Итак, в результате проведенного анализа литературных источников и сопоставления взглядов наиболее авторитетных специалистов на построение круглогодичной тренировки мы приходим к заключению, что в настоящее время достаточно четко выделяются четыре действительно самостоятельных, внутренне логичных и методически глубоко проработанных подхода к распределению нагрузок в макроциклах тренировочных занятий в большинстве видов спорта атлетического характера:
1) постепенное, равномерное (прямолинейное) увеличение нагрузки, с комплексным использованием разнонаправленных средств по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям;
2) волнообразное их размещение с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объемов и комплексным применением основных групп тренировочных средств (подход Л.П. Матвеева);
3) волнообразное размещение с более выраженными колебаниями параметров нагрузки и концентрацией однонаправленных средств в виде самостоятельных «блоков» (подход Ю.В. Верхошанского);
4) равномерно-ступенчатое распределение нагрузок с временной стандартизацией тренирующих воздействий и ориентацией на индивидуально присущую спортсмену продолжительность периода вхождения в состояние спортивной формы (подход А.П. Бондарчука).
С учетом сформулированного А.П. Бондарчуком принципа «дополнительности» и содержательной стороны рассматриваемых вариантов построения годичного тренировочного цикла целесообразна следующая последовательность их введения в многолетнюю тренировку:
- на этапе предварительной подготовки и в первой половине этапа начальной специализации тренировка должна строиться в основном по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям;
- во второй половине этапа начальной специализации наиболее адекватна схема Л.П. Матвеева;
- на этапе углубленной тренировки предпочтительны схемы Л.П. Матвеева и А.П. Бондарчука;
- на этапе спортивного совершенствования могут использоваться схемы Л.П. Матвеева, А.П. Бондарчука или Ю.В. Верхошаиского в зависимости от конкретной спортивной дисциплины, индивидуальных особенностей спортсменов и характера решаемых в их подготовке задач.
Полагаем, что возможен и путь использования отдельных идей этих моделей в различных сочетаниях. Так, например, перспективен подход к программированию полугодичных циклов подготовки на основе «блочного» их построения с постепенным повышением интенсивности воздействий в технически сложных скоростно-силовых видах спорта, разрабатываемый последние двадцать пять лет на кафедре легкой атлетики Волгоградской ГАФК под руководством В.Ф. Таранова (В.Ф. Таранов и др., 1986-2008). На наш взгляд, решения в рамках этой концепции могли бы сгладить ряд принципиальных противоречий между моделями построения круглогодичной тренировки спортсменов, предлагаемых Л.П. Матвеевым и Ю.В. Верхошанским.
Наряду с этим специфические особенности организации тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов в некоторых видах спорта вносят свои коррективы в построение модели их подготовки.
Так, в связи со спецификой организации в профессиональных лигах продолжительного соревновательного периода (6-7 месяцев и более) в игровых видах спорта эмпирическим путем сложилась собственная схема построения круглогодичной тренировки. Ее суть заключается в следующем. В начале подготовительного периода проводится относительно короткий (1-1,5 месяца), но
весьма напряженный тренировочный сбор, направленный на создание у игроков надежного фундамента высокой общей физической подготовленности (по типу этапа физической подготовки в модели Ю.В. Верхошанского). На основе этого фундамента специфическими средствами, максимально приближенными к содержанию соревновательной деятельности в рамках технико-тактической подготовки, идет дальнейшее развитие спортивной формы. На третьем этапе подготовка строится по типу контрольно-подготовительного или моделирующего мезоцикла, основанного преимущественно на серии контрольных игр. Далее на протяжении всего длительного соревновательного периода, наряду с участием в календарных играх, в тренировке используются различные специальные упражнения и тактико-технические действия, позволяющие поддерживать спортивную форму и устранять отдельные недостатки, выявленные по итогам проведенных игр. С завершением соревновательного сезона большинство профессиональных игроков уходят в отпуск (сроком около месяца), который является для них своего рода переходным периодом с минимальной двигательной активностью.
Особенностью подготовки высококвалифицированных спортсменов в сложнокоординационных видах спорта является необходимость большую часть времени отводить на техническое совершенствование при освоении и совершенствовании сложнейших элементов и создании новых программ и комбинаций. Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса к физической подготовке спортсменов требования также велики. Однако предельные нагрузки при формировании физической и технической подготовленности трудно совместить. Поэтому спортсмены на первом этапе подготовки, как и в игровых видах спорта, проводят относительно короткий, но весьма напряженный этап тренировки, направленный на создание у спортсменов надежного фундамента физической подготовленности.
На основе этого фундамента в рамках первого этапа технической подготовки спортсмены приступают к освоению новых технических элементов и новых комбинаций, выполняемых в облегченных условиях. На втором этапе технической подготовки освоенные технические элементы и комбинации выполняются как в обычных, так и затрудненных условиях, создавая возможность сопряженного совершенствования физического и технического мастерства. На третьем этапе технической подготовки модели-
руются и совершенствуются целостные комбинации в условиях, приближенных к соревновательным. В соревновательном периоде, наряду с участием в соревнованиях, выполняются отдельные связки и комбинации позволяющие устранить недостатки, выявленные в процессе соревнований.
?Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем характеризуется структура тренировочного макроцикла?
2. Что необходимо учитывать тренеру при выборе той или иной модели макроцикла тренировки для конкретного спортсмена?
3. Попытайтесь назвать наиболее принципиальные положения в технологии годичного планирования тренировки по модели Л.П. Матвеева.
4. Какие положения объединяют модели Л.П. Матвеева и А.П. Бондарчука?
5. Какие позиции Л.П. Матвеева подвергаются критике со стороны других научных оппонентов? Что лежит в основе аргументации этих специалистов?
6. В чем принципиальные отличия построения тренировки по модели Л.П. Матвеева и Ю.В. Верхошапского ?
7.В каком случае Ю.В. Верхошанский предлагает квалифицировать месячную тренировочную нагрузку как концентрированную?
8. Объясните суть и причину «разведения» средств технической и специальной физической подготовки согласно модели Ю.В. Верхошанского.
9. Каковы задачи использования средств ОФП согласно модели Ю.В. Верхошанского?
10. Как меняются тренировочные средства, их объем и интенсивность в период развития спортивной формы для спортсмена, тренирующегося по модели Л.П. Бондарчука?
11. Каково место собственно соревновательных упражнений в модели А.П. Бондарчука?
12. Как относится А.П. Бондарчук к разделению средств специальной физической и технической подготовки в тренировочном макро-цикле?
13. Попробуйте схематично воспроизвести различные варианты формализованной схемы распределения основных тренировочных нагрузок при построении круглогодичной системы занятий но моделям Л.II. Матвеева, Ю.В. Верхошапского и А.П. Бондарчука.
14. Каковы особенности построения модели макроцикла в игровых и скоростно-силовых видах спорта?
15. Какие модели макроциклов следует использовать на различных этапах многолетней подготовки?