Спортивная тренировка - важнейшая составная часть подготовки спортсмена. Согласно общепринятому базисному определению, она представляет собой специализированный управляемый педагогический процесс, основанный на использовании (физических упражнений с целью совершенствования различных сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших результатов в конкретной спортивной дисциплине.
Словно «управляемый» в приведенном определении - одно из ключевых, за ним стоит вся технология принятия решений в процессе осуществления тренировки в реальных условиях.
Прежде чем говорить о технологии управления, необходимо определить - чем мы должны управлять и каковы основные принципы управления.
Следует отметить, что человеческий организм представляет собой сложное динамическое образование, состоящее из взаимосвязанных функциональных систем, работа которых самоорганизуется в соответствии с воздействиями внешней среды. Поскольку система организма спортсмена сложная, динамичная и саморегулирующаяся, а воздействия внешней среды отличаются многофакторностью, то мы вправе ожидать только определенные вероятностные изменения в ее функционировании в ответ на внешние воздействия.
Поэтому есть смысл выделить несколько основных постулатов кибернетики - науки об оптимальном управлении сложными системами, которые позволят разобраться в технологии управления.
1. Под управлением понимается перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на отдельные ее параметры. При этом изменятся параметры и других взаимосвязанных с ними подсистем.
2. Управление всегда должно быть целенаправленным, то есть изменения должны быть такими, которые нам необходимы. Если нет цели, то нет и управления.
3. Следует стремиться к оптимальности управления, то есть осуществлять сто выгоднейшим образом.
4. В любом управлении есть два звена: управляющее и управляемое (объект управления).
5. Характерной особенностью сложной управляемой системы является функционально замкнутый характер ее построения (рис. 17.1). При этом управление всеми кибернетическими системами осуществляется по универсальному трехтактному принципу: прямая связь - команды от управляющей подсистемы к управляемой; обратная связь - информация о функционировании управляемой подсистемы; коррекция параметров прямой связи на основе сравнения целевых параметров и показателей, полученных на основе обратной связи.
Технология управления совершенствованием подготовленности спортсмена тоже должна строиться по этому принципу. Вместе с тем, в данном случае система управления предусматривает и ряд специфических операций. Прямая связь характеризуется следующими операциями: прогнозированием спортивных достижений и постановкой цели, моделированием имеющегося и желательного уровня подготовленности, моделированием предстоящих тренирующих воздействий, планированием и программированием
системы тренировки, соревнований и факторов, повышающих их эффективность, реализацией намеченной программы.
Поскольку в результате воздействия определенных физических нагрузок мы можем ожидать только вероятностные изменения, для эффективного управления в ходе реализации тренировочных программ необходима информация об изменении состояния спортсмена и его функциональных систем, получаемая в ходе комплексного контроля подготовленности и осуществляемых тренирующих воздействий, а также сопоставления их с модельными характеристиками (обратная связь). При этом прежде всего необходимо тестирование различных сторон подготовленности, а также анализ тренировочных и соревновательных нагрузок (используемых средств и методов, особенностей построения тренировки и соревновательной деятельности), изучение мотивации, показателей здоровья, возраста, спортивного стажа, условий быта спортсмена, особенностей питания и других факторов.
Управляемая система
Управляемая система
Управляемая система
Прямая связь
Корректировка
Управляющая система
Обратная связь
Рис. 17.1. Универсальная схема управления
На основе сравнения показателей прямой и обратной связи и выявления их несоответствия происходит принятие решений в виде коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах подготовки. Основное внимание обращают на проявившиеся зависимости между освоенными нагрузками, с одной стороны, и имевшими место изменениями в параметрах соревновательной деятельности и уровне разносторонней подготовленности - с другой.