В наши дни довольно часто можно услышать от родителей такие вопросы: «Как правильно воспитывать ребёнка?», «Какие игрушки ему лучше покупать?», «В какие развивающие центры и школы отдавать?». Однако крайне редко звучит иной вопрос: «Каким должен быть я, чтобы быть достойным примером для своего ребенка?». Все вопросы, казалось бы, касаются одной проблемы – создания адекватных условий для развития и воспитания детей, однако представляют две совершенно разные родительские позиции. В первом случае родители интуитивно пытаются разделить ответственность за развитие своего ребенка с другими субъектами воспитания: детским садом, школой, развивающими центрами и т. д. Такие родители, как правило, очень критичны и требовательны к воспитателям, педагогам, психологам, но, к сожалению, не к себе, и не считают нужным, в случае необходимости, скорректировать свое поведение ради ребенка. Вторую позицию занимают те родители, которые осознают первостепенность личного примерародителей и делают всё от них зависящее, чтобы создать максимально благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка именно в семье. И здесь важно, сумеют ли эти родители развить заложенные в малыше от природы способности или, наоборот, сломают хрупкую психику ребенка в стремлении «переделать» его, «подстроить» под себя, под свои амбиции и представления о должном и совершенном.
Именно поэтому начинать разговор о воспитании ребенка следует с воспитания родителей, ибо, как известно, «воспитатель сам должен быть воспитан». Для начала давайте познакомимся с некоторыми типичными личностными особенностями родителей, которые, как показывает практика, негативно влияют на развитие детей. Это, в первую очередь, такие как:
· тревожность – склонность к беспокойству, часто беспричинному, недостаточная уверенность в себе, несогласованность собственных чувств и желаний;
· аффективность – чрезмерная эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения и его перепады, склонность драматизировать ситуацию;
· доминантность – стремление играть ведущую роль в отношениях со всеми окружающими и с ребёнком в том числе;
· сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность всё близко понимать и принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться по любому поводу;
· гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное и превратно понимаемое чувство долга, неумение находить компромисс между общественными и личными интересами;
· эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, неумение слушать и слышать других, отсутствие гибкости суждений.
Трудно переоценить роль родителей и их психологических особенностей в становлении личности ребенка. И не последнюю роль в этом процессе играют родительские установки.
Взрослые люди, в отличие от детей, способны осознавать и контролировать предъявляемые им требования и установки окружающих, руководствуясь собственным опытом, знаниями и желаниями. Они не пускают в своё подсознание те установки, которые они отвергли или не приняли на уровне сознания. Дети же еще не умеют этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями и другими значимыми взрослыми и поэтому те установки, которые они получают от них, проникают в подсознание детей и в дальнейшем определяют их поведение. Вот почему так важно, чтобы эти установки содержали в себе «созидающий» заряд, настраивали ребенка на позитивное мышление и активное отношение к миру, к людям и к себе.
Давайте попробуем сравнить негативные и позитивные установки родителей, и частоту их использования в нашей педагогической практике.
Таблица
Негативные установки
Позитивные установки
Сильные люди не плачут.
Поплачь – легче станет.
Думай только о себе, никого не жалей.
Сколько отдашь – столько и получишь.
Ты всегда, как твой папа (твоя мама).
Какая мама умница, а папа молодец! Они самые хорошие.
Уж лучше бы тебя вообще не было на свете.
Какое счастье, что ты у меня есть!
Вот и будешь мыкаться по жизни, как твой папа (твоя мама).
Каждый сам выбирает свой путь.
Не будешь слушаться – заболеешь.
Ты всегда будешь здоров.
Яблоко от яблоньки не далеко падает.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не твоего ума дело.
Твое мнение нам интересно.
Бог тебя накажет.
Бог тебя любит.
Не ешь много, а то будешь толстой, и тебя никто не будет любить.
Ешь на здоровье!
Если ты будешь так себя вести, то с тобой никто не будет дружить.
Как ты относишься к людям, так и они к тебе. Как аукнется, так и откликнется.
Ты всегда это делаешь хуже других.
Каждый может ошибаться. Попробуй ещё раз!
Ты всегда будешь грязнулей.
Как приятно видеть тебя чистым и аккуратным. Ведь чистота – это залог здоровья!
Женщина глупее мужчин.
Все зависит от самого человека.
Ты плохой и вредный, тебя не за что любить.
Я люблю тебя, любимого!
Все хорошее кончается, нельзя ведь всегда есть только конфеты.
Умеренность – лучший друг по жизни. Все зависит от тебя.
Этот список каждый из нас может продолжить сам. Что-то в нем нам знакомо больше, что-то – меньше, но главное понять, какие из этих установок мешают людям жить и не адресовать их своим детям, чтобы не сформировать у них «внушенную беспомощность», неуверенность в себе и жизненную пассивность.
Родителям при воспитании ребенка следует придерживаться адекватного стиля воспитания, то есть избегать как излишней опеки, так и вседозволенности, как чрезмерной строгости, так и захваливания. И единого универсального «рецепта», подходящего для воспитания всех детей, казалось бы, не существует, поскольку все малыши разные, развиваются по индивидуальной, заложенной природой и родителями, программе. Однако в последнее время в печати все чаще можно встретить словосочетание «воспитание любовью». Действительно, этот метод на первый взгляд кажется таким простым, доступным, естественным, не требующим от родителей специальных знаний и умений. Казалось бы, что может быть проще, чем любить своего малыша? Но оказывается, в наше «космическое» время многим родителям эта задача не по плечу: они в принципе не умеют любить (и не только своих детей)! Возможно, их самих когда-то не в полной мере любили в детстве, не развили в них добрые чувства, не научили делиться положительными эмоциями.
По мнению известных психологов (например, Э. Берна) даже взрослым людям для нормального самочувствия и хорошего настроения необходимо вполне определенное количество физических прикосновений, объятий, поцелуев в течение дня. Доказано, что если человек не получает положенной «дозы» ласки, тепла, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Но если для взрослого человека так важны положительные эмоции и тактильные ощущения, то для ребёнка они просто жизненно необходимы.
А теперь давайте рассмотрим, что будет, если ребенку не уделяют должного внимания и любви. В отличие от взрослых, дети очень внимательны ко всем явлениям, происходящим в их жизни, и желание узнать причину всех этих явлений у них огромное. Вот они и бегут к родителям, чтобы найти ответы на свои вопросы. Ведь мама и папа самые умные, они все знают! А тут…родители по каким-либо причинам не хотят отвечать им: то ли устали, то ли считают глупостью отвечать на детские вопросы, то ли вообще не слышат этих «почему». В то же время мама охотно болтает по телефону с подругой, а папа смотрит телевизор (очень важное занятие!). Еще хуже, когда ребенок в ответ на свои вопросы слышит раздраженный крик или видит явное недовольство на лице родителей. Так у него постепенно формируется представление о том, что родителей не стоит ни о чем спрашивать, их нужно просто слушаться (желательно молча). Ребенок замолкает, уходит в себя, и уже не идет со своими «почему» к маме и папе. Родители безумно довольны, что их ребенок не доставляет им никаких хлопот, и не понимают, что таким их ребенок уже останется навсегда! Пройдет время, и мама с папой начнут предъявлять претензии по поводу того, что их чадо слишком скрытно, не хочет делиться своими мыслями и чувствами, участвовать в каких-либо семейных торжествах и вообще «отбился от рук». Но почему только сейчас возникло это недовольство? Ведь когда-то родителей вполне устраивало молчаливое поведение ребенка и то, что им занимались все, кроме самих родителей.
Иногда ребенок в поиске ответов на интересующие его вопросы или в своем стремлении к общению сам находит себе круг друзей, которые полностью его понимают, поддерживают, выслушивают, одобряют, учат. Не правда ли, достойная замена вечно усталым, занятым и всем недовольным родителям? Но ведь этот круг может оказаться и преступным, а вытащить ребенка оттуда будет практически невозможно, потому что он никогда не бросит своих настоящих друзей.
Так что все в руках родителей. Как важно уделять больше внимания детям, любить их, болтать с ними на равных, читать вместе умные и добрые книги, играть всегда и везде. Если нужно ради блага ребенка – изменить себя и даже весь мир. А если чем-то очень заняты, то приобщить ребенка к своему делу, чтобы он был рад помочь вам сейчас и всегда! Не стоит забывать и очевидную истину: какими родители будут для ребенка, таким и он будет для них.