Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О значении педологических трудов



Л. С. Выготского

 

Термин «педология» занимает значительное место в научном словаре Л. С. Выготского. Основными контекстами его использования являются методологические проблемы предмета науки и конкретно вопросы различия, своеобразия и пересечений предметных областей психологии и педологии, а также их соотношения с психотехникой и педагогикой. Главное содержание педологических работ Л. С. Выготского составляют теории и факты, касающиеся возрастного развития ребенка с учетом всех его сторон: физического состояния, конституциональных особенностей, поведения и психических процессов, характера.

Под грифом «педология» вышло значительное количество изданий Л. С. Выготского. Это книги, в основном, учебные пособия и курсы лекций по педологии; статьи в сборниках и журналах, в «Психологическом словаре», написанном совместно с Б. Е. Варшавой. Л. С. Выготский выступал с докладами по проблемам педологии в их соотношении с психологией на I педологическом съезде (27 дек.1927–4 января 1928), на I Всесоюзном съезде по изучению поведения человека (1930), на других научных конференциях.

Значительное внимание Л. С. Выготский уделял методологическим и теоретическим вопросам педологии. Это, прежде всего, вопросы ее предмета и метода. Педологию Л. С. Выготский рассматривал как самостоятельную науку. В ряде работ он отмечал, что она возникла с исторической необходимостью в ответ на потребность практики воспитания и обучения в целостном знании о ребенке как развивающемся существе. Именно ребенок стал предметом педологии как самостоятельной научной дисциплины. Такое понимание предмета требовало методологического обоснования, поскольку, как отмечал основатель педологии Г. Ст. Холл, «наука о ребенке не подходит ни под какую классификацию и в некотором смысле не имеет себе подобной, будучи частью психологией, частью антропологией, частью медициной и гигиеной … Своеобразность заключается … в сосредоточении многих научных дисциплин и методов на одном предмете» 1 (цит. по: Выготский, 1996, с. 41).

При определении предмета педологии Л. С. Выготский опирался на идеи современной методологии, в частности, на книгу В. Н. Ивановского «Методологическое введение в науку и философию». В. Н. Ивановский предложил здесь классификацию наук, в соответствии с которой среди научных дисциплин выделяется особая группа наук о естественных целых: единый объект изучается данной наукой со всех сторон (например, Земля, земная поверхность – в географии, прошлое нашей планеты – в геологии и некот. др.). По Л. С. Выготскому, именно к таким наукам о естественных целых относится педология. «Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, как звездный мир и наша планета, является вместе с тем и объектом воздействия на него или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом» 1 (Выготский, 1996, с. 40). Таким образом, своеобразие педологии заключается в сосредоточении многих научных дисциплин и методов на одном объекте. Изучение ребенка как целого требовало его рассмотрения на каждой возрастной ступени во взаимосвязи всех сторон – анатомических, физиологических и морфологических особенностей организма, воплотившихся в понятии «конституция», а также психологических его характеристик. Все эти стороны связаны между собой сложными отношениями, так что «строго говоря, делить развитие ребенка на психологическое и физическое… не представляется ни целесообразным, ни научно оправданным, потому что психологическое развитие теснейшим образом связано с физическим и никогда не представляет собой самостоятельной линии развития» 2 (Выготский, 2001, с. 110–111). Но в целях изучения расчленять развитие все же надо. На большом количестве примеров Л. С. Выготский старался раскрыть взаимосвязь между физическими и психологическими процессами.

Своей главной задачей педология ставила изучение детского развития в динамике, изменениях и перестройке всех его сторон на каждом возрастном этапе, особенно – рассмотрение закономерностей, которые управляют психическим развитием ребенка. Таким образом, целостность и развитие во взаимодействии ребенка с окружающей средой были поставлены во главу угла. «… Педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире – ребенка в его взаимодействии с окружающей средой» 1 (Выготский, 1996, с. 42).

Опираясь на научные данные, Л. С. Выготский утверждал, что, «психологическое развитие ребенка является не самостоятельным, а подчиненным и обусловленным общим органическим развитием ребенка, постольку… правильное философское понимание природы детского развития не позволяет ограничиться при изучении ребенка одной детской психологией, но обязывает понимать это развитие как единый материальный по своей природе процесс» (Выготский 1996, с. 41). Этот процесс характеризуется «единством физических и психологических сторон в развитии ребенка, единством общественного и личного в восхождении по ступеням его развития» 2 (Выготский, 2001,с. 69).

