Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технология построения больших тренировочных циклов



Итак, в результате проведенного анализа литературных источ­ников и сопоставления взглядов наиболее авторитетных специа­листов на построение круглогодичной тренировки мы приходим к заключению, что в настоящее время достаточно четко выделяют­ся четыре действительно самостоятельных, внутренне логичных и методически глубоко проработанных подхода к распределению нагрузок в макроциклах тренировочных занятий в большинстве видов спорта атлетического характера:

1) постепенное, равномерное (прямолинейное) увеличение нагрузки, с комплексным использованием разнонаправленных средств по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям;

2) волнообразное их размещение с относительно менее вы­раженными колебаниями парциальных объемов и комплексным применением основных групп тренировочных средств (подход Л.П. Матвеева);

3) волнообразное размещение с более выраженными колеба­ниями параметров нагрузки и концентрацией однонаправленных средств в виде самостоятельных «блоков» (подход Ю.В. Верхошанского);

4) равномерно-ступенчатое распределение нагрузок с вре­менной стандартизацией тренирующих воздействий и ориента­цией на индивидуально присущую спортсмену продолжитель­ность периода вхождения в состояние спортивной формы (подход А.П. Бондарчука).

С учетом сформулированного А.П. Бондарчуком принципа «дополнительности» и содержательной стороны рассматривае­мых вариантов построения годичного тренировочного цикла це­лесообразна следующая последовательность их введения в много­летнюю тренировку:

- на этапе предварительной подготовки и в первой половине этапа начальной специализации тренировка должна строиться в основном по схеме «круглогодичного подготовительного пе­риода» без выраженной «подводки» к соревнованиям;

- во второй половине этапа начальной специализации наибо­лее адекватна схема Л.П. Матвеева;

- на этапе углубленной тренировки предпочтительны схемы Л.П. Матвеева и А.П. Бондарчука;

- на этапе спортивного совершенствования могут использо­ваться схемы Л.П. Матвеева, А.П. Бондарчука или Ю.В. Верхошаиского в зависимости от конкретной спортивной дисциплины, индивидуальных особенностей спортсменов и характера решае­мых в их подготовке задач.

Полагаем, что возможен и путь использования отдельных идей этих моделей в различных сочетаниях. Так, например, пер­спективен подход к программированию полугодичных циклов подготовки на основе «блочного» их построения с постепенным повышением интенсивности воздействий в технически сложных скоростно-силовых видах спорта, разрабатываемый последние двадцать пять лет на кафедре легкой атлетики Волгоградской ГАФК под руководством В.Ф. Таранова (В.Ф. Таранов и др., 1986-2008). На наш взгляд, решения в рамках этой концепции могли бы сгладить ряд принципиальных противоречий между моделями построения круглогодичной тренировки спортсменов, предлагаемых Л.П. Матвеевым и Ю.В. Верхошанским.

Наряду с этим специфические особенности организации тре­нировочной и соревновательной деятельности высококвалифи­цированных спортсменов в некоторых видах спорта вносят свои коррективы в построение модели их подготовки.

Так, в связи со спецификой организации в профессиональных лигах продолжительного соревновательного периода (6-7 меся­цев и более) в игровых видах спорта эмпирическим путем сложи­лась собственная схема построения круглогодичной тренировки. Ее суть заключается в следующем. В начале подготовительного периода проводится относительно короткий (1-1,5 месяца), но

весьма напряженный тренировочный сбор, направленный на соз­дание у игроков надежного фундамента высокой общей физиче­ской подготовленности (по типу этапа физической подготовки в модели Ю.В. Верхошанского). На основе этого фундамента спе­цифическими средствами, максимально приближенными к со­держанию соревновательной деятельности в рамках технико-тактической подготовки, идет дальнейшее развитие спортивной формы. На третьем этапе подготовка строится по типу контрольно-подготовительного или моделирующего мезоцикла, основанного преимущественно на серии контрольных игр. Далее на протяже­нии всего длительного соревновательного периода, наряду с уча­стием в календарных играх, в тренировке используются различ­ные специальные упражнения и тактико-технические действия, позволяющие поддерживать спортивную форму и устранять от­дельные недостатки, выявленные по итогам проведенных игр. С завершением соревновательного сезона большинство профес­сиональных игроков уходят в отпуск (сроком около месяца), ко­торый является для них своего рода переходным периодом с ми­нимальной двигательной активностью.

Особенностью подготовки высококвалифицированных спортс­менов в сложнокоординационных видах спорта является необхо­димость большую часть времени отводить на техническое совер­шенствование при освоении и совершенствовании сложнейших элементов и создании новых программ и комбинаций. Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений вы­сокого класса к физической подготовке спортсменов требования также велики. Однако предельные нагрузки при формировании физической и технической подготовленности трудно совместить. Поэтому спортсмены на первом этапе подготовки, как и в игровых видах спорта, проводят относительно короткий, но весьма напря­женный этап тренировки, направленный на создание у спортсме­нов надежного фундамента физической подготовленности.

На основе этого фундамента в рамках первого этапа техни­ческой подготовки спортсмены приступают к освоению новых технических элементов и новых комбинаций, выполняемых в об­легченных условиях. На втором этапе технической подготовки освоенные технические элементы и комбинации выполняются как в обычных, так и затрудненных условиях, создавая возможность сопряженного совершенствования физического и технического мастерства. На третьем этапе технической подготовки модели-

руются и совершенствуются целостные комбинации в условиях, приближенных к соревновательным. В соревновательном перио­де, наряду с участием в соревнованиях, выполняются отдельные связки и комбинации позволяющие устранить недостатки, выяв­ленные в процессе соревнований.

?Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем характеризуется структура тренировочного макроцикла?

2. Что необходимо учитывать тренеру при выборе той или иной модели макроцикла тренировки для конкретного спортсмена?

3. Попытайтесь назвать наиболее принципиальные положения в тех­нологии годичного планирования тренировки по модели Л.П. Мат­веева.

4. Какие положения объединяют модели Л.П. Матвеева и А.П. Бондар­чука?

5. Какие позиции Л.П. Матвеева подвергаются критике со стороны других научных оппонентов? Что лежит в основе аргументации этих специалистов?

6. В чем принципиальные отличия построения тренировки по модели Л.П. Матвеева и Ю.В. Верхошапского ?

7.В каком случае Ю.В. Верхошанский предлагает квалифицировать месячную тренировочную нагрузку как концентрированную?

8. Объясните суть и причину «разведения» средств технической и спе­циальной физической подготовки согласно модели Ю.В. Верхошанского.

9. Каковы задачи использования средств ОФП согласно модели Ю.В. Верхошанского?

10. Как меняются тренировочные средства, их объем и интенсивность в период развития спортивной формы для спортсмена, тренирующе­гося по модели Л.П. Бондарчука?

11. Каково место собственно соревновательных упражнений в модели А.П. Бондарчука?

12. Как относится А.П. Бондарчук к разделению средств специальной физической и технической подготовки в тренировочном макро-цикле?

13. Попробуйте схематично воспроизвести различные варианты форма­лизованной схемы распределения основных тренировочных нагру­зок при построении круглогодичной системы занятий но моделям Л.II. Матвеева, Ю.В. Верхошапского и А.П. Бондарчука.

14. Каковы особенности построения модели макроцикла в игровых и скоростно-силовых видах спорта?

15. Какие модели макроциклов следует использовать на различных эта­пах многолетней подготовки?

ГЛАВА 15




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.