Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постановка цели и прогнозирование



Целенаправленность является одним из общих признаков управления во всех сферах человеческой деятельности.

Цель - это мысленное предвосхищение желаемых результатов спортивной деятельности.

Пользуясь своими профессиональными знаниями и опытом, а также определенными логическими и математическими мето­дами (экстраполяции, моделирования и др.), тренер должен по возможности точнее наметить перспективные и ближайшие цели, а также определить задачи по достижению итоговых и промежу­точных параметров подготовленности спортсмена. Такая опера­ция называется прогнозированием.

Прогнозирование - вероятностное научно обоснованное суж­дение, выраженное рядом показателей, относительно возможных путей достижения такого состояния объекта, которое определе­но в качестве цели.

Наиболее важные направления прогнозирования в спорте:

- прогнозирование развития спорта вообще, а также конкрет­ного его вида и отдельной спортивной дисциплины, в которой специализируется спортсмен;

- прогнозирование командных результатов;

- прогнозирование личных спортивных достижений;

- прогнозирование уровня подготовленности.

Для качественного управления при прогнозировании перспек­тив спортсменов, постановке целей и задач совершенствования необходимо, чтобы они были:

- конкретными и сформулированными в количественных по­казателях;

- труднодоступными, но реально достижимыми;

- рассчитанными по времени и усилиям для их достижения;

- имели промежуточные (контрольные) подцели с намеченны­ми датами их достижения.

Прогнозирование и постановка целей осуществляется на осно­ве методов: интуитивного предвидения, экспертных оценок, экс­траполяции, моделирования.

В спортивной практике нередки случаи, когда опытный тренер, посмотрев новичка на первых занятиях, интуитивно чувствует бу­дущего хорошего спортсмена или, глядя на тренировку спортсме­на или команды, готовящихся к соревнованиям, предвидит воз­можные результаты.

Интуиция (тренера, спортсмена) - основанная на прошлом, опыте способность принимать правильные решения без осознания их доказательности в данный, текущей момент времени (В.И. Ба­ландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плохтиенко, 1986). В основе интуи­тивного предвидения всегда должны лежать определенные знания: используют историческую аналогию, обобщение передового или личного опыта.

Для прогнозирования в спорте широко применяется метод экспертных оценок - учет и обобщение мнения опытных спе­циалистов (экспертов). Метод экспертных оценок основывается на интуитивном предвидении опытных специалистов. Этот метод находит применение в видах спорта, оценка результатов в кото­рых основывается на субъективном мнении отдельных судей. Методом экспертных оценок также прогнозируются достижения в спортивных играх и единоборствах.

Прогнозирование будущих результатов и рекордов в видах спорта с количественно определяемыми результатами, как прави­ло, основывается на математических методах. В настоящее время весьма распространенным в прогнозировании является метод экстраполяции, когда на основе знания динамики результатов за определенный промежуток времени в прошлом с помощью специ­ально разработанных математических или графических операций прогнозируется предвосхищаемый результат.

Получить те или иные параметры для краткосрочного, средне­срочного и долгосрочного прогнозирования можно с помощью метода моделирования. Прогнозирование модельных характе­ристик (соревновательной деятельности, специальной подготов­ленности, функциональных возможностей организма спортсме­нов) на различных этапах годичной и многолетней подготовки направлено на формирование вероятностного суждения о способ­ности к достижению запланированного результата к определен­ным спортивным соревнованиям.

Накопление необходимого статистического материала осу­ществляют двумя способами: с помощью длительных наблюдений за отдельными спортсменами экстра класса в период становления их спортивного мастерства и через серии наблюдений за однород­ными группами спортсменов разной квалификации и выявления средних показателей. Оба эти метода имеют как положительные стороны, так и недостатки.

При использовании первого способа - изучении спортивных биографий ведущих атлетов - наиболее полно раскрываются основные закономерности подготовки для достижения рекорд­ных результатов. Понятно, что отнюдь не все представители груп­пы потенциального резерва могут обоснованно рассчитывать на достижение рекордных результатов и поэтому не должны без­оговорочно использовать показатели подготовленности «элиты» в построении своей подготовки.

С помощью второго способа можно разработать модельные характеристики для спортсменов разной квалификации и возрас­та. Серьезным недостатком этой методики является то, что при разработке количественной оценки «срезов» подготовленности представителей различных квалификационных групп необходи­мо предположить, что спортсмены, которые были лучшими на на­чальных этапах подготовки, остаются таковыми же и на последу­ющих. Подобная ситуация встречается довольно редко. Успехов в итоге добиваются спортсмены, бывшие как победителями, так и аутсайдерами на ранних стадиях многолетних занятий.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.