Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы мезоциклов и особенности их построения



Особенности организации тренировочного процесса в различ­ных видах спорта, а также особенности избранной модели постро­ения годичных циклов подготовки, обеспечивающие специфи­ческие особенности развития, сохранения и утраты спортивной формы, позволяют выделить определенные типы мезоциклов, решающие специфические задачи подготовки: втягивающий, базовый или развивающий, контрольно-подготовительный или моделирующий, предсоревнователъный (подводящий), соревнова­тельный и восстановительный.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является посте­пенное подведение спортсменов к предельным объемам выпол-

нения специфической тренировочной работы. Это обеспечивают использованием определенных упражнений, методикой их соче­тания, наличием дополнительных факторов и условий, направ­ленных на постепенное повышение нагрузки, а также активиза­цией восстановительных процессов в системах, определяющих различные стороны подготовленности спортсменов.

Мезоциклы такого типа применяют не всегда, а только в неко­торых случаях - после вынужденных или запланированных дли­тельных перерывов в тренировочном процессе в начале сезона, после болезни, травмы, рождения ребенка и т.п.

В базовых или развивающих мезоциклах планируют работу по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, такти­ческой и психической подготовленности. Тренировочная програм­ма в них характеризуется использованием занятий с большими и предельными нагрузками. В модели Л.П. Матвеева выделяют­ся общий базовый и общий развивающий мезоциклы; в модели Ю.В. Верхошанского - этап специальной физической подготов­ки; в модели А.П. Бондарчука - этап развития спортивной фор­мы. При «блочном» построении годичного цикла, рекомендуемом В.Ф. Тарановым, к базовым, развивающим мезоциклам следует отнести функциональный, силовой, скоростно-силовой и ско­ростной «блоки» подготовки.

Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного пе­риода или периода развития спортивной формы, а в продолжи­тельном соревновательном периоде включают с целью восстанов­ления несколько утраченных физических качеств и навыков.

Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, используемые средства могут иметь направленность преимущественного развития определенных сторон подготовленности («блок» силовой подготовки по Ю.В. Верхошанскому или «блоки» функциональ­ной, силовой, скоростно-силовой, скоростной подготовки по мо­дели, предложенной В.Ф. Тарановым).

Широко также используют базовые мезоциклы, в которых параллельно решают все основные задачи специальной и общей подготовки (модели Л.П. Матвеева или А.П. Бондарчука). При­чем суммарная нагрузка различных мезоциклов и составляющих i IX микроциклов может колебаться в широких пределах.

Для достижения необходимой динамики кумулятивного эф­фекта, при сочетании различных микроциклов в мезоциклах та­кого типа, очередной микроцикл может начинаться на фоне пол-

ного восстановления (такое сочетание предполагается в модели Л.П. Матвеева) или на фоне выраженного утомления (такое со­стояние характерно для модели Ю.В. Верхошанского).

По мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), продолжительная работа с большими нагрузками, выполняемыми на фоне недовосстановления, способствует мобилизации возможностей функ­циональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако для получения положи­тельного эффекта необходимо умение сочетать большие величи­ны нагрузки с оптимальным восстановлением. Чем большие мо­билизационные резервы необходимо использовать организму при выполнении тренировочной или соревновательной нагрузки, тем продолжительнее должен быть период восстановления. Иногда для этого требуется 2-3 восстановительных микроцикла и более. В модели Ю.В. Верхошанского рекомендуется после достаточно длительного этапа подготовки на фоне неполного восстановле­ния (этап физической подготовки) проводить целый мсзоцикл, построенный по типу восстановительного (этап технической под­готовки). В.Н. Платонов (1992) отмечает, что в тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки ре­жим нагрузок, приводящий к длительному периоду недовосстановления ,противопоказан.

Контрольно-подготовительный или моделирующиймезоцикл в основном решает задачи специальной подготовки. В мезоциклах такого типа синтезируются (применительно к специфи­ке соревновательной деятельности) возможности спортсменов, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т.е. осуществляется интегративная подготовка на основе широкого применения со­ревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Обеспечивает­ся более полная реализация накопленного двигательного потен­циала в условиях соревновательного упражнения.

