Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурой и спортом в России



Верховным государственным органом исполнительской власти, осуществляющим на федеральном уровне межотраслевую коорди­нацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, а также разрабатывающим и осуществляющим меры их развития, как уже было сказано, является Министер­ство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). Важная цель его работы -формирование позитивного отношения общества, государства и всего парода к физической культуре и спорту как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья человека, неотъем­лемой части общечеловеческой культуры, одному из важнейших факторов не только физического, но и нравственного воспитания, особенно детей и молодежи. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Министерство вносит в Правительство Российской Федера­ции проекты федеральных законов, нормативных правовых актов

Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящим­ся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министер­ства. Оно осуществляет сотрудничество с другими федеральны­ми, территориальными и местными органами исполнительской власти, физкультурно-спортивными структурами, общественны­ми организациями в реализации разнообразных программ оздо­ровления народа средствами массовой физической культуры и спорта. Определяет порядок разработки и представления про­грамм развития соответствующих видов спорта. Создает во вза­имодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспи­тания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи. Координирует деятельность по реализации приори­тетных направлений государственного регулирования туристиче­ской деятельности в Российской Федерации.

Его основными задачами являются: проведение мероприя­тий по пропаганде физической культуры, спорта и здорового об­раза жизни; разработке и внедрении государственных программ физического воспитания населения; развитию материально-технической базы; осуществление мероприятий по организации и проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований; орга­низация проведения всероссийских смотров физической подго­товки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе; разработка, утверждение и реализация Единого календар­ного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также организация подготовки к таким спортивным соревнованиям, определение порядка финансирования спортив­ных мероприятий; проведение мероприятий по организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпио­натов и кубков мира, Европы и иных международных спортивных соревнований; участие в учебно-методическом обеспечении обра­зовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, профильных образовательных

учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта; проведе­ние экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение эко­номических показателей их деятельности, а также проверка в подведомственных организациях финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; ор­ганизация научно-методического обеспечения в области фи­зической культуры и спорта, а также издания научной, учеб­ной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту; ежегодное утверждение списков кандидатов в сборные команды Российской Федерации по видам спорта, формируемые общероссийскими спортивными федерациями; осуществление финансового, материально-технического, научно-методического, медицинского, медико-биологического и антидопингового обе­спечения сборных команд Российской Федерации и т.п.

Несмотря па то что деятельность Министерства спорта, ту­ризма и молодежной политики в большей степени сосредоточена на координации работы по оздоровлению населения средствами массовой физической культуры и спорта, обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания мо­лодежи, практика показала, что перевод спорта высших дости­жений исключительно на общественные рельсы никогда не при­водил и вряд ли может привести в обозримом будущем к успеху в этой деятельности. В этой связи возврат к активному участию в руководстве этим направлением государства может только при­ветствоваться.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Рос­сийской Федерации возглавляет министр, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Рос­сийской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями мини­стерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности, в состав которых включаются отделы.

Деятельность по управлению физической культурой и спортом в каждом субъекте Российской федерации на основе Конституции РФ проводят территориальные органы государственной власти. В Основном законе РФ предусмотрено разграничение предме-

тов власти и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ. К полномо­чиям органов государственной власти субъектов РФ Федераль­ный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (2003) относит ре­шение вопросов «организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физиче­ской культуры и спорта».

Среди приоритетных задач территориальных органов управ­ления физической культурой и спортом на уровне субъекта РФ можно выделить следующие:

- развитие массовой физической культуры и спорта на своих территориях и создание равных условий для занятий спортом всех групп населения - детей, молодежи, взрослых, инвалидов и т.д.;

- строительство, модернизация и эксплуатация спортивных сооружений, обеспечение их доступности для всех групп населе­ния;

- организация условий для занятий физической культурой и спортом всех желающих;

- проведение массовых спортивных мероприятий и празд­ников;

- оказание содействия в развитии спорта высших достижений, а в отдельных случаях и профессионального спорта;

- финансирование спортивных организаций и спортивных сооружений из регионального и местного бюджетов.

Как уже отмечалось, в современных условиях существенно расширились возможности Олимпийского комитета России (ОКР). В настоящее время Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добро­вольным, самоуправляемым, неправительственным обществен­ным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, при­знанным Международным олимпийским комитетом.

