Физическая культура и спорт - одна из многочисленных отраслей народно-хозяйственного комплекса, которая представляет собой сложную и специфичную социально-экономическую систему. Анализ структуры изучаемой системы, соподчиненности ее подсистем позволяют понять и оценить характер и эффективность ее функционирования.
Еще совсем недавно (до 1992 г.) реальное управление отечественным физкультурно-спортивным движением строилось по централизованно-авторитарному принципу, то есть управление велось сверху вниз с жестким государственным контролем как над государственными, так и над общественными организациями.
Демократические преобразования в стране потребовали внесения определенных изменений в систему управления российским спортом. Это выразилось прежде всего во внедрении двух идей, принципиально конфликтующих с прежней идеологией системы управления: первая заключается в образовавшемся многообразии форм верховной власти в отечественном спорте, вторая - в передаче властных полномочий по управлению спортом.
Многообразие проявляется в наличии двух ветвей организационной структуры управления - законодательной и исполнительной и в разветвленное™ исполнительной власти.
К структуре законодательной власти в области физической культуры и спорта относится Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации.Важнейшее направление деятельности Комитета - совершенствование законодательства по развитию физической культуры и спорта в стране.
Основным содержанием этой деятельности является:
- конституционное, административное, гражданское законодательство в части, касающейся физической культуры и спорта;
- разработка законодательных актов по вопросам использования государственного бюджета, формирования федеральных целевых программ развития массовой физической культуры и спорта, оздоровления населения Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;
- регулирование деятельности физкультурно-спортивных объединений спортивно-оздоровительной направленности, олимпийского и паралимпийского движения и т.п.
Эффективность профильного законодательства обусловливается прежде всего отражением в нем:
- целей и задач физического воспитания и спорта;
- организационной структуры спортивного движения в стране и разграничения полномочий между государственными и общественными организациями, отвечающими за спорт;
- ответственности государства за развитие физического воспитания и спорта, принципов государственной политики в области спорта, мер государственной помощи в его развитии.
Исполнительная ветвь управления (см. рис. 19.1) выражена в разнообразии организационно-правовых форм: государственной, общественной и общественно-государственной. Причем государственная форма имеет как органы непосредственного управления (министерство спорта и система органов управления спортом на местах), так и опосредованного (ряд отраслевых министерств).
Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спор-га, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики п нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Кроме того, на государственном уровне также активно занимаются вопросами спорта и физического воспитания граждан отраслевые министерства и ведомства. Это прежде всего министерства образования, обороны, внутренних дел и министерство по чрезвычайным ситуациям. Данные федеральные орга-11 i,i управления имеют в своей структуре подразделения, ведущие разработку государственно-отраслевых программ по физическому воспитанию и спорту иорганизующие обязательные формы i| hi:шч(ч'К(м подготовки с работающими в отрасли.
303
Следует учитывать, что на основании Федерального договора (по Конституции Российской Федерации) верховной властью на своих территориях наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органы управления физической культурой и спортом республик в составе России, краев, областей, автономных образований. В соответствии с федеральным законодательством о разграничении полномочий сегодня они сами - ни что иное, как верховные органы государственного управления физической культурой и спортом на своей территории.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также отраслевые министерства непосредственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации. Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие решения по вопросам развития физической культуры и спорта.
Среди общественных организаций ведущая роль принадлежит Олимпийскому комитету России (ОКР). Его нынешний статус и роль определяются положениями Олимпийской хартии о неправительственном характере национальных олимпийских комитетов. Олимпийский комитет России реально представляет интересы нашей страны в международном олимпийском движении. Наряду с этим он реализует функции федерального общественного органа по координации управления спортом высших достижений, а также координации работы общественных спортивных организаций.
Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта, осуществляется во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями и физкультурно-спортивными обществами.
