Основные компоненты и простейшая схема управления тренировочным процессом
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что для эффективного управления тренировочным процессом необходимы следующие операции:
- прогнозирование;
- оценка состояния спортсмена;
- постановка цели;
- моделирование состояния спортсмена и тренирующих воздействий;
- планирование и программирование тренирующих воздействий;
- реализация плана-программы;
- контроль;
- сравнение модели и реального состояния;
- анализ несоответствий;
- коррекция плана-программы;
- реализация скорректированной программы.
В системе управления последние пять компонентов повторяются многократно.
Простейшая схема управления тренировкой спортсмена представлена на рис. 17.2.
Прогнозирование
(Прямая связь)
Реализация плана-программы
| Управляемая
система (спортсмен)
| Планирование
Управляющая система (тренер)
Корректировка программы
Сравнение
запланированного
и реального
положения
(Обратная связь)
Рис. 17.2. Простейшая схема управления совершенствованием спортивного мастерства
Рис. 17.2. Простейшая схема управления совершенствованием спортивного мастерства
?Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте смысловые содержания термина «управление» с точки зрения кибернетики.
2. Какие операции характеризуют прямую связь в системе управления подготовкой спортсмена?
3. Какие операции входят в систему обратной связи при управлении тренировочным процессом?
4. Какова заключительная стадия в системе управления?
5. Что такое прогнозирование, и какие основные направления прогнозирования существуют в спорте?
6.Какие требования предъявляются к постановке целей и задач спортивного совершенствования?
7. Какие методы прогнозирования используются в спорте?
8. Раскройте смысловое содержание терминов «модель», «моделирование» .
9.Какие две группы моделей нашли широкое использование в теории и практике спортивной тренировки?
10. Какие компоненты модели лежат в основе оценки подготовленности спортсменов?
11. Каковы требования к разработке моделей организации тренирующих воздействий?
12. Что понимается под терминами «планирование» и «программирование» тренировочного процесса?
13. Какие противоречия возникают при планировании и программировании тренировочного процесса и как они преодолеваются на практике?
14. Какие основные группы показателей должны регистрироваться при организации контроля в спортивной тренировке?
15. Какие группы тестов используются для оценки уровня подготовленности спортсмена и каковы требования к ним?
16. Какие требования предъявляются к организации контроля за тренирующими и соревновательными воздействиями?
17. Какие параметры внешней среды сказывается на эффективности тренировочной и соревновательной деятельности?
18. Сформулируйте задачи трех основных видов контроля подготовленности спортсменов?
19. Что необходимо учитывать при принятии решений по корректировке тренировочной программы?
20. Какие операции необходимы при принятии решений но корректировке тренировочного процесса?
21. Перечислите основные операции управления тренировочным процессом.
22. Попытайтесь воспроизвести на бумаге простейшую схему управления спортивной тренировкой.
ГЛАВА 18
Поиск по сайту:
|