Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Их психологического здоровья



Реализация гуманистических ценностей, на которые ориентирована современная система непрерывного образования, предполагает совершенствование педагогического взаимодействия. Внимание исследователей многих стран мира (в том числе – Беларуси) приковано к решению данной проблемы. При этом основное внимание ученых обращено на педагогическое взаимодействие в системе «учитель – дети» (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Реан и др.). Вместе с тем первым педагогом, играющим чрезвычайно важную роль в становлении личности ребенка, его социализации является воспитатель дошкольного учреждения. Его профессиональное взаимодействие с детьми, в том числе – оптимальное, остается пока малоизученным.

Проводимые нами (и под нашим научным руководством) исследования педагогического взаимодействия специалистов дошкольного образования дают основание считать, что критерии оптимального, эффективного педагогического общения педагога детского сада близки к критериям такого общения учителя, ранее выявленным и описанным А. А. Леонтьевым [1] и др. Однако они имеют и свою специфику, обусловленную прежде всего психологическими особенностями детей дошкольного возраста (основного предмета деятельности воспитателя), их ведущей деятельности. Оптимальное педагогическое взаимодействие специалиста дошкольного образования предполагает его гуманистическую ориентацию, создание благоприятных условий для собственной активности ребенка, особо важное значение которой в воспитании и обучении придавал Л. С. Выготский, считавший именно ребенка главной фигурой образовательного процесса [2]. Эффективное педагогическое общение воспитателя (других специалистов дошкольного образования) ориентировано на своевременное возникновение и развитие «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности, прежде всего – игровой. Игра является, по образному выражению корифея отечественной психологии «девятым валом» психического развития ребенка, деятельностью, создающей его «зону ближайшего развития», содержащую в себе «как в фокусе увеличительного стекла» все тенденции развития дошкольника [3]. Оптимальное педагогическое взаимодействие не только способствует социализации ребенка, но и в наибольшей степени – творческому овладению культурой личностью, развитию эвристической направленности в целом. Оно содействует раннему выявлению задатков, склонностей воспитанников, развитию их способностей, одаренности. В числе особо «весомых», значимых критериев оптимального педагогического взаимодействия – сохранение и укрепление психологического здоровья его участников – детей и педагога.

Хотя термин «психологическое здоровье» появился недавно, он уже достаточно широко используется – и не только в специальной литературе, но и в психолого-педагогической практике, семейном воспитании. Проблема же укрепления и сохранения психологического здоровья сегодня в числе актуальных; она привлекает к себе всё более широкий круг исследователей (в том числе в нашей стране) (И. В. Дубровина, О. В. Хухлаева, В. И. Слободчиков, А. А. Селезнев и др.). В настоящее время нет полного единства во взглядах на этот вид здоровья. Полагаем, психологическое здоровье как целостное состояние личности, основанное на полноценном психическом развитии человека, можно выразить, прежде всего такими понятиями как «эмоциональное благополучие» и «внутренний душевный комфорт». Есть основание присоединиться к тем, кто максимум психологического здоровья рассматривает как интеграл жизнеспособности и человечности [4]. Существуют разные мнения относительно структурных компонентов психологического здоровья, но все они касаются внутриличностного и межличностного пространства человека, его эмоционального состояния, отношений с окружающими людьми и к миру в целом.

Психологически здорового человека характеризуют как личность с позитивным самовосприятием, признающую при этом ценность и других людей, оптимистичную, способную адаптироваться к среде без ущерба для других и своего здоровья; живущего в гармонии с самим собою и окружающими людьми, рядом с которыми ему «легко дышится». Его жизнь наполнена смыслом, он стремится к саморазвитию и творческому самовыражению в деятельности, что ему и удается сделать; жизнь доставляет ему радость. Базис же, основы психологического здоровья «закладываются» уже на ранних этапах онтогенеза. Забота о здоровье – приоритетное направление в современных образовательных программах гуманистиской ориентации, в числе которых – национальная программа «Пралеска», по которой работают дошкольные учреждения республики. Она нацеливает на сохранение и укрепление как физического, так и психического, психологического здоровья (эмоционального благополучия, душевного комфорта); на оказание содействия в возникновении и сохранении у воспитанников «преимущественно позитивного мироощущения, чувства защищенности, принятия ребенка взрослыми и сверстниками». В числе программных задач и повышение представления ребенка о собственном «Я», формирование уверенности в своих силах [5, с. 12]. «Пралеска» ориентирует воспитывающих детей взрослых на исключение воздействия неблагоприятных факторов не только на физическое состояние ребенка, но и психологическое (не допускать бестактного, травмирующего детскую психику общения взрослых в системах «педагог – ребенок», «помощник воспитателя – ребенок» [5, с.125 и др.]; на недопущение устойчивого неблагоприятного положения ребенка в «детском обществе», ведущего к состоянию неуверенности в себе, угнетенности, проявлениям агрессивности [5, c. 224] и др.

