Воздействие занятий на организм спортсмена зависит от сочетания в них нагрузок различной величины и направленности. Один из вариантов - сочетание двух и более занятий одинаковой направленности, когда каждое последующее занятие проводят в состоянии не полностью восстановившихся функциональных возможностей после предыдущего. Например, два занятия скоростно-силовой направленности с большими нагрузками и интервалом в 24 ч приводят к усилению утомления, не изменяя его характера. Период восстановления увеличивается примерно в 1,5 раза. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления он обычно не в состоянии выполнить более 75-80% работы, предложенной накануне. Причем тренировочные упражнения из-за быстро прогрессирующего утомления предъявляют очень высокие требования к функционированию отделенных систем, оказывая сложное влияние и на психику. Сильнее это выражено у спортсменов относительно низкой квалификации или недостаточно тренированных. В целом особенности воздействия двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками практически не зависят от их направленности, периода тренировки, квалификации спортсменов.
Учитывая эти данные, планировать в микроцикле подряд два и более занятий одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно, лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, причем при решении далеко не всех задач. Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных и координационных способностей, планировать подряд нецелесообразно, так как в этом случае не удается соблюсти методические положения, лежащие в основе развития этих качеств и совершенствования данных сторон подготовленности.
Суммарное воздействие на организм спортсменов двух и трех занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом в 24 ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности занятий: оно не усугубляет утомления, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Например, когда после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, происходит некоторое угнетение выносливости, уровень же скоростных возможностей не снижается. Аналогичное явление происходит при иных сочетаниях с другими большими нагрузками различной преимущественной направленности.
Закономерности воздействия двух занятий с различной преимущественной направленностью прослеживаются и при суммарном воздействии на организм спортсмена трех таких же занятий. Однако из-за того, что три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности бывает, как правило, ниже исходного. Степень этого снижения определяется характером чередования занятий. Естественно, наиболее угнетенной оказывается та сторона работоспособности, на совершенствование которой было направлено последнее занятие.
Широкое распространение в подготовке достаточно квалифицированных атлетов также получили двухразовые ежедневные тренировочные занятия, а в отдельных случаях и трехразовые тренировки в день.
Обычно при двухразовых ежедневных занятиях одно является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в течение дня можно проводить два основных либо два дополнительных занятия.
Проведение двух основных занятий (то есть занятий с большими или значительными нагрузками) характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо оказать особенно сильное воздействие на организм. Проведение двз'х дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
Таблица 16.10
Некоторые возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных тренировочных занятий (по В.Н. Платонову)
Основное занятие
Дополнительное занятие
Направленность
Величина нагрузки
Направленность
Величина нагрузки
Повышение скоростных
Большая
Повышение
Средняя
возможностей,
или
анаэробных
или малая
совершенствование
значительная
возможностей
техники в упражнениях
на скорость
Повышение анаэробных
Большая
Повышение
Средняя
возможностей или раз-
или
аэробных
или малая
витие специальной
значительная
возможностей
выносливости
на коротких и средних
дистанциях
Повышение аэробных
Большая
Повышение
Значительная,
возможностей или раз-
или
скоростных
средняя
витие специальной
значительная
возможностей,
или малая
выносливости
совершенство-
на длинных дистанциях
вание техники
в упражнениях
на скорость
Комплексная -
Большая
Повышение
Малая
последовательное
или
аэробных
или средняя
выполнение работы
значительная
возможностей
по повышению
скоростных, анаэроб-
ных и аэробных
возможностей
Комплексная -
Большая
Повышение
Малая
параллельное
или
скоростных
или средняя
повышение аэробных
значительная
возможностей,
и анаэробных
совершенство-
возможностей
вание техники
соревнователь-
ного упражне-
ния
Комплексная -
Большая
Повышение
Значительная,
параллельное
или
аэробных
средняя
повышение скоростных
значительная
возможностей
или малая
и анаэробных
возможностей
[
Для рациональной организации двухразовых занятий целесообразно чередовать их по преимущественной направленности (примеры - в табл. 1.6.10).
В заключение отметим, что высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда, во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и, во-вторых, увеличение общего числа занятий не сопровождается уменьшением числа занятий, с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности спортсмена.
16.6.Желательные инежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия
При включении в тренировочный план конкретного занятия с использованием нагрузок различной преимущественной направленности следует иметь в виду, что существуют как благоприятные, так и неблагоприятные их сочетания. О допустимых или о нежелательных сочетаниях различных по направленности нагрузок стоит говорить только тогда, когда они выходят минимум на уровень значительных по величине. Малые и средние нагрузки различной направленности почти никогда не вступают в конкурентные отношения при любых сочетаниях.
Таблица 16.11
Допустимые сочетания больших и значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия
Направленность первой нагрузки
Направленность второй нагрузки
Техника
Скоростные качества
Скоростные качества
Скоростно-силовые качества
Сила
Скоростно-силовые качества, скоростная и скоростно-силовая выносливость