Отсюда следовало положение о том, что «детская психология при этом становится только одной ветвью педологии, одной из педологических дисциплин» 1 (Выготский, 1996, с. 41).

В педологии проблема методов выступила, наряду с предметом, второй из основных и решалась на двух уровнях – методологическом и конкретно-научном. На методологическом уровне обсуждались фундаментальные вопросы, касающиеся принципов метода. В центр был поставлен вопрос значения и разных способов анализа применительно к исследованиям целостных объектов. Л. С. Выготский различал два вида анализа: путем разложения сложного на элементы или на единицы. «Анализ, разлагающий на элементы, характеризуется тем, что в элементе не содержатся свойства, присущие целому, единица же характеризуется тем, что она есть такая часть цело, в которой содержатся, хотя бы в зачаточном виде, все основные свойства, присущие целому» 2 (Выготский, 2001, с. 35). Не отрицая значения анализа по элементам, Л. С. Выготский показывает в целом его неадекватность для объяснения явлений развития.

На этой методологической основе решались вопросы метода и методик конкретных исследований. Л. С. Выготский признавал, что в педологии должны использоваться все научные методы, разработанные другими науками, изучающими отдельные стороны развития ребенка – физическое, умственное, речевое и т. д. Но педология – не простая сводка разнородных данных, разработанных в других научных дисциплинах – в этом случае она являлась бы не самостоятельной научной дисциплиной, а, по образному выражению П. П. Блонского, была бы винегретом разнородных знаний. Однако этого не происходит, ибо, применяя методы других научных дисциплин, педология, как утверждает Л. С. Выготский, использует эти данные иначе, чем в других науках, и в своих целях, для решения собственных педологических задач, подобно тому, как физик использует математический метод для решения физических задач. Например, «психолог, изучающий память семилетнего ребенка, будет изучать именно явления памяти на определенной ступени развития. Добытые им факты он сопоставит с другими данными о памяти, приведет их в систему, и закон, который он выведет, будет психологическим законом о деятельности памяти. Иначе поступит педолог. Изучая также память семилетнего ребенка, он сопоставит полученные им данные с другими данными не о памяти, но о семилетнем ребенке, приведет их также в систему, и закон, который он выведет, будет педологическим законом развития ребенка» 1 (Выготский, 1996, с. 47). Второй момент, который обусловливает своеобразие педологии как самостоятельной науки, хотя она и пользуется методами других наук, заключается в том, что она создает «свои методы объединения, обобщения и сравнения частных данных, полученных при помощи методов других наук» 1 (Выготский, 1996, с. 48).

Л. С. Выготский называет метод педологии клиническим, сравнивая его с таковым в медицине. «…Когда я говорю, что педология пользуется клиническим методом при изучении детского развития, то я этим хочу сказать: она подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдаемым в детском развитии только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов 2 (Выготский, 2001, с. 45). В целях анализа процесса развития педология пользуется собственными методами: генетическим, сравнительным и синтетическим. Генетический метод располагает все данные «как отдельные моменты единого процесса развития, взаимно обусловливающие друг друга» 1 (Выготский, 1996, с. 48). Он направлен на генетическое объяснение явления. Сравнительный метод решает задачи выявления как общих, так и специфических особенностей разных типов развития – животных и человека, примитивных народов и ребенка, данных патопсихологии с данными детской психологии, культурного и биологического и др. Синтетический метод заключается в объединении и сопоставлении разнородных данных, их синтез и «получение на основе этого синтеза целостной и связной характеристики каждого отдельного возраста как своеобразного реального единства» 1 (Выготский, 1996, с. 49). Так, например, из совокупности морфологических особенностей, физиологических исследований функций младенца, а также психологических описаний его восприятия, движений, форм общения со взрослым в их единстве с аффектом, педология должна создать своеобразную общую картину младенца, показать динамику этого возраста.

Детская психология, будучи, по мнению Л. С. Выготского, частью педологии, изучает поведение и психику ребенка собственными психологическими методами. В изучении развития ребенка в педологических работах Л. С. Выготского центральное место занимают психологические аспекты. По существу, в этих работах развитие ребенка освещается как психологический по своему содержанию процесс. В своих педологических работах Л. С. Выготский остается психологом.

Из всех сторон развития он рассматривает его психический, или, как часто пишет Л. С. Выготский, психологический аспект, который освещается им на материале достижений психологической науки, как мировой, так и отечественной.

В проблему развития ребенка Л. С. Выготский включал широкий комплекс вопросов. Главный из них – что такое развитие. Неправильно представлять его как количественное явление, простое увеличение тех психологических функций, которые присущи ребенку с самого начала. Развитие не сводится к росту, хотя даже и рост не исчерпывается чисто количественными изменениями. Л. С. Выготский систематизировал и произвел тщательный критический анализ существующих теорий развития с преимущественным вниманием в них к вопросам психического развития и дал собственную трактовку следующих проблем:

· методологические принципы и законы развития; развитие как сложный диалектический процесс самодвижения, подчиненный собственным внутренним закономерностям;

· движущие силы, факторы и источники развития – биологические, социологические, культурные, проблема роли наследственности и среды в их влиянии на этот процесс, понятие социальной ситуации развития;

· фазы или этапы развития в филогенезе и онтогенезе, основания их выделения;

· возраст и типы возрастов (хронологический – анатомический и физиологический, психологический, культурный, педологический), периодизация детства на основе возрастных новообразований, характеристика разных возрастов; стабильные и критические возраста;

· развитие поведения и специфических для человека психических функций в их сложном единстве и закономерностях;

· соотношение обучения и развития;

· уровни развития – актуальное и возможное, понятие зоны ближайшего развития.

По существу, совокупность проблем, которая рассматривается в педологических трудах Л. С. Выготского, связана с изучением закономерностей процесса именно психического развития ребенка под углом зрения его отношения к процессу онтогенеза в целом. Примером могут служить его лекции по педологии подростка, в которых вопросы психологии выделены в самостоятельную часть, озаглавленную «Психология подростка» 3 (Выготский. 1984, с. 5–242). Вопросы психологического исследования детского развития, рассматриваемые в педологических трудах как их обязательная составляющая часть, в то же время входят в ткань основного содержания психологической теории развития высших психических функций человека. Поэтому обычно и с полным на то основанием изучение развития в педологии отождествляется с исследованиями по психологии развития. В педологических текстах Л. С. Выготского термины «педолог», «педологический» и «психолог», «психологический» нередко практически не различаются и употребляются как равнозначные по содержанию, но различающиеся по своим методологическим установкам. Д. Б. Эльконин выразил это положение вещей в словах: «Его исследования, касавшиеся ребенка, носили собственно психологический характер, но в период его научного творчества проблемы психического развития ребенка относились к педологии» 4 (Эльконии, 1984, с. 387). В. В. Давыдов также отмечал, что в своей статье «О педологическом анализе педагогического анализа» Л. С. Выготский реально дает его психологический анализ. В то же время его педологические работы лишь частично вошли в шеститомное собрание сочинений и другие издания. Очевидно, что они должны быть более активно включены в научный оборот, а для этого полнее представлены в последующих изданиях сочинений Л. С. Выготского.

Необходимо также обратить внимание на большую историко-психологическую значимость педологических работ Л. С. Выготского. Их анализ представляет самостоятельный интерес для понимания педологии как дисциплины, сложившейся исторически на одном из этапов развития науки. В своих педологических работах Л. С. Выготский дает фундаментальный анализ ее предмета, методов, категориального аппарата, теоретических и практических задач. Этот анализ позволяет заключить, что, поскольку в процессе накопления исследований по возрастному развитию ребенка психологическая проблематика в них становилась все более преобладающей, педология оказалась поглощенной психологией развития и тем самым утратившей основания для существования в статусе особой науки.

История с запретом педологии в нашей стране достаточно освещалась в нашей литературе в контексте социальной истории психологической науки. При этом, однако, вопросы теории педологии как самостоятельной научной дисциплины, ее трудности в этих публикациях не получили надлежащего историко-теоретического анализа, который не ограничивался бы указаниями на влияние неблагоприятных идеологических условий – что несомненно важно, но выявлял бы также и внутренние собственно научные содержательные причины недолговечности, кратковременности существования педологии.

Педологические издания Л. С. Выготского – необходимый источник для изучения и понимания исторических судеб педологии.

Анализ педологических работ Л. С. Выготского представляет значительный интерес для современных исследований в области психологии возрастного развития, а также для разработки методологии и истории научного психологического познания.

 

Литература

1. Выготский, Л. С. Педология школьного возраста / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский. – М., 1996. – С. 19–106.

2. Выготский, Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский. – Ижевск, 2001.

3. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский., под. ред, Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – С. 5–242.

4. Эльконин, Д. Б. Послесловие / Д. Б. Эльконин // Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский., под. ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – С. 386–403.

 

 

Н. Г. Капустина

(Сургут, Россия)

 

Мировоззрение ребенка:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.