Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле



Воздействие занятий на организм спортсмена зависит от со­четания в них нагрузок различной величины и направленности. Один из вариантов - сочетание двух и более занятий одинако­вой направленности, когда каждое последующее занятие прово­дят в состоянии не полностью восстановившихся функциональ­ных возможностей после предыдущего. Например, два занятия скоростно-силовой направленности с большими нагрузками и ин­тервалом в 24 ч приводят к усилению утомления, не изменяя его характера. Период восстановления увеличивается примерно в 1,5 раза. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления он обычно не в состоя­нии выполнить более 75-80% работы, предложенной накануне. Причем тренировочные упражнения из-за быстро прогрессирую­щего утомления предъявляют очень высокие требования к функ­ционированию отделенных систем, оказывая сложное влияние и на психику. Сильнее это выражено у спортсменов относитель­но низкой квалификации или недостаточно тренированных. В целом особенности воздействия двух занятий одинаковой на­правленности с большими нагрузками практически не зависят от их направленности, периода тренировки, квалификации спортс­менов.

Учитывая эти данные, планировать в микроцикле подряд два и более занятий одинаковой направленности с большими нагруз­ками следует осторожно, лишь при подготовке квалифицирован­ных и хорошо тренированных спортсменов, причем при решении далеко не всех задач. Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных и координационных способностей, планировать под­ряд нецелесообразно, так как в этом случае не удается соблюсти методические положения, лежащие в основе развития этих ка­честв и совершенствования данных сторон подготовленности.

Суммарное воздействие на организм спортсменов двух и трех занятий с большими нагрузками различной преимущественной на­правленности, проведенных с интервалом в 24 ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности заня­тий: оно не усугубляет утомления, а угнетает другую сторону ра­ботоспособности спортсмена. Например, когда после занятия, на­правленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, происходит некоторое угнетение выносливо­сти, уровень же скоростных возможностей не снижается. Анало­гичное явление происходит при иных сочетаниях с другими боль­шими нагрузками различной преимущественной направленности.

Закономерности воздействия двух занятий с различной преи­мущественной направленностью прослеживаются и при суммар­ном воздействии на организм спортсмена трех таких же занятий. Однако из-за того, что три разнонаправленных занятия практиче­ски воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно боль­шей степени. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности бывает, как правило, ниже исходного. Степень этого снижения опреде­ляется характером чередования занятий. Естественно, наиболее угнетенной оказывается та сторона работоспособности, на совер­шенствование которой было направлено последнее занятие.

Широкое распространение в подготовке достаточно квалифи­цированных атлетов также получили двухразовые ежедневные тренировочные занятия, а в отдельных случаях и трехразовые тренировки в день.

Обычно при двухразовых ежедневных занятиях одно является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в тече­ние дня можно проводить два основных либо два дополнительных занятия.

Проведение двух основных занятий (то есть занятий с больши­ми или значительными нагрузками) характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, ког­да для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо оказать особенно сильное воздействие на организм. Проведение двз'х дополнительных занятий связано с необходимо­стью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутом­ления.

Таблица 16.10

Некоторые возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных тренировочных занятий (по В.Н. Платонову)

Основное занятие Дополнительное занятие
Направленность Величина нагрузки Направленность Величина нагрузки
Повышение скоростных Большая Повышение Средняя
возможностей, или анаэробных или малая
совершенствование значительная возможностей  
техники в упражнениях      
на скорость      
Повышение анаэробных Большая Повышение Средняя
возможностей или раз- или аэробных или малая
витие специальной значительная возможностей  
выносливости      
на коротких и средних      
дистанциях      
Повышение аэробных Большая Повышение Значительная,
возможностей или раз- или скоростных средняя
витие специальной значительная возможностей, или малая
выносливости   совершенство-  
на длинных дистанциях   вание техники  
    в упражнениях  
    на скорость  
Комплексная - Большая Повышение Малая
последовательное или аэробных или средняя
выполнение работы значительная возможностей  
по повышению      
скоростных, анаэроб-      
ных и аэробных      
возможностей      
Комплексная - Большая Повышение Малая
параллельное или скоростных или средняя
повышение аэробных значительная возможностей,  
и анаэробных   совершенство-  
возможностей   вание техники  
    соревнователь-  
    ного упражне-  
    ния  
Комплексная - Большая Повышение Значительная,
параллельное или аэробных средняя
повышение скоростных значительная возможностей или малая
и анаэробных      
возможностей [    

Для рациональной организации двухразовых занятий целе­сообразно чередовать их по преимущественной направленности (примеры - в табл. 1.6.10).

В заключение отметим, что высокая эффективность двухразо­вых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда, во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузки основ­ных и дополнительных занятий и, во-вторых, увеличение обще­го числа занятий не сопровождается уменьшением числа занятий, с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности спортсмена.

16.6.Желательные инежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия

При включении в тренировочный план конкретного занятия с использованием нагрузок различной преимущественной на­правленности следует иметь в виду, что существуют как благо­приятные, так и неблагоприятные их сочетания. О допустимых или о нежелательных сочетаниях различных по направленности нагрузок стоит говорить только тогда, когда они выходят мини­мум на уровень значительных по величине. Малые и средние на­грузки различной направленности почти никогда не вступают в конкурентные отношения при любых сочетаниях.

Таблица 16.11

Допустимые сочетания больших и значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия

Направленность первой нагрузки Направленность второй нагрузки
Техника Скоростные качества
Скоростные качества Скоростно-силовые качества
Сила Скоростно-силовые качества, скоростная и скоростно-силовая выносливость
Скоростно-силовые качества Скоростно-силовая и скоростная выносливость
Скоростная выносливость Другие виды выносливости
Скоростно-силовая выносливость Силовая выносливость
Общая выносливость Другие виды выносливости

Таблица 16.12




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.