
Не твоего ума дело. Твое мнение нам интересно.
Бог тебя накажет. Бог тебя любит.
Не ешь много, а то будешь толстой, и тебя никто не будет любить. Ешь на здоровье!
Если ты будешь так себя вести, то с тобой никто не будет дружить. Как ты относишься к людям, так и они к тебе. Как аукнется, так и откликнется.
Ты всегда это делаешь хуже других. Каждый может ошибаться. Попробуй ещё раз!
Ты всегда будешь грязнулей. Как приятно видеть тебя чистым и аккуратным. Ведь чистота – это залог здоровья!
Женщина глупее мужчин. Все зависит от самого человека.
Ты плохой и вредный, тебя не за что любить. Я люблю тебя, любимого!
Все хорошее кончается, нельзя ведь всегда есть только конфеты. Умеренность – лучший друг по жизни. Все зависит от тебя.

 

Этот список каждый из нас может продолжить сам. Что-то в нем нам знакомо больше, что-то – меньше, но главное понять, какие из этих установок мешают людям жить и не адресовать их своим детям, чтобы не сформировать у них «внушенную беспомощность», неуверенность в себе и жизненную пассивность.

Родителям при воспитании ребенка следует придерживаться адекватного стиля воспитания, то есть избегать как излишней опеки, так и вседозволенности, как чрезмерной строгости, так и захваливания. И единого универсального «рецепта», подходящего для воспитания всех детей, казалось бы, не существует, поскольку все малыши разные, развиваются по индивидуальной, заложенной природой и родителями, программе. Однако в последнее время в печати все чаще можно встретить словосочетание «воспитание любовью». Действительно, этот метод на первый взгляд кажется таким простым, доступным, естественным, не требующим от родителей специальных знаний и умений. Казалось бы, что может быть проще, чем любить своего малыша? Но оказывается, в наше «космическое» время многим родителям эта задача не по плечу: они в принципе не умеют любить (и не только своих детей)! Возможно, их самих когда-то не в полной мере любили в детстве, не развили в них добрые чувства, не научили делиться положительными эмоциями.

По мнению известных психологов (например, Э. Берна) даже взрослым людям для нормального самочувствия и хорошего настроения необходимо вполне определенное количество физических прикосновений, объятий, поцелуев в течение дня. Доказано, что если человек не получает положенной «дозы» ласки, тепла, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Но если для взрослого человека так важны положительные эмоции и тактильные ощущения, то для ребёнка они просто жизненно необходимы.

А теперь давайте рассмотрим, что будет, если ребенку не уделяют должного внимания и любви. В отличие от взрослых, дети очень внимательны ко всем явлениям, происходящим в их жизни, и желание узнать причину всех этих явлений у них огромное. Вот они и бегут к родителям, чтобы найти ответы на свои вопросы. Ведь мама и папа самые умные, они все знают! А тут…родители по каким-либо причинам не хотят отвечать им: то ли устали, то ли считают глупостью отвечать на детские вопросы, то ли вообще не слышат этих «почему». В то же время мама охотно болтает по телефону с подругой, а папа смотрит телевизор (очень важное занятие!). Еще хуже, когда ребенок в ответ на свои вопросы слышит раздраженный крик или видит явное недовольство на лице родителей. Так у него постепенно формируется представление о том, что родителей не стоит ни о чем спрашивать, их нужно просто слушаться (желательно молча). Ребенок замолкает, уходит в себя, и уже не идет со своими «почему» к маме и папе. Родители безумно довольны, что их ребенок не доставляет им никаких хлопот, и не понимают, что таким их ребенок уже останется навсегда! Пройдет время, и мама с папой начнут предъявлять претензии по поводу того, что их чадо слишком скрытно, не хочет делиться своими мыслями и чувствами, участвовать в каких-либо семейных торжествах и вообще «отбился от рук». Но почему только сейчас возникло это недовольство? Ведь когда-то родителей вполне устраивало молчаливое поведение ребенка и то, что им занимались все, кроме самих родителей.

Иногда ребенок в поиске ответов на интересующие его вопросы или в своем стремлении к общению сам находит себе круг друзей, которые полностью его понимают, поддерживают, выслушивают, одобряют, учат. Не правда ли, достойная замена вечно усталым, занятым и всем недовольным родителям? Но ведь этот круг может оказаться и преступным, а вытащить ребенка оттуда будет практически невозможно, потому что он никогда не бросит своих настоящих друзей.

Так что все в руках родителей. Как важно уделять больше внимания детям, любить их, болтать с ними на равных, читать вместе умные и добрые книги, играть всегда и везде. Если нужно ради блага ребенка – изменить себя и даже весь мир. А если чем-то очень заняты, то приобщить ребенка к своему делу, чтобы он был рад помочь вам сейчас и всегда! Не стоит забывать и очевидную истину: какими родители будут для ребенка, таким и он будет для них.

Н. К. Лапицкий

(Гомель, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.