Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные этапы и стадии совершенствования технической подготовленности



При освоении новых двигательных действий специалисты вы­деляют три относительно самостоятельных этапа, включающие ряд стадий, имеющих некоторые особенности в целевых установ­ках и подборе средств и методов для обучения и совершенство­вания.

1. Этап начального разучивания включает в себя стадии: создания общего представления о двигательном действии и фор­мирования установки на овладении им, а также первоначального освоения действием.

Достигается это применением словесных и наглядных мето­дов, обеспечивающих формирование установок на выполнение движений и основных путей освоения элементами техники, а так-

же использованием практических методов выполнения осваивае­мого действия. Причем на начальной стадии вырабатывается умение выполнять движение в наиболее общем виде, изучают­ся основные его фазы и элементы, создается основа ритмовой структуры, предупреждаются и устраняются грубые ошибки, т.е. формируется «внешнее кольцо» (Бернштейн Н.А., 1966), управ­ляемое сознанием. Информация, которую необходимо доводить до спортсмена на этой стадии, должна быть сконцентрирована на основных частях (ведущих элементах) двигательного действия и способах их выполнения, поскольку на первом этапе движения осуществляются в основном под управлением коры головного мозга, а она не имеет полной информации о работе мышц.

Лучшему усвоению новых двигательных действий, а также созданию условий, ограничивающих возможности выполнения нерациональных действий, способствует использование различ­ных методов ориентирования: световых, звуковых, механических лидеров, специальных ориентиров и ограничителей, регламенти­рующих темп и ритм движений, их направленность и т.п.

Важно, чтобы первоначальное выполнение изучаемого дви­жения достаточно близко соответствовало его правильной коор­динационной основе. Следует учитывать, что попытки выполне­ния первоначальных действий под управлением сознания, как правило, отличаются генерализацией двигательных реакций, не­рациональной внутримышечной и межмышечной координаци­ей, которые обусловлены иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга.

Для устранения отмеченных трудностей при первых попытках выполнения новых движений целесообразно опираться на имею­щийся двигательный опыт и начинать практическое выполнение новых двигательных действий с подводящих упражнений на осно­ве уже приобретенных умений и навыков. По мнению специали­стов, на начальных стадиях освоения движений отражение тех или иных динамических составляющих существующих навыков в координационных деталях нового может и должно являть­ся фактором и результатом их переноса в новые двигательные действия.

На этапе начального разучивания необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела: исходные, ко­нечные взаиморасположения звеньев, а затем способ перехода из начального в конечное положение. М.М. Боген (1985) считает,

что на первом этапе спортсмен должен научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, а затем без уча­стия зрения), для чего необходимо знать «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаиморасположения звеньев двига­тельного аппарата).

Еще В.В. Белинович (1958) отмечал (и с ним солидарны со­временные специалисты), что начальное выполнение изучаемых движений должно проходить в прикладной обстановке. Допуска­ется облегчение условий его выполнения, особенно когда дви­жения отличаются координационной сложностью или связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Облегчения первоначального выполнения движений можно добиваться за счет:

- упрощения техники движений (вначале изучают основу дви­гательного действия, а затем на нее как бы наращивают детали);

- выполнения движений в более медленном темпе, при этом замедление темпа не должно нарушать ритмическую основу дви­жения и его структуру;

- облегчения внешних условий выполнения двигательного действия, при соблюдении целесообразного предела, после кото­рого упражнения становятся похожими на имитационные и теря­ют свою ценность.

Процесс обучения должен быть концентрирован во времени, так как длительные перерывы между занятиями не позволяют закрепить освоенные умения. Слишком большое количество пов­торений осваиваемого упражнения в одном занятии тоже нецеле­сообразно, так как выполнение новых еще недостаточно освоен­ных движений связано с быстрым утомлением нервной системы.

2. Этап углубленного разучивания включает стадии: форми­рования совершенного двигательного действия и полного образова­ния навыка. Техническая подготовка направлена на совершенство­вание приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение их целесообразной вариативности и сте­пени надежности. На этом этапе формируют углубленное по­нимание закономерностей двигательного действия, совершенству­ют координационную структуру действия по его динамическим и кинематическим характеристикам, ритмическую структуру движений, обеспечивают достижение их определенной вариатив­ности и соответствия индивидуальным особенностям занимаю­щихся.

В начале этого этапа уточняют и стабилизируют отдельные детали двигательного действия, определяют ведущие элементы, формируют рациональную структуру движений. Особое значе­ние имеет формирование целесообразного ритма. С этой целью используют многообразие специальных упражнений и целостное выполнение двигательного действия в облегченных и стандарт­ных условиях для объединения в единое целое его частей.

Основным принципом технического совершенствования на этой стадии является постепенное возрастание трудностей за счет перехода от расчлененного и облегченного выполнения движений к стандартным условиям и максимальной их интенсивности.

По мере освоения и закрепления рациональной системы дви­жений управление ими постепенно переходит от сознания в под­корковые области. Умения переходят в навык, который все больше автоматизируется. При этом на сознание возлагают роль регулирования смысловой стороной и контроль за ведущими элементами.

Педагогическая задача стадии полного образования навыка состоит в стабилизации двигательного навыка и дальнейшем со­вершенствовании его отдельных деталей при изменении условий выполнения движений. С этой целью широко используется мно­гократное повторение упражнений в стандартных и вариативных условиях.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий включает стадии: закрепления навыка, обеспечения его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и максимальной его реализации.

Этот этап охватывает весь период, пока перед спортсменом стоит задача выполнения данного двигательного действия. Бла­годаря его длительному применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается гибкий подвижный навык.

Педагогические задачи этой стадии сводятся к:

- совершенствованию технического мастерства с учетом ин­дивидуальных особенностей спортсменов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности;

- обеспечению максимальной реализации функционального потенциала спортсменов при выполнении соответствующих дви­гательных действий;

- эффективному применению освоенных действий при изме­няющихся внешних условиях и различном функциональном со­стоянии организма.

В процессе многолетней тренировки важно учитывать динамику возрастного развития спортсмена. Поскольку в большинстве видов спорта совершенствование технического мастерства приходится на период активного естественного развития организма, средства и методы технической подготовки не должны вступать в противо­речие с закономерностями онтогенеза организма человека.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под термином «техническая подготовленность»?

2. Что определяет объем технической подготовленности?

3.Что определяют понятия «общий объем» технической подготовлен­ности и «соревновательный объем» технической подготовленности?

4. Чем определяется разносторонность технической подготовленности?

5. Что понимается под термином «рациональность техники»?

6. Что означает понятие «эффективность техники»?

7. Какими показателями определяется эффективность техники?

8. Чем характеризуется освоенность или надежность техники выполне­ния двигательных действий?

9. На чем основаны стабилизация и вариативность двигательных дей­ствий в различных группах физических упражнений?

10. Что лежит в основе стандартизации и индивидуализации спортив­ной техники?

11. Чем определяются и в какой взаимосвязи находятся произвольность и автоматизм двигательных действий?

12. На чем основаны и как формируются умения выполнять двигатель­ные действия?

13. Чем определяются и как формируются навыки выполнения двига­тельных действий?

14. Какие методы используются для создания представления о двига­тельном действии?

15. Какие средства используются для технического совершенствования?

16. Какие этапы и стадии следует выделять при освоении двигательных навыков?

17. Чем характеризуется этап начального разучивания двигательных действий?

18. Каковы особенности этапа углубленного разучивания двигательных действий?

19. Чем характеризуется этап закрепления и дальнейшего совершен­ствования двигательных действий?

ГЛАВА 13

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.