Верховным государственным органом исполнительской власти, осуществляющим на федеральном уровне межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, а также разрабатывающим и осуществляющим меры их развития, как уже было сказано, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). Важная цель его работы -формирование позитивного отношения общества, государства и всего парода к физической культуре и спорту как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья человека, неотъемлемой части общечеловеческой культуры, одному из важнейших факторов не только физического, но и нравственного воспитания, особенно детей и молодежи. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.
Министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. Оно осуществляет сотрудничество с другими федеральными, территориальными и местными органами исполнительской власти, физкультурно-спортивными структурами, общественными организациями в реализации разнообразных программ оздоровления народа средствами массовой физической культуры и спорта. Определяет порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта. Создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи. Координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации.
Его основными задачами являются: проведение мероприятий по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни; разработке и внедрении государственных программ физического воспитания населения; развитию материально-технической базы; осуществление мероприятий по организации и проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований; организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе; разработка, утверждение и реализация Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также организация подготовки к таким спортивным соревнованиям, определение порядка финансирования спортивных мероприятий; проведение мероприятий по организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, Европы и иных международных спортивных соревнований; участие в учебно-методическом обеспечении образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, профильных образовательных
учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта; проведение экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, а также проверка в подведомственных организациях финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; организация научно-методического обеспечения в области физической культуры и спорта, а также издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту; ежегодное утверждение списков кандидатов в сборные команды Российской Федерации по видам спорта, формируемые общероссийскими спортивными федерациями; осуществление финансового, материально-технического, научно-методического, медицинского, медико-биологического и антидопингового обеспечения сборных команд Российской Федерации и т.п.
Несмотря па то что деятельность Министерства спорта, туризма и молодежной политики в большей степени сосредоточена на координации работы по оздоровлению населения средствами массовой физической культуры и спорта, обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, практика показала, что перевод спорта высших достижений исключительно на общественные рельсы никогда не приводил и вряд ли может привести в обозримом будущем к успеху в этой деятельности. В этой связи возврат к активному участию в руководстве этим направлением государства может только приветствоваться.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности, в состав которых включаются отделы.
Деятельность по управлению физической культурой и спортом в каждом субъекте Российской федерации на основе Конституции РФ проводят территориальные органы государственной власти. В Основном законе РФ предусмотрено разграничение предме-
тов власти и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (2003) относит решение вопросов «организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта».
Среди приоритетных задач территориальных органов управления физической культурой и спортом на уровне субъекта РФ можно выделить следующие:
- развитие массовой физической культуры и спорта на своих территориях и создание равных условий для занятий спортом всех групп населения - детей, молодежи, взрослых, инвалидов и т.д.;
- строительство, модернизация и эксплуатация спортивных сооружений, обеспечение их доступности для всех групп населения;
- организация условий для занятий физической культурой и спортом всех желающих;
- проведение массовых спортивных мероприятий и праздников;
- оказание содействия в развитии спорта высших достижений, а в отдельных случаях и профессионального спорта;
- финансирование спортивных организаций и спортивных сооружений из регионального и местного бюджетов.
Как уже отмечалось, в современных условиях существенно расширились возможности Олимпийского комитета России (ОКР). В настоящее время Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добровольным, самоуправляемым, неправительственным общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, признанным Международным олимпийским комитетом.
При реализации своих уставных целей ОКР может взаимодействовать с органами государственной власти Российской Федерации в том случае, если такое взаимодействие не противоречит Олимпийской хартии МОК, а также неправительственными организациями, не допуская оказания на себя политического, юридического, религиозного и экономического давления, несовме-
стимого с обязательствами ОКР по выполнению Олимпийской хартии МОК.
Основными целями ОКР являются:
- представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
- продвижение и пропаганда на территории Российской Федерации фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности, в области спорта и образования, участие в реализации олимпийских образовательных программ во всех школах, педагогических институтах и университетах, специализирующихся на спорте и физической культуре;
- содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений во всех регионах России; укрепления позиций и повышения престижа российского спорта на международной арене;
- участие в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом, организация научно-практических конференций, совещаний и семинаров;
- борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения требований Всемирного антидопингового кодекса;
- борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте.
