При освоении новых двигательных действий специалисты выделяют три относительно самостоятельных этапа, включающие ряд стадий, имеющих некоторые особенности в целевых установках и подборе средств и методов для обучения и совершенствования.
1. Этап начального разучивания включает в себя стадии: создания общего представления о двигательном действии и формирования установки на овладении им, а также первоначального освоения действием.
Достигается это применением словесных и наглядных методов, обеспечивающих формирование установок на выполнение движений и основных путей освоения элементами техники, а так-
же использованием практических методов выполнения осваиваемого действия. Причем на начальной стадии вырабатывается умение выполнять движение в наиболее общем виде, изучаются основные его фазы и элементы, создается основа ритмовой структуры, предупреждаются и устраняются грубые ошибки, т.е. формируется «внешнее кольцо» (Бернштейн Н.А., 1966), управляемое сознанием. Информация, которую необходимо доводить до спортсмена на этой стадии, должна быть сконцентрирована на основных частях (ведущих элементах) двигательного действия и способах их выполнения, поскольку на первом этапе движения осуществляются в основном под управлением коры головного мозга, а она не имеет полной информации о работе мышц.
Лучшему усвоению новых двигательных действий, а также созданию условий, ограничивающих возможности выполнения нерациональных действий, способствует использование различных методов ориентирования: световых, звуковых, механических лидеров, специальных ориентиров и ограничителей, регламентирующих темп и ритм движений, их направленность и т.п.
Важно, чтобы первоначальное выполнение изучаемого движения достаточно близко соответствовало его правильной координационной основе. Следует учитывать, что попытки выполнения первоначальных действий под управлением сознания, как правило, отличаются генерализацией двигательных реакций, нерациональной внутримышечной и межмышечной координацией, которые обусловлены иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга.
Для устранения отмеченных трудностей при первых попытках выполнения новых движений целесообразно опираться на имеющийся двигательный опыт и начинать практическое выполнение новых двигательных действий с подводящих упражнений на основе уже приобретенных умений и навыков. По мнению специалистов, на начальных стадиях освоения движений отражение тех или иных динамических составляющих существующих навыков в координационных деталях нового может и должно являться фактором и результатом их переноса в новые двигательные действия.
На этапе начального разучивания необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела: исходные, конечные взаиморасположения звеньев, а затем способ перехода из начального в конечное положение. М.М. Боген (1985) считает,
что на первом этапе спортсмен должен научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, а затем без участия зрения), для чего необходимо знать «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаиморасположения звеньев двигательного аппарата).
Еще В.В. Белинович (1958) отмечал (и с ним солидарны современные специалисты), что начальное выполнение изучаемых движений должно проходить в прикладной обстановке. Допускается облегчение условий его выполнения, особенно когда движения отличаются координационной сложностью или связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
Облегчения первоначального выполнения движений можно добиваться за счет:
- упрощения техники движений (вначале изучают основу двигательного действия, а затем на нее как бы наращивают детали);
- выполнения движений в более медленном темпе, при этом замедление темпа не должно нарушать ритмическую основу движения и его структуру;
- облегчения внешних условий выполнения двигательного действия, при соблюдении целесообразного предела, после которого упражнения становятся похожими на имитационные и теряют свою ценность.
Процесс обучения должен быть концентрирован во времени, так как длительные перерывы между занятиями не позволяют закрепить освоенные умения. Слишком большое количество повторений осваиваемого упражнения в одном занятии тоже нецелесообразно, так как выполнение новых еще недостаточно освоенных движений связано с быстрым утомлением нервной системы.
2. Этап углубленного разучивания включает стадии: формирования совершенного двигательного действия и полного образования навыка. Техническая подготовка направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение их целесообразной вариативности и степени надежности. На этом этапе формируют углубленное понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуют координационную структуру действия по его динамическим и кинематическим характеристикам, ритмическую структуру движений, обеспечивают достижение их определенной вариативности и соответствия индивидуальным особенностям занимающихся.
В начале этого этапа уточняют и стабилизируют отдельные детали двигательного действия, определяют ведущие элементы, формируют рациональную структуру движений. Особое значение имеет формирование целесообразного ритма. С этой целью используют многообразие специальных упражнений и целостное выполнение двигательного действия в облегченных и стандартных условиях для объединения в единое целое его частей.
Основным принципом технического совершенствования на этой стадии является постепенное возрастание трудностей за счет перехода от расчлененного и облегченного выполнения движений к стандартным условиям и максимальной их интенсивности.
По мере освоения и закрепления рациональной системы движений управление ими постепенно переходит от сознания в подкорковые области. Умения переходят в навык, который все больше автоматизируется. При этом на сознание возлагают роль регулирования смысловой стороной и контроль за ведущими элементами.
Педагогическая задача стадии полного образования навыка состоит в стабилизации двигательного навыка и дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей при изменении условий выполнения движений. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений в стандартных и вариативных условиях.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий включает стадии: закрепления навыка, обеспечения его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и максимальной его реализации.
Этот этап охватывает весь период, пока перед спортсменом стоит задача выполнения данного двигательного действия. Благодаря его длительному применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается гибкий подвижный навык.
Педагогические задачи этой стадии сводятся к:
- совершенствованию технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности;
- обеспечению максимальной реализации функционального потенциала спортсменов при выполнении соответствующих двигательных действий;
- эффективному применению освоенных действий при изменяющихся внешних условиях и различном функциональном состоянии организма.
В процессе многолетней тренировки важно учитывать динамику возрастного развития спортсмена. Поскольку в большинстве видов спорта совершенствование технического мастерства приходится на период активного естественного развития организма, средства и методы технической подготовки не должны вступать в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.
? Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под термином «техническая подготовленность»?
2. Что определяет объем технической подготовленности?
3.Что определяют понятия «общий объем» технической подготовленности и «соревновательный объем» технической подготовленности?
4. Чем определяется разносторонность технической подготовленности?
5. Что понимается под термином «рациональность техники»?
6. Что означает понятие «эффективность техники»?
7. Какими показателями определяется эффективность техники?
8. Чем характеризуется освоенность или надежность техники выполнения двигательных действий?
9. На чем основаны стабилизация и вариативность двигательных действий в различных группах физических упражнений?
10. Что лежит в основе стандартизации и индивидуализации спортивной техники?
11. Чем определяются и в какой взаимосвязи находятся произвольность и автоматизм двигательных действий?
12. На чем основаны и как формируются умения выполнять двигательные действия?
13. Чем определяются и как формируются навыки выполнения двигательных действий?
14. Какие методы используются для создания представления о двигательном действии?
15. Какие средства используются для технического совершенствования?
16. Какие этапы и стадии следует выделять при освоении двигательных навыков?
17. Чем характеризуется этап начального разучивания двигательных действий?
18. Каковы особенности этапа углубленного разучивания двигательных действий?
19. Чем характеризуется этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий?