Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах



Спортивная школа организует работу с обучающимися в те­чение календарного года. Начало и окончание учебного года за­висит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревно­ваний, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы мо­гут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребы­ванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводят в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель -в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активно­го отдыха.

Основными формами учебно-тренировочного процесса явля­ются: групповые учебно-тренировочные и теоретические заня­тия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сбо­рах; инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовку спортсменов по различным видам спорта в обра­зовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального об­разования и других организациях, осуществляющих деятель­ность в области физической культуры и спорта, проводят в соот­ветствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допус­кается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются трене­рами-преподавателями спортивных школ на основе программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администраци­ей спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима трениро­вок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяют само­стоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возмож­ностей, учета квалификации работников, определяемой на осно­ве тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уров­ню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.

Среди инструментов организационно-методического управ­ления важная роль принадлежит разработке и обоснованию ос­новных направлений деятельности, которые должны быть пред­ставлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спор­тивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение уча­щихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с роди­телями и с общеобразовательной школой.

В раздел учебной работы должны быть включены: расчет коли­чественного состава занимающихся, попадающих по уровню ма­стерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в теку-

щем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревновани­ях, учебно-тренировочных сборах и т.д.

В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспу­ты на морально-этические темы, встречи с победителями и при­зерами крупнейших международных и республиканских сорев­нований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и обще­образовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ШВСМ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием кон­тактов с выпускниками спортивной школы.

Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повы­шению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одна из действенных форм повышения знаний - ежемесячные методические занятия с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только совре­менную научно-методическую информацию, но и опыт работы са­мих тренеров. Другая форма повышения знаний - все шире прак­тикуемая в настоящее время на занятиях стажировка ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.

Организационные аспекты управления тесно связаны с приня­тием определенных решений. В целях практического осуществле­ния их коллегиальности в спортивных школах под председатель­ством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогиче­ский совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает

основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортс­менов, итоги деятельности по различным направлениям. В отде­лениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осу­ществляет врач спортивной школы, а при его отсутствии - ка­бинет врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники.

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополни­тельные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под термином «спортивные резервы»?

2. Какая группа спортсменов составляет действующий резерв?

3. Какой контингент спортсменов входит в категорию ближайшего резерва?

4. Кто составляет потенциальный спортивный резерв?

5. На каких методических основах строится подготовка спортивного резерва?

6. Какие организации входят в структуру спортивного движения в Рос­сии?

7. Какие организации ведут непосредственную подготовку спортивно­го резерва?

8. Что представляет собой ДЮКФП? С каким контингентом и как они осуществляют работу?

9. Что такое ДЮСШ? При каких организациях и каким образом они осуществляют свою работу? Какие группы в них могут быть открыты?

10.Что представляет собой СДЮШОР? Что является основным пока­зателем их деятельности? Какие группы могут быть в них открыты?

11. Что представляет собой организационная структура УОР?

12. Как и где открываются спортивные классы? Каков характер их ра­боты?

13. Что представляет собой ШВСМ? С каким контингентом осущест­вляется в них работа? Какие группы могут быть открыты в ШВСМ?

14. Что представляет собой МЦОП? С каким контингентом осущест­вляется в них работа?

15. Каковы условия зачисления и перевода спортсменов на разные эта­пы подготовки в спортивных школах?

16. Что представляет собой годовой план спортивной школы? Какие разделы в него включаются? Как осуществляется по ним: работа?

17. Какие формы учебно-тренировочной работы имеют место в спортив­ных школах? Как она проводится?

18. Кто разрабатывает и утверждает программы подготовки спортсменов и расписание занятий?

19. Как осуществляется медицинский контроль?

ГЛАВА 21




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.