Разнообразны пути и средства сохранения и укрепления психологического здоровья у детей [6; 7 и др.]. Особое, значимое место среди них мы отводим повышению коммуникативной компетентности детей, развитию их социальных способностей, овладению дошкольниками азами психологической культуры. Психологическую культуру ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем как сложный феномен, представляющий собой своеобразный сплав психологических знаний и умений доконцептуальных, спонтанно приобретенных (в значительной степени путем погружения в «детскую субкультуру»), а также психологических знаний и умений, усвоенных в процессе целенаправленной деятельности педагога (концептуальный уровень).

К числу основных функций психологической культуры дошкольника отнесем следующие: адаптационная, регулятивная, коммуникативная, аффективная, ценностно-смысловая, культуротворческая. Разнообразны сферы психологической культуры, к которым важно и уже возможно приобщить дошкольника. В числе таковых: культура переживаний и чувств; понимание себя и другого человека; правила общения, диалога; психология сотрудничества и совместной деятельности; коммуникативные умения; культура умственного труда. Основные задачи по приобщению дошкольников к азам психологической культуры (пропедевтика) в программе «Пралеска» представлены в её разделе (подразделах) «Человек и общество» («Ребенок как член семьи», «Ребенок как член детской группы», «Ребенок как член общества», «Тайны моего «Я»). Содержание работы по формированию психологической культуры у дошкольников во многом обусловлено конкретно решаемой задачей, реализуемой функцией данного вида культуры, тем, к какой её составляющей педагог планирует приобщить своих воспитанников. Как свидетельствуют проведенное нами исследование, достижению позитивных результатов в формировании у дошкольников коммуникативной составляющей психологической культуры, развитии их социальных способностей (значимых для психологического здоровья) способствует система в работе педагогов, которая включает в себя их деятельность по следующим направлениям, «векторам»:

· создание в дошкольной группе атмосферы безопасности и защищенности, доверия к миру, окружающим людям;

· развитие социальной мотивации дошкольников – углубление интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование основ духовного богатства, гуманистической направленности;

· повышение уровня самовосприятия воспитанников, формирование у них позитивной «Я-концепции»;

· развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей невербальных средств общения;

· развитие социального и эмоционального мышления;

· развитие творчества, креативности в общении;

· формирование и развитие произвольности в общении.

Для нас был особо значим такой «плод» воплощения на практике данной системы как оптимизация и гуманизация межличностных отношений в дошкольной группе. Это позитивно сказалось на реализации у ранее «непринятых» воспитанников детского сада потребностей в общении со сверстниками, признании их в «детском обществе», что в свою очередь отразилось на целостном самочувствии этих дошкольников, их эмоциональном благополучии, «обретении» ими важных «слагаемых» психологического здоровья.

Анализ научной литературы, результатов проведенного исследования свидетельствуют о целесообразности в ходе работы по укреплению психологического здоровья детей опоры на такие принципы как: принцип субъективности, опоры на внутренние резервы ребенка; принцип индивидуализации и дифференциации; принцип природосообразности и амплификации развития; принцип системности и целостности; принцип жизненного оптимизма; принцип недирективности; принцип оптимального педагогического взаимодействия.

Выделим особо последний (принцип оптимального педагогического взаимодействия), которому мы придаем исключительно важное значение. Он предполагает проявление в профессиональном общении педагога сопричастности по отношению к воспитанникам, активно-положительного отношения к ним, гибкость в общении, широкую опору на свойственные дошкольникам мотивы деятельности (прежде всего – игровые); наличие «игровой позиции» у самого педагога, облегчающей проникновение в детский мир и признание его «своим» в этом мире. Кроме того, этот принцип означает и высокий уровень взаимопонимания педагога с родителями, коллегами, способность обеспечить посредством общения единение их позиций, усилий в отношении к ребенку как к самобытной, неповторимой индивидуальности, требующей охраны и поддержки. Воплощение принципа оптимального педагогического взаимодействия предполагает также проявление педагогом творчества, индивидуального стиля общения, позволяющего ему максимально самореализоваться, получить удовлетворение от своего труда и его результатов. И специальные исследования и жизненные наблюдения свидетельствуют: реализовать данный принцип удается прежде всего педагогам, обладающим профессионально-педагогическим здоровьем и тесно связанной с ней психологической культурой.