Для достижения своих уставных целей ОКР:
- участвует в подготовке, формировании, утверждении и обеспечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх и других комплексных международных спортивных мероприятиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями, иными общероссийскими общественными объединениями, органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и региональными общественными объединениями, созданными для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения;
- в обязательном порядке участвует в Играх Олимпиады и Олимпийских зимних играх;
- комплектует, организует и возглавляет делегацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
- внедряет и применяет Всемирный антидопинговый кодекс для обеспечения соответствия Всемирному антидопинговому кодексу антидопинговой политики и правил ОКР, в том числе в вопросах, касающихся членства, финансирования, решений по результатам тестирования, а также учитывает роли и ответственность национальных олимпийских комитетов (далее - НОК), предусмотренные Всемирным антидопинговым кодексом;
- создает и поддерживает олимпийские общественные академии, олимпийские музеи, а также культурные программы, связанные с олимпийским движением;
- содействует сохранению и развитию национальных видов спорта, проведению народных игр;
- содействует в организации занятий физической культурой и спортом среди инвалидов;
- защищает интересы спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов физической культуры и спорта;
- участвует в создании и поддержке фондов и благотворительных организаций в пользу массового спорта и спорта высших достижений, а также реализует ряд других мероприятий, связанных с развитием современного спорта.
Олимпийский комитет России реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач и программ развития физической; культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.
ОКР имеет право: осуществлять в установленном законом порядке предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные товарищества, общества и другие организации, обладающие правами юридических лиц; проводить денежно-вещевые лотереи, культурно-спортивные мероприятия; осуществлять рекламно-спонсорскую деятельность; в установленном законом порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, вступать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные контакты и связи; заключать соответствующие соглашения; представлять олимпийское движение России; свободно распространять информацию о своей
деятельности; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законом Российской Федерации.
ОКР имеет исключительное право на использование одобренных МОК и принадлежащих ОКР эмблемы, флага, девиза, символики с использованием этих атрибутов, а также исключительное право продажи лицензии на использование логотипов и символики на продукции и услугах.
Руководящими органами ОКР являются: Олимпийское собрание, Исполком ОКР и бюро Исполкома, Исполнительный директор. Административная власть по всем вопросам деятельности ОКР принадлежит его президенту.
Как уже отмечалось ранее, развитием адаптивного спорта активно занимаются Паралимпийский комитет России, Сурд-лимпийский комитет России, Специальная олимпиада России, целями работы которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных Олимпийских играх.
Эти общественные организации создают условия для физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом
индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России реализуют выполнение стоящих перед ними уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций. Физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурио-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Процесс демократизации Российского общества вывел на принципиально новый уровень роль, значение и место всероссийских федераций по видам спорта. Речь идет не только о том, что они теперь стали полномочными членами соответствующих международных спортивных организаций. Не менее важен и обретенный ими в 1991-1992 гг. статус независимых неправительственных общественных объединений, управляющих на федеральном уровне развитием своего вида спорта.
В Федеральном законе о физической культуре и спорте определено: «Общероссийская спортивная федерация - является общественной организацией, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд».
Аккредитацию всероссийских спортивных федераций в соответствии с Законом осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность аккредитации региональных спортивных федераций.
Для аккредитации общероссийской спортивной федерации необходимо - наличие в числе ее членов аккредитованных региональных спортивных федераций более половины субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, необходимо представить документы, подтверждающие: признание федерации Олимпийским комитетом России (для федераций, входящих в состав международных спортивных объединений, признанных МОК); членство в международном объединении (если она входит в такое объединение); принятые федерацией правила проведения соревнований по виду спорта, который она представляет; положение об отборе и формировании сборных команд для участия в международных соревнованиях.
Спортивные федерации занимаются организацией подготовки спортсменов массового спорта и спорта высших достижений по определенному виду спорта, которые готовятся преимущественно в физкультурно-спортивных обществах, ведомственных физкультурных организациях и местных спортивных структурах - спортивных клубах и спортивных школах разного ранга, финансируемых из государственного и муниципального бюджетов.
Высшим органом управления всероссийской федерации является общее собрание ее членов, на котором избирается его президиум, возглавляемый президентом федерации.
Президиум федерации образует: тренерский совет, спортивно-техническую комиссию, коллегию судей, комиссию по детскому и юношескому спорту, комиссию по пропаганде. По мере надобности из актива могут быть образованы и другие комиссии. Так, в структуре отдельных федераций созданы комитеты и комиссии по паралимпизму, занимающиеся развитием соответствующих видов спорта среди инвалидов.
Группу государственных и общественных органов отраслевого управления, в задачи которых также входит организация работы по физическому Боепитанию населения, образуют отдельные отраслевые министерства и ведомства.
Как уже отмечалось, к государственным органам управления физическим воспитанием отраслевой компетенции относятся
отделы физического воспитания соответствующих министерств (образования, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, обороны). Определенными признаками государственной формы управления является наличие государственных программ по физическому воспитанию в руководимой ими отрасли и обязательные формы физической подготовки сотрудников, а также наличие финансирования из государственного бюджета.