Учитывая большое значение развивающегося во всем мире спортивного движения инвалидов, в нашей стране были созданы как самостоятельные организации в 1996 г. - Паралимпийский комитет России, а затем в 2001 г. - Сурдлимпийский комитет России и Специальная олимпиада России, которые активно занимаются распространением идей олимпийского движения и спорта среди инвалидов.
Многообразие форм управления выражается также в наличии нескольких десятков всероссийских федераций (ассоциаций,
союзов) по отдельным видам спорта, а также общеспортивных организаций и ассоциаций, которые действуют на основе законодательства Российской Федерации об общественных объединениях. Спортивные федерации являются членами международных федераций и обеспечивают организацию подготовки спортсменов в конкретном виде спорта.
Верховное управление спортом в своих отраслях и добровольно присоединившихся к ним организациях осуществляют также общероссийские физкулътурно-спортивные общества (ФСО), являющееся общественными организациями и строящие свою деятельность по производственному принципу. Физкультурно-спортивные общества, такие, например, как «Юность России», ДОСААФ, ВФСО «Динамо», имеют смешанную организационно-правовую форму и являются общественно-государственными объединениями.
Для обеспечения эффективной и плодотворной подготовки высококвалифицированных спортсменов в стране создаются Федеральные и региональные центры спортивной подготовки. В их структуру входят спортивные сооружения, а также другие элементы инфраструктуры (гостиницы, предприятия питания, медико-восстановительные центры и др.) для обеспечения оптимальной подготовки членов и кандидатов в члены сборных команд по различным видам спорта.
Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений правительства Российской Федерации по предложению министерства спорта с учетом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта, а Региональные центры спортивной подготовки - на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ДОСААФ, ВФСО «Динамо», ЦСКА и другие общества осуществляют руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
Для объединения и координации деятельности в сфере физической культуры и спорта был создан совещательный орган для согласования государственных программ, проектов, законодательных и правительственных актов. На начальном этапе этот орган был назван Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, а в настоящее время он преобразован в Совет при Президенте Российской Фе-
дерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
Что же касается передачи властных полномочий, то в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» разделяются полномочия между федеральными органами и субъектами Российской Федерации. Министерство спорта, туризма и молодежной политики передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению основных задач и направлений развития физической культурой и спортом на своих территориях, а также средства на осуществление переданных полномочий. Однако федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, вплоть до изъятия соответствующих полномочий у органов управления субъектов Российской Федерации, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Федеральные органы управления должны заниматься в основном вопросами разработки и согласования государственных программ, проектов в области физической культуры и спорта, а также координацией работы территориальных и местных организаций, находящихся в их ведении. При этом подразумевается, что организации различных уровней лучше знают свои задачи, возникающие проблемы и способы их решения. Если они не могут решить какие-либо проблемы самостоятельно, то обращаются за помощью к вышестоящим организациям, передавая им полномочия по решению этих проблемы. Эта идея наиболее ярко выражена в уставах общественных организаций: Олимпийского комитета России и федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений.
Так, например, благодаря демократическому принципу своего формирования, Олимпийский комитет России отражает интересы ведущих групп своих коллективных членов и обязан быть выразителем их воли. Те проблемы, которые не под силу решить отдельной общественной спортивной организации, являющейся членом ОКР, передаются для рассмотрения и решения на его
общем собрании. И если достигается коллегиальное понимание необходимости решения этой проблемы, ОКР берет на себя ответственность за ее реализацию. Таким образом, в отличие от тех времен, когда спортом руководили преимущественно из центра, теперь происходит передача части полномочий снизу вверх.
Что же касается собственно деятельности Олимпийского комитета, то его руководство и рабочий аппарат - не что иное, как механизм выполнения коллегиально принятых принципиальных решений Олимпийского собрания и избранного Исполнительного комитета.
Таким образом, в связи с коренными изменениями в политической, социальной и экономической системах управления обществом, обусловленными внедрением демократических начал, в России сформировалась новая, достаточно сложная структура управления физической культурой и спортом, в которую вошли целый ряд организаций, осуществляющих управление на федеральном, территориальном и местном уровнях.