В ходе спортивной подготовки каждый тренер должен точно представлять модель текущего состояния спортсмена и мысленно создавать некоторую модель желаемого состояния, а также организацию предстоящих тренирующих воздействий для достижения этого состояния.
Модель - это упрощенная копия оригинала, лишенная второстепенных признаков, по воспроизводящая главные, которые и составляют в совокупности основу моделируемого объекта.
Моделирование - это поиск некоторых оптимальных по заданному критерию вариантов построения этих структур.
Понятно, что от качества используемых моделей зависит в значительной мере и правильность принимаемых решений, а следовательно, в конечном счете, и достижение ожидаемых результатов. Бесспорно то, что темпы роста спортивного мастерства и абсолютных результатов повышаются в большей степени там, где поиск методов моделирования ведется на более объективной количественной основе.
По мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), оптимизации управления спортивной тренировкой способствует использование различных моделей, которые он рекомендует отнести к двум основным группам. Первая группа моделей отражает модели состояния спортсмена, вторая - модели организации тренирующих воздействий (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Основные категории моделей, используемых приорганизации тренировочного процесса (по В.Н. Платонову)
1 группа
(модели состояния спортсмена)
а) характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; б) характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена; в) отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных его функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства
II группа
(модели организации тренирующих воздействий)
а) отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, атакже в пределах тренировочного макроцикла; б) модели крупных структурных образований тренировочного процесса (макроструктура); в) модели средних структурных образований тренировочного процесса (мезоструктура); г) модели тренировочных занятий и их частей; д) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов
Знание более эффективных параметров моделей I и II группы составляет основу профессиональных знаний тренера, а умение адаптировать их применительно к конкретному спортсмену отличает опытного тренера от начинающего. Совокупность всех вышеперечисленных моделей в их конкретном выражении составляет тренировочную концепцию наставника. Она может быть лучше или хуже, но даже наличие самой несовершенной - лучше, чем отсутствие какой-либо. Нет концепции - нет и управления, а нет управления - нет целенаправленной тренировки. Последнее, к сожалению, не такое уж редкое явление на практике, хотя тренерская работа заключается отнюдь не в том, чтобы просто «озадачить» спортсмена на каждую предстоящую тренировку каким-то набором заданий.
При разработке и использовании моделей в процессе тренировки нужно ясно представлять себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость количественного выражения основных модельных характеристик. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности и специальной подготовленности необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия.
Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования средствами и методами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не только не приносит реальной пользы, но даже излишне усложняет модель и не позволяет реализовать по отношению к ее параметрам весь управленческий цикл. Модели должны быть настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцированной оценки и последующего совершенствования всех основных компонентов соревновательной деятельности и подготовленности. Однако эта мера сложности не должна превышать определенных границ, за которыми эффективный процесс управления отдельными компонентами, входящими в модель, становится маловероятным.
Вернемся к I группе моделей (моделям состояния спортсмена). Здесь надо хорошо понимать уровень относительной значимости модельных характеристик в зависимости от квалификации спортсменов и вида спорта. В настоящее время используется два подхода к разработке моделей, предназначенных для юных и квалифицированных спортсменов. В сжатом виде основная информация содержится в табл. 17.2 и 17.3.
Теперь о требованиях к моделям II группы (моделям организации тренирующих воздействий) (табл. 17.1). Разработка моделей построения этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов круглогодичной тренировки должна предусматривать соблюдение основных закономерностей развития человеческого организма и становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности в возрастной зоне оптимальных возможностей
Таблица 17.2
Блок-схема модели сильнейших взрослых спортсменов
(по В.В. Кузнецову, А.А. Новикову)
Уровень
Вид модели
Модельные характеристики
I
Соревновательная модель
Наиболее характерные показатели соревновательной деятельности в конкретном виде
Общая и специальная физическая подготовленность. Техническая подготовленность. Тактическая подготовленность. Психологическая подготовленность
III
Соревновательная модель
Основные показатели соревновательной деятельности в зависимости от возрастных особенностей
Модели тренировочных этапов, мезо- и макроциклов занятий должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о воздействии нагрузки и восстановления как факторах, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.