При реализации своих уставных целей ОКР может взаимодей­ствовать с органами государственной власти Российской Феде­рации в том случае, если такое взаимодействие не противоречит Олимпийской хартии МОК, а также неправительственными ор­ганизациями, не допуская оказания на себя политического, юри­дического, религиозного и экономического давления, несовме-

стимого с обязательствами ОКР по выполнению Олимпийской хартии МОК.

Основными целями ОКР являются:

- представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК на Олимпийских играх, юноше­ских Олимпийских играх, а также во всех региональных, конти­нентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводи­мых или патронируемых МОК;

- продвижение и пропаганда на территории Российской Фе­дерации фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности, в области спорта и образования, участие в реализа­ции олимпийских образовательных программ во всех школах, пе­дагогических институтах и университетах, специализирующихся на спорте и физической культуре;

- содействие развитию массового спорта и спорта высших до­стижений во всех регионах России; укрепления позиций и повы­шения престижа российского спорта на международной арене;

- участие в подготовке и переподготовке спортивных руко­водителей и иных специалистов в области управления спортом, организация научно-практических конференций, совещаний и се­минаров;

- борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения требований Всемирного антидопингового кодекса;

- борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте.

Для достижения своих уставных целей ОКР:

- участвует в подготовке, формировании, утверждении и обе­спечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх и дру­гих комплексных международных спортивных мероприятиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спор­тивными федерациями, иными общероссийскими общественны­ми объединениями, органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и региональными общественными объединениями, созданными для развития, пропаганды и популяризации олимпийского дви­жения;

- в обязательном порядке участвует в Играх Олимпиады и Олимпийских зимних играх;

- комплектует, организует и возглавляет делегацию на Олим­пийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных сорев­нованиях, проводимых или патронируемых МОК;

- внедряет и применяет Всемирный антидопинговый кодекс для обеспечения соответствия Всемирному антидопинговому кодексу антидопинговой политики и правил ОКР, в том числе в вопросах, касающихся членства, финансирования, решений по результатам тестирования, а также учитывает роли и ответствен­ность национальных олимпийских комитетов (далее - НОК), предусмотренные Всемирным антидопинговым кодексом;

- создает и поддерживает олимпийские общественные акаде­мии, олимпийские музеи, а также культурные программы, связан­ные с олимпийским движением;

- содействует сохранению и развитию национальных видов спорта, проведению народных игр;

- содействует в организации занятий физической культурой и спортом среди инвалидов;

- защищает интересы спортсменов, тренеров, спортивных су­дей, ветеранов физической культуры и спорта;

- участвует в создании и поддержке фондов и благотворитель­ных организаций в пользу массового спорта и спорта высших до­стижений, а также реализует ряд других мероприятий, связанных с развитием современного спорта.

Олимпийский комитет России реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач и программ развития физической; куль­туры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и орга­низаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяе­мых в установленном порядке.

ОКР имеет право: осуществлять в установленном законом порядке предпринимательскую деятельность; создавать хозяй­ственные товарищества, общества и другие организации, обла­дающие правами юридических лиц; проводить денежно-вещевые лотереи, культурно-спортивные мероприятия; осуществлять рекламно-спонсорскую деятельность; в установленном законом по­рядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, всту­пать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные контакты и связи; заклю­чать соответствующие соглашения; представлять олимпийское движение России; свободно распространять информацию о своей

деятельности; учреждать средства массовой информации и осу­ществлять издательскую деятельность; участвовать в выработ­ке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законом Российской Федерации.

ОКР имеет исключительное право на использование одобрен­ных МОК и принадлежащих ОКР эмблемы, флага, девиза, симво­лики с использованием этих атрибутов, а также исключительное право продажи лицензии на использование логотипов и символи­ки на продукции и услугах.

Руководящими органами ОКР являются: Олимпийское со­брание, Исполком ОКР и бюро Исполкома, Исполнительный директор. Административная власть по всем вопросам деятельно­сти ОКР принадлежит его президенту.

Как уже отмечалось ранее, развитием адаптивного спорта ак­тивно занимаются Паралимпийский комитет России, Сурд-лимпийский комитет России, Специальная олимпиада Рос­сии, целями работы которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотруд­ничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных Олимпийских играх.

Эти общественные организации создают условия для физи­ческой реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социаль­ную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта ин­валидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осно­вывается на принципах приоритетности, массового распростране­ния и доступности занятий спортом.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здо­ровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреж­дениях, организуются занятия с использованием средств адап­тивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом

индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обу­чающихся.

Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский коми­тет России, Специальная олимпиада России реализуют выпол­нение стоящих перед ними уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвова­ний граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Федеральный орган исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта, органы исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способ­ствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных ор­ганизаций. Физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурио-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных меропри­ятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подго­товки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Процесс демократизации Российского общества вывел на принципиально новый уровень роль, значение и место всероссий­ских федераций по видам спорта. Речь идет не только о том, что они теперь стали полномочными членами соответствующих меж­дународных спортивных организаций. Не менее важен и обретен­ный ими в 1991-1992 гг. статус независимых неправительствен­ных общественных объединений, управляющих на федеральном уровне развитием своего вида спорта.

В Федеральном законе о физической культуре и спорте оп­ределено: «Общероссийская спортивная федерация - является общественной организацией, которая создана на основе член­ства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их про­паганда, организация, а также проведение спортивных меропри­ятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд».

Аккредитацию всероссийских спортивных федераций в соот­ветствии с Законом осуществляет федеральный орган исполни­тельной власти в области физической культуры и спорта, на ор­ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность аккредитации региональных спортив­ных федераций.

Для аккредитации общероссийской спортивной федерации необходимо - наличие в числе ее членов аккредитованных регио­нальных спортивных федераций более половины субъектов Рос­сийской Федерации. Наряду с этим, необходимо представить до­кументы, подтверждающие: признание федерации Олимпийским комитетом России (для федераций, входящих в состав междуна­родных спортивных объединений, признанных МОК); членство в международном объединении (если она входит в такое объеди­нение); принятые федерацией правила проведения соревнований по виду спорта, который она представляет; положение об отборе и формировании сборных команд для участия в международных соревнованиях.

Спортивные федерации занимаются организацией подготовки спортсменов массового спорта и спорта высших достижений по определенному виду спорта, которые готовятся преимущественно в физкультурно-спортивных обществах, ведомственных физкуль­турных организациях и местных спортивных структурах - спор­тивных клубах и спортивных школах разного ранга, финансируе­мых из государственного и муниципального бюджетов.

Высшим органом управления всероссийской федерации явля­ется общее собрание ее членов, на котором избирается его прези­диум, возглавляемый президентом федерации.

Президиум федерации образует: тренерский совет, спортивно-техническую комиссию, коллегию судей, комиссию по детскому и юношескому спорту, комиссию по пропаганде. По мере надоб­ности из актива могут быть образованы и другие комиссии. Так, в структуре отдельных федераций созданы комитеты и комиссии по паралимпизму, занимающиеся развитием соответствующих видов спорта среди инвалидов.

Группу государственных и общественных органов отраслевого управления, в задачи которых также входит организация работы по физическому Боепитанию населения, образуют отдельные от­раслевые министерства и ведомства.

Как уже отмечалось, к государственным органам управления физическим воспитанием отраслевой компетенции относятся

отделы физического воспитания соответствующих министерств (образования, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, обороны). Определенными признаками государственной формы управления является наличие государственных программ по фи­зическому воспитанию в руководимой ими отрасли и обязатель­ные формы физической подготовки сотрудников, а также наличие финансирования из государственного бюджета.

Так, например, Министерство образования, которое руководит работой большинства учебных заведений, осуществляет:

- разработку учебных программ по физическому воспитанию;

- финансирование проведения всех форм занятий с детьми, урочных и внеурочных (спортивные секции, походы, соревнова­ния, спортивно-массовые мероприятия);

- создание базы для занятий (строительство и ремонт спортив­ных залов, бассейнов, площадок и стадионов, приобретение обо­рудования и спортивного инвентаря и т.д.);

- подготовку и переподготовку кадров по физическому воспи­танию;

- проведение систематического контроля состояния учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию.

Организация физического воспитания органами народного об­разования обеспечивается при содействии Министерства спорта, туризма и молодежной политики, территориальных комитетов по физической культуре, спорту и туризму, а также профсоюзов, органов здравоохранения, спортивных и общественных организа­ций, независимо от ведомственной принадлежности.

Наконец сохраняется в нынешней структуре управления физ-культурно-спортивным движением роль и. место спортивных обществ и ведомственных физкультурных организаций. Больше того, после периода насильственной ликвидации физкультурно-спортивных обществ их число в последнее время растет, проис­ходит их естественная реставрация.