Так, например, Министерство образования, которое руководит работой большинства учебных заведений, осуществляет:
- разработку учебных программ по физическому воспитанию;
- финансирование проведения всех форм занятий с детьми, урочных и внеурочных (спортивные секции, походы, соревнования, спортивно-массовые мероприятия);
- создание базы для занятий (строительство и ремонт спортивных залов, бассейнов, площадок и стадионов, приобретение оборудования и спортивного инвентаря и т.д.);
- подготовку и переподготовку кадров по физическому воспитанию;
- проведение систематического контроля состояния учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию.
Организация физического воспитания органами народного образования обеспечивается при содействии Министерства спорта, туризма и молодежной политики, территориальных комитетов по физической культуре, спорту и туризму, а также профсоюзов, органов здравоохранения, спортивных и общественных организаций, независимо от ведомственной принадлежности.
Наконец сохраняется в нынешней структуре управления физ-культурно-спортивным движением роль и. место спортивных обществ и ведомственных физкультурных организаций. Больше того, после периода насильственной ликвидации физкультурно-спортивных обществ их число в последнее время растет, происходит их естественная реставрация.
Физкультурно-спортивные общества как общественные организации ведут спортивную работу по отраслевому признаку, занимаются развитием как массового спорта, так и спорта высших достижений в своих отраслях, а также в добровольно присоединившихся к ним организациях, подчиняющихся их уставу и принимающих специфику работы этого общества.
Являясь общественными организациями ФСО, так же, как и Олимпийский комитет России, и спортивные федерации всо-
ответствии с «Типовым уставом», принимают свой устав, учитывающий их специфику. Устав утверждается общим собранием или конференцией, которые являются высшими органами руководства работой любой общественной организации. Повседневная работа и руководство ФСО осуществляется советом, избранным на конференции в составе председателя или президента, его заместителей и членов президиума.
Сложность и специфичность физической культуры и спорта как социально-экономической системы требует комплексной организации управления ею. Осуществляемая в настоящее время структура управления, с одной стороны, позволила более четко распределять и координировать управленческие усилия, а с другой стороны, обусловила повышение административной и функциональной обособленности, формирование узковедомственных интересов. С целью объединения и координации деятельности в этой сфере на этапе формирования новой структуры Президент России в июне 1992 г. подписал указ о создании при Правительстве Российской Федерации Координационного совета по физической культуре и спорту, на который возлагались обязанности разработки и проведения в жизнь государственной политики в области физического воспитания и спорта, координации деятельности государственных, общественных и спортивных организаций. Впоследствии эта организация была переименована в Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, а в настоящее время правопреемником ее стал Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2613 года в г. Казани.
Совету приданы функции совещательного органа по вопросам согласования государственных программ, проектов, законодательных и правительственных актов, предложений в области физической культуры и спорта.
В настоящее время его деятельность сосредоточена па выработке предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации; рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовку предложений по соз-
данию благоприятных условий для его развития; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и многие другие.
Совет формируется в составе председателя Совета (Президент Российской Федерации), первого заместителя председателя Совета, заместителей председателя Совета, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.
Из-за динамичности процесса общих преобразований в стране следует ожидать и новых изменений в структуре управления физической культурой и спортом. В частности, учитывая мировые тенденции в современном зрелищном спорте, можно предвидеть создание ассоциации профессионального спорта. Отдельные элементы этой структуры уже сформированы в федерациях по игровым видам, а также по отдельным единоборствам, велоспорту и т.д.
?Вопросы и задания для самоконтроля
Какие основополагающие позиции обуславливают характер и структуру государственных систем управления? По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в нашей стране до 1992 г.?
Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физической культурой и спортом?
Чем является и какие направления работы осуществляет Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту?
Какие организации обладают верховной исполнительной властью в различных сферах физкультурно-спортивного движения?
Какие государственные организации несут функции верховной исполнительной власти в области физической культуры и спорта?
Какие общественные организации несут функции верховной исполнительной власти в области физической культуры и спорта?
Какие организации в структуре управления физкультурно-спортивным являются общественно-государственными?
Составьте принципиальную схему, отражающую структурные особенности управления российским физкулътурно-спортивным движением на современном этапе.
Чем и как характеризуется идея передачи властных полномочий?
10. Каковы структура и функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации?
11. Какие министерства принимают участие в опосредованном управлении развитием физической культуры и спорта? Какую работу по физическому воспитанию различных групп населения осуществляют их специализированные подразделения?
12. Каковы функции территориальных органов управления физической культурой и спортом?
13. Каковы структура и функции Олимпийского комитета России?
14. Каковы функции Паралимпийского комитета, Сурдлимпийского комитета и Специальной олимпиады России?
15. Каковы функции спортивных федераций России?
16. Каковы роль и место физкультурно-спортивных объединений, а также ведомственных физкультурных организаций в системе управления физкультурно-спортивным движением? Каков основной принцип их работы?
17. Для чего создаются Федеральные и региональные центры спортивной подготовки?
18. Каковы функции Сонета при Президенте Российской Федерации но развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани?