Рассматривая теоретическое наследие Л. С. Выготского, как правило, сосредотачивают свое внимание на открытых им психических явлениях и фактах, на разработанных им теориях психики. Меньше внимания уделяют разработанным им методологическим подходам. В то же время по своей значимости для развития современного гуманитарного познания эти подходы не уступают практическим результатам исследований Л. С. Выготского. Вопрос о методологическом значении его идей, его роли в развитии методологического аппарата современной психологии и гуманитарного познания в целом до сих пор остается наименее изученным.
Идеи Л. С. Выготского не только открыли новые стороны психической реальности, но привели к возникновению нового типа психологического мышления, новых стратегий психологических исследований, новых методологических подходов. Осознание этих подходов, которые в своей неявной форме пронизывают все развитие отечественной психологии во второй половине ХХ века, особенно существенно сейчас, когда научное творчество буквально каждого психолога наполнено драматическим столкновением различных психологических парадигм.
Одной из главных особенностей методологии Л. С. Выготского является диалектический подход и практическое использование принципов диалектики, разработанных в классической немецкой психологии. Само движение научной мысли Л. С. Выготского было по своей природе диалектическим, что позволило ему решительно отойти от позитивистских принципов, занимавших лидирующие позиции в современной ему психологии. Благодаря такой методологической основе разработанная им культурно-историческая теория психики человека смогла уверенно выдержать конкуренцию с бурно развивавшимися в первой половине ХХ века бихевиоризмом, гештальт-психологией и когнитивной психологией и стать одной из ведущих психологических теорий своего времени. Даже несмотря на гонения со стороны официальных властей в Советском Союзе культурно-историческая теория психики смогла выдержать испытание временем и стала фундаментом для развития большинства направлений в современной отечественной психологии.
Суть методологических подходов Л. С. Выготского, по нашему мнению, наиболее емко передается его высказыванием о том, что “легче усвоить тысячу новых фактов в какой-либо области, чем новую точку зрения на немногие уже известные факты” [1, с. 6–7]. Примерами такого подхода могут быть и его анализ истории развития указательного жеста ребенка, когда за формированием общеизвестного движения ребенка был раскрыт переход его внутреннего бытия в иную, социальную, форму реальности, а также его идея о том, что отдельные слова ребенка 1–2 лет по своему гносеологическому содержанию и функциям являются высказываниями, свернутыми предложениями. При этом развитие речи идет не по пути связывания отдельных слов в предложения, а по пути развертывания и конкретизации содержания отдельного слова с помощью других слов. Таким образом, именно поиск новой точки зрения является основой любого эмпирического исследования.
Выготский одним из первых обратил внимание на то, что ни один эмпирический факт в психологии не может быть описан вне какой-либо теории. Сами термины, единицы измерения, используемые показатели и критерии по существу или репрезентируют какую-либо теорию, или сами образуют некую теоретическую систему. Лишь неразвитость такой “внутрифактной” теории может создавать иллюзию чисто эмпирического факта.
Принцип объяснительного потенциала психологического исследования сочетался у Л. С. Выготского с принципом целостности высших психических функций, предвосхитившим в психологии системно-структурный подход и обусловивший возникновение культурно-исторической теории психического развития.
Еще одной особенностью методологии Л. С. Выготского явилось отсутствие однозначного декларирования используемых методологических принципов и их органическая включенность в сам процесс психологических исследований. Это ставит перед современными исследователями творчества Л. С. Выготского достаточно сложную проблему формального выделения этих принципов из контекста его научных трудов.
Как отмечал соратник и последователь Л. С. Выготского А. Н. Леонтьев [2], трактовка Л. С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научной психологической теории – теории культурно-исторического (“культурного” – в противоположность “натурному”, естественному) развития психики человека. Этим была создана возможность для прорыва в конкретном исследовании круга освященных вековой традицией натуралистических психологических идей, был сделан первый, решающий шаг в направлении к новой психологии.
Разработанные Л. С. Выготским подходы позволяют найти методологическое решение проблемы использования в современной психологии математических и формально-логических методов, которая становится особенно актуальной в эпоху информатизации общества. В 1931 г. математик Г. Гедель доказал теорему, в соответствии с которой достаточно сложные открытые знаковые системы, к которым можно отнести и речь человека, и психику, не могут быть формализированы и, следовательно, полностью алгоритмизированы. Поэтому идеи Л. С. Выготского об особой культурно-исторической природе высших психических функций человека в контексте сегодняшней психологии и науки в целом позволяют сделать вывод, что современные логико-математические методы являются хотя и важной, но вспомогательной частью исследований в области гуманитарных наук.
С каждым новым экспериментальным исследованием все более и более выявлялась плодотворность этой идеи. Уже первые систематические исследования генезиса высших – опосредствованных – психологических процессов человека позволили сформулировать принципиальные законы их развития. Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредствованная, она лишь в дальнейшем превращается в индивидуально-психологическую и внутреннюю, сохраняя в принципе единую структуру. Второй общий закон заключается в том, что процесс развития и перехода деятельности “извне внутрь” необходимо связан с изменением всего Строения психики; место раздельно действующих психических функций заступают теперь сложные новообразования – функциональные психологические системы, генетически являющиеся межфункциональными связями, сложившимися в реальном историческом процессе. Отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, психологическая природа человека – это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры – так была выражена эта идея в работах Л. С. Выготского.
Анализ конкретных форм становления человеческой психики в сложном процессе “интериоризации” действительных отношений человека к реальности – отношений, которые суть отношения материально и общественно опосредствованные, – приводит нас к третьему, основному закону развития, открывающему место и роль речи, составляющей условие возникновения сознательной, интеллектуальной и волевой деятельности человека. Его действительное содержание выступает во всей своей полноте лишь в свете исследований, посвященных анализу внутреннего опосредствования знаковых операций – анализу развития значений и их структуры, в движении которых конкретизируется обобщающая деятельность человеческого сознания. Эти исследования, относящиеся к последнему и самому блестящему циклу работ Л. С. Выготского, на котором оборвалась его научная деятельность, привели к новому ряду теоретических положений – положений, составивших основу учения о системном и смысловом строении сознания.
Еще одним важным методологическим подходом в работах Л. С. Выготского является рассмотрение психических явлений в их целостности и взаимодействии, что, по существу, явилось реализацией в психологических исследованиях системно-структурного подхода, который в то время только начинал формироваться как общенаучный подход в работах Л. Берталанфи и других исследователей. В частности, видя в проблеме мышления и речи узел, развязав который, удастся проникнуть в тайну сознания, Л. С. Выготский подчеркивал, что сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационных компонентов сознания, в которых отражаются потребности, мотивы и эмоции. За мыслью стоят аффективные и волевые процессы и тенденции. Только с учетом этих тенденций можно определить специфику мышления как высшей психической функции. Иначе говоря, Л. С. Выготский полагал, что детерминация мыслительных процессов не может быть понята, без обращения к проблеме взаимосвязи познавательных и мотивационных процессов. Однако приступить к изучению этой проблемы он уже не успел.
Влияние Л. С. Выготского сказалось на судьбе не только психологии, но в известном отношении и на развитии смежных с ней дисциплин, на всем процессе развития гуманитарного познания. Всякая наука на новом этапе своего развития вступает в новые отношения с другими науками: она изменяет не только свое внутреннее содержание, свои методы и методологию, но и свои внешние связи. Классическая психология была психологией, безоговорочно принимавшей физиологические и клинические концепции и в определенной мере непосредственно выраставшей на этих концепциях; однако в настоящее время все говорит за то, что это отношение готово измениться.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. // Собрание сочинений в 6 т. Т. 3 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
2. Леонтьев, А. Н. О Льве Семеновиче Выготском / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения в 2 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 18–21.