Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационная структура подготовки



Спортивных резервов

Организационная структура отечественного спортивного дви­жения включает в себя государственные и общественные спор­тивные организации, которые на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляют управление подготовкой спор­тивных резервов. К таким организациям относят: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, система территори­альных органов управления физической культурой и спортом; специализированные подразделения отдельных отраслевых ми­нистерств; Олимпийский комитет России; Всероссийские и тер­риториальные федерации по видам спорта; физкультурно-спортивные общества и спортивные клубы. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется в подведомственных им учреждениях, к которым относятся ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, специализированные спортивные классы об­щеобразовательных школ, ШВСМ, МЦОП.

ДЮКФП (детско-юношеские клубы физической подготов­ки) открывают на базе общеобразовательных школ, в системе профессионально-технического образования, по месту житель­ства и в других детско-юношеских учреждениях для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в возрасте 6-15 лет.

ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открывают в системе органов управления физической культурой и спор­том, а также органов народного образования, в системе про­фессионально-технического образования, в структуре ФСО, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-трени­ровочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создают в целях реализации программ дополнительного образо­вания детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводя­щими работу по нескольким видам спорта), так и ориентирован­ными на какой-то один вид спорта. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений по виду (видам) спорта или этапу подготовки. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. Обязательными условиями для откры-

тия спортивных школ является наличие собственной или арен­дуемой спортивной базы для проведения учебно-тренировочного процесса, административных и вспомогательно-хозяйственных помещений, обеспеченность финансированием, руководящими и тренерскими кадрами.

С 2000 г. в системе спортивных школ стали активно созда­ваться различные учреждения дополнительного образования для инвалидов. В спортивных школах разного уровня откры­вают отделения или отдельные группы, в которых занимаются лица с ограниченными возможностями. Организуются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) создают на базе существующих ДЮСШ, в которых администрация и тренерско-преподавательские кадры достигли высокого уровня работы по подготовке квалифициро­ванных спортсменов. Обоснованием открытия спортивной шко­лы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обе­спечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципаль­ного образования или субъекта Российской Федерации по олим­пийским видам спорта.

Рекомендуемые условия функционирования СДЮШОР:

- наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и автор­ских;

- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

- наличие региональной системы соревнований по культиви­руемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяю­щей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

- традиционность и популярность данного вида спорта в ре­гионе, наличие в регионе спортивных клубов, команд мастеров, ШВСМ или центров спортивной подготовки, в которых обучаю­щиеся СДЮШОР могли бы продолжить спортивную деятель­ность.

СДЮШОР, гак же как и ДЮСШ, могут иметь одно или не­сколько отделений по смежным видам спорта. Поэтому слово

«специализированная» нельзя относить к понятию профиля шко­лы (то есть школа по легкой атлетике, школа по плаванию и т.д.). Имеется в виду, что в специализированных школах, в отличие от ДЮСШ, ведется большая работа по подготовке спортсменов высокого класса для пополнения сборных команд по олимпий­ским видам спорта, что является основным показателем их дея­тельности.

После окончания олимпийского цикла сеть СДЮШОР долж­на переаттестовываться с учетом итогов работы и вклада каждой школы в подготовку спортсменов высокого класса. В СДЮШОР предусмотрена повышенная (по сравнению с ДЮСШ) оплата труда тренеров-преподавателей и руководящих работников.

В отличие от более ранних инструктивных документов, фик­сировавших должные возрастные параметры спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, действующие документы, регламентирующие деятельность ДЮСШ и СДЮШОР, устанав­ливают лишь рекомендуемый минимальный возраст зачисления учащихся в отделения по видам спорта: 6 лет - гимнастика спор­тивная (девочки), гимнастика художественная, фигурное катание; 7 лет - акробатика, воднолыжный спорт, гимнастика спортивная (мальчики), настольный теннис, плавание, теннис, ушу, фристайл, шахматы, шашки; 8 лет - бадминтон, баскетбол, горнолыжный спорт, спортивное ориентирование, футбол; 9 лет - бейсбол, биатлон, водное поло, волейбол, гандбол, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, лыжное двоеборье, парусный спорт, прыжки на лыжах, регби, хоккей на траве, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, шорт-трек; 10лет - атлетизм, бильярдный спорт, бокс, велоспорт, вольная борьба, гиревой спорт, гребля академиче­ская, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, каратэ-до, кекусинкай, кикбоксинг, классическая борьба, самбо, санный спорт, скалола­зание, современное пятиборье, стрельба пулевая, тхэквондо, три­атлон, тяжелая атлетика (юноши), фехтование; 11 лет - конный спорт, стрельба из лука, стрельба стендовая; 13 лет - тяжелая атлетика (девушки).

При соблюдении организационно-методических и медицин­ских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста).

Условиями данного набора является:

- наличие письменного заявления одного из родителей ре­бенка;

- наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся в спор­тивной школе - 18 лет (для учащейся молодежи -21 год).