Мезоцикл такого типа используют на этапе специальной под­готовки подготовительного периода (по модели Л.П. Матвеева). В модели Ю.В. Верхошанского он представлен как этап «техниче­ской подготовки». При «блочной» модели построения трениров­ки выделяются специальные «моделирующие» блоки.

Предсоревнователъный или подводящий мезоцикл предна­значен для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе под­готовки спортсмена, совершенствования его технического мастер-

ства. Особое место при реализации задач мезоцикла этого типа за­нимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режимов предстоящих соревнований. Для таких мезоциклов характерна высокая интен­сивность тренировочного процесса. Постепенное снижение на­грузок по мере приближения к соревнованиям происходит за счет существенного снижения объемов, выполняемых упражнений. Использование мезоциклов такого типа характерно при построе­нии тренировки по модели Л.П. Матвеева.

При построении тренировочного процесса по модели, предла­гаемой Ю.В. Верхошанским, этот мезоцикл органически вливается в мезоцикл совершенствования технической подготовленности.

По модели А.П. Бондарчука, соревновательное упражнение должно быть использовано на протяжении всего этапа развития и сохранения спортивной формы, и выделение отдельного этапа моделирования соревновательной деятельности не предусматри­вается.

Соревновательный мезоцикл, или этап сохранения спортив­ной формы, предназначен для оптимизации возможностей макси­мальной реализации накопленного двигательного потенциала в ус­ловиях соревнований. В этом мезоцикле снижается объем общей тренировочной нагрузки при преобладании целостного выполне­ния соревновательного упражнения или отдельных его элементов. Ею структура определяется спецификой вида спорта, особенно­стью календаря, реализуемой модели тренировочного процесса, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена.

При продолжительном соревновательном периоде реализует­ся несколько соревновательных мезоциклов, причем, по модели Л.II. Матвеева, при больших временных интервалах между со­ревнованиями рекомендуется в эти интервалы включить базовый мезоцикл специальной направленности; при «блочной модели» проводить блоки для устранения выявленных недостатков под­готовленности (скоростно-силовой, скоростной или модели­рующий). Для сохранения высокого уровня спортивной формы но модели, предлагаемой А.П. Бондарчуком, необходимо через ,'i 4 недели заменить некоторые средства подготовки.

Восстановительный мезоцикл. Мезоцикл такого типа состав­ляет основу переходного периода (по Л.П. Матвееву) или этапа утраты спортивной формы (по А.П. Бондарчуку) и организуется специально после напряженной серии соревнований. В его рамках проводят комплексы упражнений, способствующие активизации

восстановительных процессов, эмоциональной разрядке, иногда используются упражнения, направленные на устранение проя­вившихся недостатков, не являющихся главными для данного вида спорта. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения почти полностью исключают из занятий.

При организации подготовки по модели, предложенной Ю.В. Верхошанским, на этапе технической подготовки, постро­енном по типу восстановительного мезоцикла, рекомендуется наряду с упражнениями ОФП, направленными на активиза­цию восстановительных процессов, использовать специально-подготовительные и соревновательные упражнения, способству­ющие в рамках технического совершенствования реализации возрастающего уровня специальной физической подготовлен­ности. На данном этапе рекомендуется также выполнять упраж­нения, способствующие воспитанию скоростных возможностей спортсменов.

В.Н. Платонов (1997) считает, что сочетание и суммарная на­грузка отдельных микроциклов в мезоцикле во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этаном максимального использования индивидуаль­ных возможностей, характеризуются не только меньшим суммар­ным объемом работы, несколько иной направленностью, содер­жанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы.

Тип мезоцикла определяет подбор различных микроциклов, особенности их сочетания, суммарную нагрузку в соответствии с его основной задачей. В табл. 15.1 представлены сочетание и суммарная нагрузка мезоциклов разного типа, предлагаемые В.Н. Платоновым в тренировке квалифицированных спортс­менов.

Особой спецификой отмечается построение мезоциклов высо­коквалифицированных спортсменов в спортивных играх. Для них характерен продолжительный соревновательный период, который может достигать 7-9 месяцев. Это требует планирования как чи­сто соревновательных мезоциклов, в которых структура составля­ющих их микроциклов подчиняется исключительной подготовке к очередной игре и обеспеченного эффективного восстановления после нее, так испецифических комплексных мезоциклов, объе­диняющих в себе задачи базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезоциклов.

Таблица 15.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.