Тренировка - важнейшая составная часть подготовки спортсмена. При организации тренировочного процесса специалисты рекомендуют строить ее в виде циклов - относительно законченных этапов с частичным повторением отдельных элементов. Выделяют макро-, мезо- и микроциклы.
Макроцикл представляет собой целостный, упорядоченный этап подготовки, который в соответствии с главной задачей обеспечивает оптимальную динамику развития и удержания спортивной формы. Весь процесс спортивной подготовки в макроцикле направлен на адаптацию организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, на совершенствование технико-тактических навыков и последующую их реализацию в соревнованиях.
В тренировке спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д.
Продолжительность макроцикла, обеспечивающего эффективность развития и удержания спортивной формы, может колебаться от нескольких лет до нескольких месяцев. Наиболее часто специалисты в качестве макроцикла рассматривают годичный этап подготовки. Тенденция расширения общего календаря соревнований, распределенных в течение года, в числе которых от 2 до 4 наиболее ответственных (главных), заставляет специалистов строить годичную подготовку из нескольких циклов.
Так как речь идет об управляемом, а не хаотичном процессе, то закономерен вопрос о его моделировании и определении структуры.
Как отмечает В.Н. Платонов (1986), структура моделируемого макроцикла может быть охарактеризована:
- порядком взаимосвязи и соотношения различных сторон спортивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологической и т.д.);
- соотношением параметров тренировочных pi соревновательных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревновательных нагрузок в суммарном объеме работы и т.д.);
— последовательностью и взаимосвязью различных звеньев (отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов и т.д.).
В.Н. Платонов считает, и с ним солидарны многие ведущие теоретики в области организации спортивной тренировки, в частности Н.Г. Озолин (1970), М.Я. Набатникова (1982), Ю.В. Верхошанский (1985), А.П. Бондарчук (1987), Л.С. Хоменков (1987), В.П. Филин (1987), Л.П. Матвеев (2000), что методика построения тренировочных макроциклов в первую очередь обусловливается главной задачей, решению которой посвящены занятия на конкретном этапе многолетнего совершенствования. Построение тренировочных макроциклов в начале многолетней подготовки принципиально отличается от построения макроциклов в период максимальной реализации индивидуальных возможностей.
На этапах предварительной подготовки, когда главная задача заключается в создании на базе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для дальнейшего спортивного совершенствования, тренировку, следует строить преимущественно на основе круглогодичного подготовительного периода. Задачи технико-тактической, физической, психологической подготовки решаются главным образом параллельно и лишь в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое внимание устранению явно выраженных недостатков или диспропорций, а также вызванных необходимостью изменения условий проведения занятий). Основным является повышение двигательной активности и общего физического развития за счет постепенного увеличения нагрузки в течение всего цикла подготовки. Соревнования организуют в основном с целью повышения мотивации, эмоциональности занятий, и не требуют специальной подводки к ним. Вопрос о структуре годичного цикла в этом случае вообще довольно условен.
На этапах углубленной тренировки в избранном виде и, особенно, спортивного совершенствования, когда ставится с возрастающей остротой задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсмена для достижения наивысших результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура
222
тренировки приобретает значительно более сложный характер, на котором мы далее остановимся подробнее.
Кроме возраста и квалификации занимающегося, при выборе структуры годичного цикла тренировки необходимо учитывать: специфические особенности вида спорта и закономерности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к участию в конкретных соревнованиях с показом определенного результата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и структуру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.
Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной тренировочной группы наиболее адекватную модель годичного тренировочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации нагрузок различной направленности. Как справедливо отмечает Ю.В. Верхошанский (1985), практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вспомним, что олимпийскими чемпионами, случалось, становились ученики тренеров, исповедовавших прямо противоположные тренировочные концепции.
Современная теория и спортивная практика накопили солидный материал, и В.П. Черкашин (2000, 2002, 2006) сделал попытку обобщить и проанализировать основные концептуальные подходы к построению тренировочных макроциклов.