Инструктивными документами определено, что ДЮСШ и СДЮШОР обладают правами юридического лица. На базе ведущих ДЮСШ и СДЮШОР могут создаваться республикан­ские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга спортивные школы, на которые дополнительно возлагаются обя­занности организационно-методического руководства деятель­ностью других спортивных школ, а также проведение спортивно-массовых мероприятий на соответствующей территории.

В последние годы значительно усложнили требования к ор­ганизации подготовки квалифицированных спортсменов. Это привело к поиску новых, более эффективных форм работы спор­тивных школ.

Еще в 1971 г. в нашей стране начали работу первые общеобразо­вательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП), созданные по примеру бывшей ГДР. В условиях школы-интерната дети находились круглосуточно на полном обеспечении. Условия компактного проживания юных спортсменов и возможности бо­лее рациональной организации учебы, быта, тренировки и восста­новительных мероприятий позволяли повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Сеть ОШИСП постоянно расширяли, их укрепляли наи­более квалифицированными тренерскими кадрами. Создавали ОШИСП, как правило, в крупных спортивных центрах (чаще все­го - областных), при наличии современной материальной базы. Кадровый вопрос помогала решать и весьма выгодная система на­числения заработной платы тренерам-преподавателям ОШИСП при условии совмещения тренерской и воспитательной работы.

С 1989 г. и в последующий период все ОШИСП преобразованы в училища олимпийского резерва (УОР), по существу с сохране­нием их структуры, но с некоторым изменением состава решаемых задач. Под крышей УОР теперь объединены три организации: об­щеобразовательная и спортивная школа, а также среднее профес-

сиональное учебное заведение, где помимо подготовки спортив­ной смены осуществляют подготовку физкультурно-спортивных кадров среднего звена (тренеров по спорту). Такие организацион­ные изменения позволяют начинать работу с более старшими по возрасту и квалификации спортсменами - учащимися старших классов и продлить срок пребывания сильнейших спортсменов в стенах училищ до возраста 21-22 года и старше.

Училища олимпийского резерва имеют возможность само­стоятельно определять формы и методы организации учебной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, сроки начала за­нятий и проведения каникул, вводить экстернат по определенным предметам, организовывать группы с углубленной программой по специальным дисциплинам. Кроме работы со своими учащимися УОР имеют возможность организовывать учебно-тренировочные сборы с переменным составом спортсменов-кандидатов на посту­пление в училище общим сроком до 60 дней в году.

Учащиеся УОР обеспечиваются бесплатно общежитием, пи­танием, учебниками, табельной спортивной формой и средства­ми восстановления. Для обеспечения учебного процесса в период проведения учебно-тренировочных сборов УОР может направ­лять в места их проведения преподавателей общеобразователь­ных и специальных дисциплин.

Такая форма организации занятий позволила подготовить многих выдающихся спортсменов (чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр). Наряду с этим, к сожалению, в работе от­дельных УОР (как и в работе большинства прежних ОШИСП) четко проявилась тенденция к систематическому форсированию подготовки юных спортсменов, что выражается в излишне спе­циализированном ее характере на ранних этапах занятий, пре­небрежении к средствам ОФП, в неоправданно высоких объемах осваиваемых спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д. Такой подход должен быть исключен из практики тренерской работы в УОР. Ведь именно в них в настоящее время сосредоточены самые способные юные спортсмены - наш золотой фонд, к которому должно быть самое бережное отношение.

Начиная с 1974 г. получили развитие специализирован­ные классы по видам спорта, с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом. Они явля­ются совместной формой работы спортивных школ и общеоб-

разовательных учреждений (учреждений начального и среднего профессионального образования) с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом. Специализированные классы откры­вают в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой и согласованию с учредителями при условии финансово­го обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы, как правило, комплектуют из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обу­чающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.

Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-трениро­вочный процесс для специализированных классов устанавливают администрация образовательного учреждения совместно с адми­нистрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуют проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых учебно-тренировочных занятий плани­рование первых уроков (занятий) по общеобразовательным пред­метам переносят на более позднее время.

Обучающихся специализированных классов, не выполнивших требования но уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного учреждения или другое об­разовательное учреждение только по окончании учебного года.

Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с обучающимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.

По замыслу, преимущество этой формы заключается в созда­нии прочного контакта между учителями и тренерами, а также в сохранении постоянной связи детей с семьей. Однако практика показывает, что добиться такого прочного контакта участвующих сторон удается, к сожалению, далеко не везде. Объединенными усилиями учителей, тренеров и родителей можно добиться много­го, если помнить об идее создания спецклассов - создании усло­вий для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства) создают при городских, областных, краевых и республиканских органах

управления физической культурой и спортом. Они осуществля­ют работу со спортсменами - кандидатами или членами сборной команды России, их комплектуют из числа лучших выпускников ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, секций спортивных организаций. Они ведут работу по принципу межведомственного организационно-методического и учебно-тренировочного центра подготовки кан­дидатов в сборные команды страны. Тренеры ШВСМ работают со спортсменами постоянного (регулярно тренирующимися под их руководством) и переменного состава (привлекаемыми на время учебно-тренировочных сборов и соревнований и постоянно зани­мающимися под руководством тренеров, не работающих в штате ШВСМ). Тренеры-преподаватели ШВСМ призваны оказывать методическую помощь тренерам ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ФСО и ведомственных физкультурных организаций в их практической работе.

