В отечественной психологии традиционно отводилось большое место вопросам развития обобщения и абстрактного мышления. В.В. Давыдов [1] указывает, что в основе развития обобщения лежит обнаружение устойчивого, повторяющегося элемента в явлениях окружающей среды. В своей монографии «Мышление и речь» Л. С. Выготский [2] подробно описывает, как ребенок с помощью взрослых учится выделять общие признаки и обозначать их словом, а также отбирать объекты, которые можно отнести в определенную категорию согласно ее признакам.
Л. С. Выготский подчеркивает, что каждое слово уже является обобщением, поскольку оно относится к целой группе или к классу предметов. При этом в каждой отдельной ситуации субъект может говорить как о конкретном предмете, так и об обобщенной группе. Исследования формирования понятий у детей и анализ логического мышления взрослых показывает, что из того, что субъект использует некоторое слово, вовсе не следует, что он владеет понятием, которое за ним скрывается.
Стоит отметить, что эксперимент Ж. Шиф показывает не только отставание в формировании житейских понятий по сравнению с научными. Другой важный вывод – это принципиальная возможность сосуществования разных типов мышления, абстрактного и конкретного, у одного индивида. Всегда ли субъект, овладев способностью к обобщению, «поднимает» свои еще не до конца сформированные понятия (существующие, например, в форме комплекса) на высокий уровень абстракции? Исследования показывают, что полный переход к абстрактному мышлению практически не встречается. Напротив, мышление взрослого здорового индивида отличает гибкость перехода между различными уровнями обобщения. Именно это позволяет человеку эффективно справляться с разными классами задач, начиная с математических уравнений и заканчивая жизненными неурядицами. Мышление человека способно не только использовать абстрактную логику, но и решать задачи более низкого уровня обобщения, в которых остается больше места для самого индивида, для влияния его мотивации. К примеру, вспомним сборы в дорогу: каждый решает индивидуально, что ему пригодится, и на основе собственных представлений составляет некоторый комплекс, предметы в котором объединены самыми многообразными связями: именно такую структуру описывал Л. С. Выготский.
Итак, мы будем исходить из того факта, что далеко не все понятия, существующие в сознании индивида, являются истинными понятиями. Это особенно справедливо для житейских понятий, которые, в отличие от научных, не даются в готовом виде и не строятся путем классификации специально подобранных объектов. Напротив, если речь идет о построении обобщенного житейского понятия, то материалом для его образования служит собственный опыт индивида.
Из работ Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и ряда других исследователей следует, что образование понятия представляет собой деятельность, а любая деятельность целенаправлена по сути своей. Соответственно, для того, чтобы перевести некоторый комплекс или синкрет на уровень понятия, субъекту необходимо иметь не только способность к решению абстрактно-логических задач, но, прежде всего, цель. Вопрос о цели, которая может заставить человека классифицировать свой житейский опыт, подбирать слова для описания переживаний и относить их в определенные категории (заданные, как правило, языком и культурой), очень сложен и подлежит отдельному рассмотрению, с позиции не только психологической, но и философской.
Сразу отметим, что процесс формирования понятий может быть индуцирован извне. Именно это происходит при работе с методикой «Определение понятий». Внешне методика очень проста: респондента просят объяснить, что означает то или иное слово. Список слов готовится заранее в соответствии с целями исследования. Было показано, что ответы респондентов отличаются в зависимости от степени развития мышления: дети дошкольного возраста склонны указывать отдельные признаки или функцию предмета, а на более поздних этапах развития мышления определение понятия предполагает включение его в более широкие категории. А. Р. Лурия [3] применял определение понятий в исследовании мышления узбекских крестьян. Было установлено различие в структуре мышления грамотных и неграмотных респондентов.
В настоящее время ведется исследование влияния мотивации на процесс мышления, в частности, анализируется влияние мотивационных конфликтов на уровень обобщения. Предполагается, что слова-стимулы, затрагивающие зоны мотивационных конфликтов субъекта, получают определение на более низком уровне, менее абстрактное, чем нейтральные слова-стимулы.
Из этого следует, что наряду с другими методами исследования мышления, такими, как «Пиктограммы» и «Толкование пословиц», методика «Определение понятий» может быть отнесена к проективным в случае, когда подбор стимульного материала учитывает не только степень абстракции того или иного понятия, но и его связь с жизненными событиями и переживаниями конкретного респондента.
Литература
1. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. – М., 1972.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М., 1999.
3. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., 2000.