Физкультурно-спортивные общества как общественные организации ведут спортивную работу по отраслевому признаку, занимаются развитием как массового спорта, так и спорта высших достижений в своих отраслях, а также в добровольно присоеди­нившихся к ним организациях, подчиняющихся их уставу и при­нимающих специфику работы этого общества.

Являясь общественными организациями ФСО, так же, как и Олимпийский комитет России, и спортивные федерации всо-

ответствии с «Типовым уставом», принимают свой устав, учиты­вающий их специфику. Устав утверждается общим собранием или конференцией, которые являются высшими органами руковод­ства работой любой общественной организации. Повседневная работа и руководство ФСО осуществляется советом, избранным на конференции в составе председателя или президента, его заме­стителей и членов президиума.

Сложность и специфичность физической культуры и спорта как социально-экономической системы требует комплексной ор­ганизации управления ею. Осуществляемая в настоящее время структура управления, с одной стороны, позволила более четко распределять и координировать управленческие усилия, а с дру­гой стороны, обусловила повышение административной и функ­циональной обособленности, формирование узковедомственных интересов. С целью объединения и координации деятельности в этой сфере на этапе формирования новой структуры Президент России в июне 1992 г. подписал указ о создании при Правитель­стве Российской Федерации Координационного совета по физи­ческой культуре и спорту, на который возлагались обязанности разработки и проведения в жизнь государственной политики в об­ласти физического воспитания и спорта, координации деятельно­сти государственных, общественных и спортивных организаций. Впоследствии эта организация была переименована в Коорди­национный комитет по физической культуре и спорту при Пре­зиденте Российской Федерации, а в настоящее время правопре­емником ее стал Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2613 года в г. Казани.

Совету приданы функции совещательного органа по вопросам согласования государственных программ, проектов, законода­тельных и правительственных актов, предложений в области фи­зической культуры и спорта.

В настоящее время его деятельность сосредоточена па вы­работке предложений по определению приоритетных направле­ний государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации; рассмотрение вопросов государственной поддерж­ки спорта высших достижений и подготовку предложений по соз-

данию благоприятных условий для его развития; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также подго­товки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и многие другие.

Совет формируется в составе председателя Совета (Президент Российской Федерации), первого заместителя председателя Со­вета, заместителей председателя Совета, секретаря и членов Со­вета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.

Из-за динамичности процесса общих преобразований в стра­не следует ожидать и новых изменений в структуре управления физической культурой и спортом. В частности, учитывая миро­вые тенденции в современном зрелищном спорте, можно предви­деть создание ассоциации профессионального спорта. Отдельные элементы этой структуры уже сформированы в федерациях по игровым видам, а также по отдельным единоборствам, вело­спорту и т.д.

?Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие основополагающие позиции обуславливают характер и струк­туру государственных систем управления? По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в на­шей стране до 1992 г.?
  2. Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физиче­ской культурой и спортом?
  3. Чем является и какие направления работы осуществляет Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту?
  4. Какие организации обладают верховной исполнительной властью в различных сферах физкультурно-спортивного движения?
  5. Какие государственные организации несут функции верховной исполнительной власти в области физической культуры и спорта?
  6. Какие общественные организации несут функции верховной испол­нительной власти в области физической культуры и спорта?
  7. Какие организации в структуре управления физкультурно-спор­тивным являются общественно-государственными?
  8. Составьте принципиальную схему, отражающую структурные особенности управления российским физкулътурно-спортивным движением на современном этапе.
  9. Чем и как характеризуется идея передачи властных полномочий?

10. Каковы структура и функции Министерства спорта, туризма и моло­дежной политики Российской Федерации?

11. Какие министерства принимают участие в опосредованном управле­нии развитием физической культуры и спорта? Какую работу по фи­зическому воспитанию различных групп населения осуществляют их специализированные подразделения?

12. Каковы функции территориальных органов управления физической культурой и спортом?

13. Каковы структура и функции Олимпийского комитета России?

14. Каковы функции Паралимпийского комитета, Сурдлимпийского ко­митета и Специальной олимпиады России?

15. Каковы функции спортивных федераций России?

16. Каковы роль и место физкультурно-спортивных объединений, а так­же ведомственных физкультурных организаций в системе управле­ния физкультурно-спортивным движением? Каков основной прин­цип их работы?

17. Для чего создаются Федеральные и региональные центры спортив­ной подготовки?

18. Каковы функции Сонета при Президенте Российской Федерации но развитию физической культуры и спорта, спорта высших достиже­ний, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани?

ГЛАВА 20




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.