Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Моделирование в системе управления



В ходе спортивной подготовки каждый тренер должен точно представлять модель текущего состояния спортсмена и мысленно создавать некоторую модель желаемого состояния, а также орга­низацию предстоящих тренирующих воздействий для достиже­ния этого состояния.

Модель - это упрощенная копия оригинала, лишенная второ­степенных признаков, по воспроизводящая главные, которые и со­ставляют в совокупности основу моделируемого объекта.

Моделирование - это поиск некоторых оптимальных по заданному критерию вариантов построения этих структур.

Понятно, что от качества используемых моделей зависит в значительной мере и правильность принимаемых решений, а следовательно, в конечном счете, и достижение ожидаемых ре­зультатов. Бесспорно то, что темпы роста спортивного мастерства и абсолютных результатов повышаются в большей степени там, где поиск методов моделирования ведется на более объективной количественной основе.

По мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), оптимизации управления спортивной тренировкой способствует использование различных моделей, которые он рекомендует отнести к двум основ­ным группам. Первая группа моделей отражает модели состояния спортсмена, вторая - модели организации тренирующих воздей­ствий (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Основные категории моделей, используемых приорганизации тренировочного процесса (по В.Н. Платонову)

1 группа (модели состояния спортсмена) а) характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; б) характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена; в) отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных его функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства
II группа (модели организации тренирующих воздействий) а) отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, атакже в пределах тренировочного макроцикла; б) модели крупных структурных образований тренировочного процесса (макроструктура); в) модели средних структурных образований тренировочного процесса (мезоструктура); г) модели тренировочных занятий и их частей; д) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов

Знание более эффективных параметров моделей I и II груп­пы составляет основу профессиональных знаний тренера, а уме­ние адаптировать их применительно к конкретному спортсмену отличает опытного тренера от начинающего. Совокупность всех вышеперечисленных моделей в их конкретном выражении со­ставляет тренировочную концепцию наставника. Она может быть лучше или хуже, но даже наличие самой несовершенной - лучше, чем отсутствие какой-либо. Нет концепции - нет и управления, а нет управления - нет целенаправленной тренировки. Послед­нее, к сожалению, не такое уж редкое явление на практике, хотя тренерская работа заключается отнюдь не в том, чтобы просто «озадачить» спортсмена на каждую предстоящую тренировку каким-то набором заданий.

При разработке и использовании моделей в процессе трени­ровки нужно ясно представлять себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональ­ную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость количествен­ного выражения основных модельных характеристик. В частно­сти, при разработке модельных характеристик соревнователь­ной деятельности и специальной подготовленности необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия.

Нельзя не отметить, что многие локальные способности ор­ганизма спортсмена недоступны для направленного совершен­ствования средствами и методами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характери­зующих эти способности, не только не приносит реальной поль­зы, но даже излишне усложняет модель и не позволяет реализо­вать по отношению к ее параметрам весь управленческий цикл. Модели должны быть настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцированной оценки и последующего со­вершенствования всех основных компонентов соревновательной деятельности и подготовленности. Однако эта мера сложности не должна превышать определенных границ, за которыми эффектив­ный процесс управления отдельными компонентами, входящими в модель, становится маловероятным.

Вернемся к I группе моделей (моделям состояния спортсме­на). Здесь надо хорошо понимать уровень относительной значи­мости модельных характеристик в зависимости от квалификации спортсменов и вида спорта. В настоящее время используется два подхода к разработке моделей, предназначенных для юных и ква­лифицированных спортсменов. В сжатом виде основная инфор­мация содержится в табл. 17.2 и 17.3.

Теперь о требованиях к моделям II группы (моделям органи­зации тренирующих воздействий) (табл. 17.1). Разработка мо­делей построения этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов круглогодичной тренировки должна предусматривать соблюдение основных закономерностей развития человеческого организма и становления спортивного мастерства с целью дости­жения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности в возрастной зоне оптимальных возможностей

Таблица 17.2

Блок-схема модели сильнейших взрослых спортсменов

(по В.В. Кузнецову, А.А. Новикову)

Уровень Вид модели Модельные характеристики
I Соревновательная модель Наиболее характерные показатели соревновательной деятельности в конкретном виде
II Модель мастерства Специальная физическая подготовленность. Техническая подготовленность. Тактическая подготовленность
III Модель спортивных возможностей Функциональная подготовленность. Психологическая подготовленность. Морфологические особенности. Возраст и спортивный стаж

Таблица 17.3

Блок-схема модели юного спортсмена на этапе углубленной тренировки (по М.Я. Набатниковой)

Уровень Вид модели Модельные характеристики
I Модель потенциальных спортивных возможностей Спортивный стаж. Физическое развитие. Функциональная подготовленность
II Модель мастерства Общая и специальная физическая подготовленность. Техническая подготовленность. Тактическая подготовленность. Психологическая подготовленность
III Соревновательная модель Основные показатели соревновательной деятельности в зависимости от возрастных особенностей

Модели тренировочных этапов, мезо- и макроциклов занятий должны строиться на основе современных представлений о меха­низмах долговременной адаптации, знаний о воздействии нагруз­ки и восстановления как факторах, стимулирующих приспособи­тельные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.

