Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства и методы овладения тактическими действиями



Средства и методы овладения тактическими действиями, весь процесс тактической подготовки в значительной мере обуславли­ваются спецификой вида спорта, этапом подготовки и квалифика­цией спортсмена. Овладение тактическими действиями связано : расширением используемых средств, а также развитием умений использовать один прием для решения различных тактических за­дач и различные приемы - для решения одной тактической задачи.

В.Н. Платонов (1997, 2004) считает, что практическая реализа­ция тактической подготовленности для конкретного старта в соревнованиях предполагает решение следующих задач:

- создание целостного представления о состязании:

- формирование индивидуального стиля ведения соревнова­тельной борьбы;

- решение и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом осо­бенностей противника, среды, судейства, соревновательной си­туации и др.

Для овладения тактикой может использоваться вся совокуп­ность словесных, наглядных и практических средств и методов подготовки. Тактические знания, умения и навыки приобретают­ся на протяжении всего периода занятия спортом. С ростом ма­стерства и накопления опыта объем знаний, подлежащих усвое­нию, увеличивается. От их широты и глубины во многом зависит объективность, основательность и целесообразность тактических концепций, планов, замыслов спортсменов и умения их реализовывать в конкретной ситуации.

Задачи тактической подготовки:

• постоянное пополнение и углубление знаний о закономерно­стях спортивной тактики, ее эффективных формах;

• проведение систематического сбора информации о спортив­ных соперниках, разработка тактических замыслов;

• обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

• воспитание тактического мышления.

Следует помнить, что простое накопление знаний по тактике, не подкрепленных личным двигательным опытом спортсмена, само по себе не может положительно повлиять на спортивные результаты. В основе практических методов тактической подго­товки лежит принцип моделирования деятельности спортсмена в соревнованиях. К этим методам относят: тренировку без про­тивника, с условным противником, с партнером, с противником (Платонов В.Н., 1997, 2004).

Метод тренировки без противника применяется для овладе­ния основами техники и тактики действий, обучения активному и сознательному их анализу. Специфическими средствами трени­ровки являются основные положения и движения, перемещения, имитационные упражнения, различные их сочетания.

Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных приспособлений (мишени, ма­некены, тренажерные устройства и т.п.), позволяющих отрабо­тать дистанционные, временные, ритмические характеристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-двигательные ощущения.

Метод тренировки с партнером является основным для овладения тактикой действий. Основные средства тренировки -парные и групповые упражнения, отличающиеся большим раз­нообразием и носящие преимущественно технико-тактическую направленность, в которых отрабатываются чувства момента начала своих действий, целенаправленности общения с партне­ром, дифференцировка дистанционных, временных, мышечно-двигательных параметров взаимодействий.

Метод тренировки с противником применяется для деталь­ной отработки тактики действий; тактического совершенствова­ния с учетом индивидуальных особенностей спортсменов; совер­шенствования волевых качеств; воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создавае­мых противником.

В качестве тренировочных средств используются упражнения в обусловленных ситуациях, в которых спортсмен, исполняющий роль противника, действует в пределах четко обозначенных задач, поставленных тренером; фрагменты отдельных соревнователь­ных ситуаций; тренировочные и соревновательные состязания.

Л.П. Матвеев (1977, 1999) предложил систему упражнений и методических подходов становления спортивной тактики, кото­рая включает следующее:

- создание облегченных условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, кор­ректирующая информация и т.п.);

- создание условий, усложняющих возможности реализации оптимального тактического плана (выполнение заданий в непри­вычных условиях, введение дополнительных помех);

- выдерживание тактической схемы при существенной вариа­ции пространственно-временных и динамических характеристик движений или, напротив, неожиданное изменение тактики в свя­зи с резко изменившейся ситуацией или по дополнительному сиг­налу тренера;

- реализация тактической схемы при работе в условиях значи­тельного и постоянно прогрессирующего утомления.

Следует учитывать, что совершенствованию тактического ма­стерства в разных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки и в различные периоды тренировочного макроцикла уделяется неодинаковое внимание. Наибольшая целенаправлен­ная работа над повышением тактической подготовленности про-

водится на этапе максимальной реализации индивидуальных воз­можностей, когда спортсмен готовится к высшим достижениям. На этапе специализированной базовой подготовки совершенству­ются в основном узловые компоненты тактического мастерства. На этапах предварительной подготовки и начальной специали­зации тактическое совершенствование является второстепенной задачей и включает лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под термином «тактика соревновательных дей­ствий»?

2. Что понимается под тактической подготовленностью спортсменов?

3. Что обуславливает структуру тактической подготовленности?

4. Какой характер может носить тактика в различных видах спорта?

5. Какие особенности имеет алгоритмическая тактика в различных группах видов спорта?

6. Какие особенности имеет вероятностная тактика и как она реализу­ется в различных видах спорта?

7.Чем характеризуется эвристическая тактика и в каких видах спорта она чаще используется?

8. Какие факторы и как оказывают влияние на тактику соревнователь­ных действий?

9. Какие варианты тактики соревновательной борьбы выделяет Л.П. Матвеев?

10. На что направлено овладение тактическими действиями при совер­шенствовании тактической подготовленности?

11. Какие практические методы тактической подготовки используются в спорте?

12. С какой целью в тактической подготовке используется метод трени­ровки без противника?

13. Как используется метод тренировки с условным противником?

14. Что в тактической подготовке включает в себя метод тренировки с партнером?

15. Для чего в тактической подготовке используется метод тренировки с противником?

16. Какую систему упражнений и методических приемов предложил Л.П. Матвеев для освоения спортивной тактики?

17. Какие задачи следует решать при реализации тактической подго­товки?

18. Как распределяется тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов?

 

ГЛАВА 14




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.