Овладение психологической культурой (в том числе – в области педагогического взаимодействия) позволяет педагогу (как учителю, так и специалисту дошкольного образования), перекодировать педагогическую задачу как некий жизненный факт в психологический, опознать в реальном явлении психологическую проблему, для решения которой уже имеется определенный алгоритм действия. Это представляется нам крайне важным для психологизации всего воспитательно-образовательного процесса.

Становление психологической культуры педагога – сложный многоуровневый процесс. Чрезвычайно значимы первые этапы овладения ею будущими педагогами – в период обучения в педагогическом колледже, педагогическом университете (институте). Психологическая культура оказывает влияние на всю педагогическую деятельность и, прежде всего, – на педагогическое взаимодействие, основной канал, с помощью которого педагог оказывает свое влияние на ребенка, осуществляет трансляцию социального опыта, составляющую сущность обучения и воспитания. Обеспечение психологической готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию, совершенствование ее, приобретает в связи с этим особую значимость.

Формирование социально-психологической готовности к педагогическому взаимодействию включает решение четырех тесно связанных задач:

1) вооружение субъектов воспитания и обучения системой знаний в области психологии развития, детской, возрастной психологии; педагогической, социальной, дифференциальной психологии;

2) развитие потребности в психологических знаниях, личностных качеств, значимых для успеха в профессионально-педагогическом взаимодействии;

3) вооружение будущих педагогов (и уже работающих) методами психологического изучения социально-психологических аспектов деятельности и профессионального самопознания и самовоспитания;

4) обучение коммуникативным умениям и навыкам.

Авторами разработаны и внедрены в педагогическую практику ряд программ, психологических курсов, спецкурсов, семинаров, способствующих решению вышеуказанных задач.

Педагог должен быть готов как к фронтальному общению так и к общению диадному, «лицом к лицу», учитывающему как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Наши исследования последних лет показали, что в индивидуализации нуждается и фронтальное, «социально ориентированное» общение, поскольку каждая группа, дошкольная группа как целостная социально-психологическая общность, представляет собой своеобразную интегральную индивидуальность. Отсюда в понятие индивидуального подхода в воспитательно-образовательном процессе, которое традиционно связывается с личностно-ориентированным общением, должен быть включен и индивидуальный подход к каждому коллективу (детскому, студенческому, педагогическому).

При формировании (совершенствовании) ценностно-ориентированных и операционально-коммуникативных компонентов педагогического взаимодействия необходимо учитывать, как показали специальные исследования (в том числе и проведенные авторами), и предметную специализацию, обуславливающую в значительной степени содержательную основу взаимодействия педагога с детьми.

Повышение уровня психологической культуры специалистов дошкольного образования (а вместе с тем и готовности их к реализации гуманистической парадигмы в педагогической практике) мы связываем в значительной степени и с их профессиональным самосовершенствованием в области психологии. Для оказания помощи педагогам дошкольных учреждений (и родителям) в самостоятельном приобщении их к психологической культуре нами (и в соавторстве) разработан ряд пособий и примерных программ самообразования в этой сфере [8; 9 и др.]. Приобретенный в процессе приобщения к общей и профессиональной психологической культуре «багаж» становится основой для выработки педагогом собственных решений, программ и способов действий в условиях конкретных ситуаций, в том числе – связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей и своего профессионального также.

 

Список литературы

1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М., 1979.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1991.

3. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития ребенка. – М., 2006. – С. 206–223.

4. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.91–105.

5. Пралеска: программа дошкольного образования /под ред. проф. Е. А. Панько. – Минск, 2007.

6. Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. Е. А. Панько. – Мозырь, 2010.

7. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психическое здоровье дошкольника / О. В. Хухлаева, И. М. Первушина. – М., 2001.

8. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного образования / под ред. Е. А. Панько. – Минск, 2002.

9. Дошкольное учреждение – семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка. Примерная программа самообразования для педагогов и родителей /Авт.-сост. Е. А. Панько, Т. В. Поздеева. – Мозырь, 2004.

 

 

Е. И. Комкова

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.