В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях воздействия различных тренировоч-

ных упражнений, об особенностях протекания процессов утомле­ния, о способах поддержании высокого уровня работоспособно­сти при заданных характеристиках нагрузки.

Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплек­сов строятся на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования раз­личных составляющих подготовленности параметрах трениро­вочной нагрузки - продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, общего числа упраж­нений.

Разработка моделей II группы позволяет достаточно полно реализовать различные тренерские концепции подготовки спортс­менов. Недостатком предложенной В.Н. Платоновым классифи­кации этой группы моделей является, на наш взгляд, отсутствие в ней моделей, характеризующих внешние условия, в которых ор­ганизуются тренировочные воздействия.

Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки

В системе управления спортивным совершенствованием за­ключительным фрагментом, отражающим прямую связь между тренером и спортсменом, является планирование или программи­рование.

Под планированием спортивной тренировки следует пони­мать составление, на основе предвидения ожидаемой тенденции становления спортивного мастерства, конкретной тренировоч­ной документации по распределению во времени объемов основ­ных средств подготовки и участия в соревнованиях, отражающей в количественном выражении определенную тренировочную кон­цепцию наставника применительно к конкретному спортсмену или команде. Это предусматривает описание структуры трениров­ки в макро-, мезо- и микроциклах, выявление определенных взаи­мосвязей между этими структурами и различными компонентами нагрузок, составом тренировочных средств, индивидуальным ка­лендарем стартов.

Программирование спортивной тренировки - это планирова­ние более высокого уровня. Оно предполагает создание информа­ционных банков стандартизированных тренировочных программ, а также разработку целевых заданий и стандартных алгоритмов

для осуществления конкретных процедур планирования на основе выделения структуры, типизации и моделирования различных по длительности циклов тренировки.

Планирование и программирование спортивной тренировки имеют в своей основе противоречие: чем длиннее намеченный интервал времени, тем труднее становится предвидеть, какими должны быть конкретные черты этого процесса в действительно­сти. Поэтому план на достаточно продолжительное время должен быть не догмой, а лишь руководством к действию. Полноценное программирование тренировочного процесса в настоящее время вообще реально вести лишь по отношению к относительно корот­ким временным этапам.

Для преодоления этого противоречия в теории спортивной тре­нировки предлагается использовать планирование разного уров­ня, с разной степенью конкретизации: перспективное (4-12 лет), годичное, текущее и оперативное. Чем продолжительнее цикл под­готовки, тем менее оправдана детализация планирования.

Научно-методическими предпосылками к планированию (программированию) процесса совершенствования спортивного мастерства должны быть следующие знания:

- для построения многолетней системы занятий и годичных циклов - об особенностях развития организма человека и индиви­дуальных особенностях развития спортивной формы, о специфи­ческих особенностях долговременной адаптации к определенным видам мышечной деятельности;

- для построения отдельных этапов (мезоциклов) - о прин­ципиальных тенденциях в динамике состояния спортсмена в свя­ли с осваиваемыми тренировочными нагрузками в зависимости от их содержания, объема, интенсивности и взаимного чередо­вания;

- для построения микроциклов - о целесообразных формах со­четания ближайших и следовых тренировочных эффектов нагру­зок различной величины и преимущественной направленности.

Система контроля

Эффективное управление спортивным совершенствованием невозможно без осуществления объективного разностороннего контроля за его ходом. Поэтому ставится вопрос о комплексном подходе к контролю и об участии в нем педагогов, врачей, психо­логов, биохимиков и специалистов иного профиля.

В системе комплексного контроля должны регистрироваться как минимум три группы показателей:

- показатели уровня подготовленности спортсмена, зареги­стрированные в' стандартных условиях;

- показатели величин тренировочных и соревновательных на­грузок;

- показатели состояния внешней среды.

Эти три направления контроля осуществляются с помощью педагогических, биологических, психологических, социологиче­ских и иных методик.

Определение состояния подготовленности спортсмена прово­дится в ходе специального тестирования или по итогам участия в соревнованиях, оно предусматривает оценку:

- уровня специальной физической подготовленности;

- показателей технико-тактической подготовленности;

- психологического состояния и поведения на соревнованиях. Контроль соревновательной деятельности имеет ряд направ­лений:

- оценивают результаты в соревнованиях;

- оценивают эффективность соревновательных действий;

- отслеживают количество стартов и определяют динамику ее эффективности.

Вместе с тем необходимо оценивать рациональность и устой­чивость технико-тактического мастерства, а также умения орга­низовать свои действия в зависимости от складывающейся сорев­новательной ситуации, мобилизация психических и физических резервов в ответственные моменты соревновательной борьбы и другие показатели.