МЦОП (межведомственные центры олимпийской подготовки) являются учебно-тренировочными, спортивно-методическими подразделениями региональных федераций по видам спорта. Они формируются на базе учащихся СДЮШОР, УОР, ШВСМ и функционируют в режиме постоянно действующего сбора с переменным составом спортсменов, к работе с ними привлекают их личных тренеров или сильнейших тренеров соответствующих регионов.

Задачами МЦОП являются:

- подготовка спортсменов, способных в течение олимпийского цикла войти в состав сборной команды страны и достичь уровня результатов международного класса;

- организация для сильнейших спортсменов региона центра­лизованной подготовки, профилактических и восстановительных мероприятий, углубленных медико-биологических обследований;

- разработка единой организационной концепции отбора и многолетней подготовки спортсменов региона, координация планирования и управления подготовкой спортивных резервов по виду спорта;

- организация работы по повышению профессиональной квалификации тренерско-преподавательских кадров путем про­ведения стажировки и открытых занятий.

В соответствии с научно обоснованными этапами многолет­ней подготовки (предварительной подготовки, начальной спе­циализации, углубленной тренировки, спортивного совершен­ствования и высшего мастерства) учебно-тренировочный процесс

с учащимися спортивных школ подразделяется на несколько этапов: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и выс­шего спортивного мастерства. В настоящее время эти этапы за­конодательно закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации». Каждый этап обуче­ния является звеном в общей системе многолетней подготовки спортсмена, имеет конкретные задачи и связан с определенным возрастом и квалификацией занимающихся, а также с решаемы­ми задачами в конкретной спортивной школе того или иного типа.

В спортивных школах разного типа, согласно Положению о них, открывают группы определенного контингента:

ДЮКФП - спортивно-оздоровительной и начальной подго­товки, а при наличии условий и возможностей (по решению учре­дителей) учебно-тренировочные;

ДЮСШ - начальной подготовки и учебно-тренировочные, а при наличии условий и возможностей рекомендуется открытие и групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;.

СДЮШОР - учебно-тренировочные, спортивного совершен­ствования (группы начальной подготовки и высшего спортивного мастерства - рекомендуются при наличии условий и возможно­стей);

ШВСМ, УОР, МЦОП - спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (учебно-тренировочные груп­пы - рекомендуются при наличии условий и возможностей).

Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а определяет целенаправленность и законченность курса обучения на данном этапе подготовки. Для всех групп пре­дусмотрена система отбора, перевода и выпуска учащихся.

В принятых в 2006 г. Методических рекомендациях по органи­зации деятельности спортивных школ в Российской Федерации определены условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие годы обучения:

- на спортивно-оздоровительной этап подготовки зачисляют­ся лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицин­ских противопоказаний, а также те, кто уже занимается спортом, но не имеет по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки;

- на этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопока-

заний. При невозможности зачисления в группы начальной под­готовки всех желающих отбор рекомендуется производить по ре­зультатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности (продолжительность этапа 1-3 года);

- на учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года занятий, при вы­полнении ими требований по общей и специальной подготов­ленности. Перевод по годам обучения происходит при условии положительной динамики общей и специальной физической подготовленности и спортивных результатов в соответствии с тре­бованиями образовательных программ (продолжительность эта­па - 4-5 лет);

- на этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта (по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разря­да); перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показа­телей (продолжительность этапа - 3 года);

- на этап высшего спортивного мастерства зачисляются пер­спективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и вы­полнившие (подтвердившие) норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса (возраст спортсмена не ограничи­вается, если его результаты стабильны и соответствуют требова­ниям этого этапа).

Перевод обучающихся в группу следующего года или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тре­нерского совета на основании стажа занятий, выполнения конт­рольных нормативов, а также заключения врача. Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предо­ставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

В настоящее время в России функционируют более 5 тыс. образовательных учреждений спортивной направленности (326 ДЮКФП, 3502 ДЮСШ, 1293 СДЮСШОР, 44 УОР, 99 ШВСМ). В них проходят подготовку около 3,3 млн. юных спортсменов, из которых 11,1 тыс. задействованы в спорте высших достижений. Подготовку обеспечивают 103,2 тыс. тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, из них более 43%

имеют профессиональное образование, 34% - высшую и первую квалификационные категории.

Учреждения спортивной направленности развивают более 110 видов спорта. Самыми популярными среди них являются такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки (более 200 тыс. занимающихся). Около 10,8 тыс. спортивных сооружений находится на балансе спортивных школ.

Таким образом, действующая в Российской Федерации орга­низационная структура обеспечивает необходимые условия для многолетней подготовки спортсменов - от новичков до мастеров спорта международного класса, позволяя решать при этом оздоро­вительные и воспитательные задачи с достаточно большими контингентами детей, подростков и молодежи.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.