В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях воздействия различных тренировоч-
ных упражнений, об особенностях протекания процессов утомления, о способах поддержании высокого уровня работоспособности при заданных характеристиках нагрузки.
Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов строятся на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки - продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, общего числа упражнений.
Разработка моделей II группы позволяет достаточно полно реализовать различные тренерские концепции подготовки спортсменов. Недостатком предложенной В.Н. Платоновым классификации этой группы моделей является, на наш взгляд, отсутствие в ней моделей, характеризующих внешние условия, в которых организуются тренировочные воздействия.
Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки
В системе управления спортивным совершенствованием заключительным фрагментом, отражающим прямую связь между тренером и спортсменом, является планирование или программирование.
Под планированием спортивной тренировки следует понимать составление, на основе предвидения ожидаемой тенденции становления спортивного мастерства, конкретной тренировочной документации по распределению во времени объемов основных средств подготовки и участия в соревнованиях, отражающей в количественном выражении определенную тренировочную концепцию наставника применительно к конкретному спортсмену или команде. Это предусматривает описание структуры тренировки в макро-, мезо- и микроциклах, выявление определенных взаимосвязей между этими структурами и различными компонентами нагрузок, составом тренировочных средств, индивидуальным календарем стартов.
Программирование спортивной тренировки - это планирование более высокого уровня. Оно предполагает создание информационных банков стандартизированных тренировочных программ, а также разработку целевых заданий и стандартных алгоритмов
для осуществления конкретных процедур планирования на основе выделения структуры, типизации и моделирования различных по длительности циклов тренировки.
Планирование и программирование спортивной тренировки имеют в своей основе противоречие: чем длиннее намеченный интервал времени, тем труднее становится предвидеть, какими должны быть конкретные черты этого процесса в действительности. Поэтому план на достаточно продолжительное время должен быть не догмой, а лишь руководством к действию. Полноценное программирование тренировочного процесса в настоящее время вообще реально вести лишь по отношению к относительно коротким временным этапам.
Для преодоления этого противоречия в теории спортивной тренировки предлагается использовать планирование разного уровня, с разной степенью конкретизации: перспективное (4-12 лет), годичное, текущее и оперативное. Чем продолжительнее цикл подготовки, тем менее оправдана детализация планирования.
Научно-методическими предпосылками к планированию (программированию) процесса совершенствования спортивного мастерства должны быть следующие знания:
- для построения многолетней системы занятий и годичных циклов - об особенностях развития организма человека и индивидуальных особенностях развития спортивной формы, о специфических особенностях долговременной адаптации к определенным видам мышечной деятельности;
- для построения отдельных этапов (мезоциклов) - о принципиальных тенденциях в динамике состояния спортсмена в свяли с осваиваемыми тренировочными нагрузками в зависимости от их содержания, объема, интенсивности и взаимного чередования;
- для построения микроциклов - о целесообразных формах сочетания ближайших и следовых тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности.
Система контроля
Эффективное управление спортивным совершенствованием невозможно без осуществления объективного разностороннего контроля за его ходом. Поэтому ставится вопрос о комплексном подходе к контролю и об участии в нем педагогов, врачей, психологов, биохимиков и специалистов иного профиля.
В системе комплексного контроля должны регистрироваться как минимум три группы показателей:
- показатели уровня подготовленности спортсмена, зарегистрированные в' стандартных условиях;
- показатели величин тренировочных и соревновательных нагрузок;
- показатели состояния внешней среды.
Эти три направления контроля осуществляются с помощью педагогических, биологических, психологических, социологических и иных методик.
Определение состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе специального тестирования или по итогам участия в соревнованиях, оно предусматривает оценку:
- отслеживают количество стартов и определяют динамику ее эффективности.
Вместе с тем необходимо оценивать рациональность и устойчивость технико-тактического мастерства, а также умения организовать свои действия в зависимости от складывающейся соревновательной ситуации, мобилизация психических и физических резервов в ответственные моменты соревновательной борьбы и другие показатели.
При проведении контрольных испытаний подготовленности выделяют три группы измерений:
- измерения, проводимые в покое, позволяют оценить исходное физическое состояние испытуемых (результаты используются как базовые для сравнения с данными, полученными после выполнения нагрузки);
- стандартные измерительные процедуры, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковые двигательные задания, при этом оценивается их реакция па фиксированную нагрузку (специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна);
- максимальные тесты, в которых необходимо показать максимально возможный двигательный результат, при этом регистрируются биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели, позволяющие оценить факторы, лимитирующие уровень работоспособности (особенность таких процедур -в необходимости высокого психологического настроя испытуемых, мотивации на достижения предельных результатов).
Контроль за тренирующими воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений параметров тренировочных заданий. При этом необходима некоторая систематизация характеристик нагрузки.
Наиболее часто используют следующие характеристики:
- специализированность - мера сходства тренировочного упражнения с упражнением соревновательным;
- направленность - проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие тех или иных двигательных качеств;
- объем и интенсивность - определяют степень воздействия нагрузки на организм спортсмена при выполнении двигательных заданий;
- сложность (координационная и психологическая) - характеризует трудности, которые необходимо преодолевать при выполнении упражнений.
Тренировочная и соревновательная деятельность проходит в разных условиях состояния внешней среды. Для принятия решений по итогам комплексного контроля необходимо учитывать внешние условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнялись контрольные нормативы. Кроме того, степень воздействия выполняемых тренировочных программ зачастую тоже напрямую зависит от средовых (внешних) влияний.
К таким влияниям (факторам внешней среды), в частности, относятся:
- климатогеографические условия конкретной местности (температура, влажность, высота над уровнем моря, интенсивность солнечной радиации, атмосферное давление и др.);
- состояние спортивных сооружений (характеристики покрытия, освещенность, размеры, условия скольжения на льду и снегу и др.);
- качество спортивного инвентаря и оборудования;
- социально-психологическая обстановка;
- поведение и реакция зрителей;
- объективность судейства;
- продолжительность переездов, условия размещения, питания и отдыха спортсменов.
Исходя из решаемых задач, различают оперативный, текущий и этапный контроль.
Оперативный контроль используется тренером и другими специалистами, участвующими в подготовке спортсменов, для оценки динамики нагрузки в рамках отдельного занятия или соревнований. Он направлен на выявление ближайшего и следовых тренировочных эффектов от выполнения одного или нескольких тренировочных (соревновательных) упражнений. При этом оценивают качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом, настрой и поведение спортсменов в сложных условиях соревновательной и тренировочной деятельности.
Текущий контроль направлен на изучение следовых процессов после проведения тренировочных или соревновательных микроциклов различной направленности, оценку степени успешности процесса освоения или совершенствования технико-тактических навыков.
Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки (периодами, этапами) и направлен на выявление кумулятивного эффекта от достаточно длительного использования определенных тренировочных средств, на комплексное подведение итогов этапа подготовки, выраженных в спортивных результатах и устойчивых (перманентных) показателях подготовленности.
Чем больше разнообразных полезных сведений о состоянии спортсмена поступит к лицу, принимающему решение, тем, в принципе, точнее и правильнее должно оказаться решение.
С другой стороны, практика настойчиво выдвигает свои собственные требования, главные из которых:
- доступность рекомендованных методов сбора информации для лица, ответственного за принятие решения, то есть тренера;
- возможно большая необременительность их для спортсмена;
- минимизация количества измерений при сохранении максимума информации.
Отсюда понятна та главенствующая роль, которую отводят педагогическому направлению в контроле (измерение и оценка исполнения самих физических упражнений) по сравнению с дру-
гими. Особенно велико значение педагогического контроля на начальных ступенях спортивного совершенствования.
Одной из основных задач педагогического контроля, таким образом, является рациональный подбор тестов, которые должны:
- объективно отражать оцениваемые качества и способности (обладать надежностью, логической и эмпирической информативностью, быть стандартизированными по условиям проведения всех измерительных процедур);
- быть понятными и для испытуемого, и для тренера (достаточно простыми в информационном отношении);
- естественно вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции со стороны психики и функциональных систем;
- в сумме всесторонне оценивать реакцию на тренирующие воздействия, полно характеризовать подготовленность спортсмена в соответствии с моделью ее структуры (напомним, что модель - это упрощенная копия оригинала, лишенная второстепенных признаков, но воспроизводящая главные, которые и составляют в совокупности основу моделируемого объекта).