При проведении контрольных испытаний подготовленности выделяют три группы измерений:

- измерения, проводимые в покое, позволяют оценить исход­ное физическое состояние испытуемых (результаты использу­ются как базовые для сравнения с данными, полученными после выполнения нагрузки);

- стандартные измерительные процедуры, когда всем спортс­менам предлагается выполнить одинаковые двигательные за­дания, при этом оценивается их реакция па фиксированную на­грузку (специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна);

- максимальные тесты, в которых необходимо показать мак­симально возможный двигательный результат, при этом реги­стрируются биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели, позволяющие оценить факторы, лимитиру­ющие уровень работоспособности (особенность таких процедур -в необходимости высокого психологического настроя испытуе­мых, мотивации на достижения предельных результатов).

Контроль за тренирующими воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений пара­метров тренировочных заданий. При этом необходима некоторая систематизация характеристик нагрузки.

Наиболее часто используют следующие характеристики:

- специализированность - мера сходства тренировочного упражнения с упражнением соревновательным;

- направленность - проявляется в воздействии тренировоч­ных упражнений на развитие тех или иных двигательных качеств;

- объем и интенсивность - определяют степень воздействия нагрузки на организм спортсмена при выполнении двигательных заданий;

- сложность (координационная и психологическая) - харак­теризует трудности, которые необходимо преодолевать при вы­полнении упражнений.

Тренировочная и соревновательная деятельность проходит в разных условиях состояния внешней среды. Для принятия ре­шений по итогам комплексного контроля необходимо учитывать внешние условия, в которых проходила соревновательная дея­тельность, а также выполнялись контрольные нормативы. Кро­ме того, степень воздействия выполняемых тренировочных про­грамм зачастую тоже напрямую зависит от средовых (внешних) влияний.

К таким влияниям (факторам внешней среды), в частности, от­носятся:

- климатогеографические условия конкретной местности (температура, влажность, высота над уровнем моря, интенсив­ность солнечной радиации, атмосферное давление и др.);

- состояние спортивных сооружений (характеристики покры­тия, освещенность, размеры, условия скольжения на льду и снегу и др.);

- качество спортивного инвентаря и оборудования;

- социально-психологическая обстановка;

- поведение и реакция зрителей;

- объективность судейства;

- продолжительность переездов, условия размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Исходя из решаемых задач, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль используется тренером и другими специалистами, участвующими в подготовке спортсменов, для оценки динамики нагрузки в рамках отдельного занятия или со­ревнований. Он направлен на выявление ближайшего и следовых тренировочных эффектов от выполнения одного или нескольких тренировочных (соревновательных) упражнений. При этом оценивают качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом, настрой и поведение спортсменов в сложных условиях соревновательной и тренировочной деятельности.

Текущий контроль направлен на изучение следовых процессов после проведения тренировочных или соревновательных микро­циклов различной направленности, оценку степени успешности процесса освоения или совершенствования технико-тактических навыков.

Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки (периодами, этапами) и направлен на выявление ку­мулятивного эффекта от достаточно длительного использования определенных тренировочных средств, на комплексное подведе­ние итогов этапа подготовки, выраженных в спортивных резуль­татах и устойчивых (перманентных) показателях подготовлен­ности.

Чем больше разнообразных полезных сведений о состоя­нии спортсмена поступит к лицу, принимающему решение, тем, в принципе, точнее и правильнее должно оказаться решение.

С другой стороны, практика настойчиво выдвигает свои соб­ственные требования, главные из которых:

- доступность рекомендованных методов сбора информации для лица, ответственного за принятие решения, то есть тренера;

- возможно большая необременительность их для спортсмена;

- минимизация количества измерений при сохранении макси­мума информации.

Отсюда понятна та главенствующая роль, которую отводят педагогическому направлению в контроле (измерение и оценка исполнения самих физических упражнений) по сравнению с дру-

гими. Особенно велико значение педагогического контроля на на­чальных ступенях спортивного совершенствования.

Одной из основных задач педагогического контроля, таким об­разом, является рациональный подбор тестов, которые должны:

- объективно отражать оцениваемые качества и способности (обладать надежностью, логической и эмпирической информа­тивностью, быть стандартизированными по условиям проведения всех измерительных процедур);

- быть понятными и для испытуемого, и для тренера (доста­точно простыми в информационном отношении);

- естественно вписываться в тренировочный процесс, не нару­шая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции со стороны психи­ки и функциональных систем;

- в сумме всесторонне оценивать реакцию на тренирующие воздействия, полно характеризовать подготовленность спортс­мена в соответствии с моделью ее структуры (напомним, что модель - это упрощенная копия оригинала, лишенная второсте­пенных признаков, но воспроизводящая главные, которые и со­ставляют в совокупности основу моделируемого объекта).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.