Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки



Высокий уровень современных спортивных результатов, боль­шие (порой достигающие предельных величин) объемы трениро­вочных нагрузок обусловливают необходимость качественного совершенствования подготовки спортсменов. Одним из путей в этом направлении является достижение более полной реализа­ции спортсменом своих физических возможностей. В связи с этим

огромное значение в многолетней спортивной тренировке приоб­ретает постоянное совершенство технического мастерства в рам­ках технической подготовки.

Под техническим мастерством или технической подготов­ленностью принято понимать степень освоения спортсменом сис­темой движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.

По мнению В.М. Защгорского (1979), для характеристики тех­нической подготовленности необходимо определить, что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. Ответ на во­прос «что?» характеризует объем и рациональность технических действий, на вопрос «как?» — эффективность и освоенность вы­полнения двигательных действий.

Объем технической подготовленности определяется чис­лом технических действий, которые выполняет спортсмен. Раз­личают общий и соревновательный объем технической подготов­ленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем - числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.

Так, например, соревновательный объем технической подго­товленности прыгуна в длину характеризуется умением спортс­мена выполнить прыжок с разбега. Для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имита­ционных упражнений для совершенствования технического ма­стерства в прыжке. Общий объем его технической подготовлен­ности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).

Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов. Ведущие борцы владеют в совершенстве двумя-тремя приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. Но их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут демонстрировать существенно большой объем технических действий.

Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует его разносторонность. Разно­сторонность технической подготовленности определяется как способностью продемонстрировать тот или иной арсенал техни­ческих действий в условиях состязания, так и возможностью ис­пользовать большой объем разнообразных упражнений в трени­ровке для развития силы, быстроты, выносливости координации (ловкости) и совершенствовании техники мастерства.

Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» пред­полагает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рацио­нальностью техники понимают определенный способ выпол­нения движений (используемой разновидности техники), позво­ляющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной технике дал В.М. Дьячков (1972): это — специализированная система одно­временных и последовательных движений, направленных на ра­циональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов.

Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой - ин­дивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также особенностями внешних воздей­ствий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т.п.).

Эффективность техники - это качество владения техниче­ским действием самого спортсмена, т.е. степень близости ее наи­более рациональному варианту. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «как?».

В связи со специфическими особенностями оценки результа­тов соревновательной деятельности в различных видах спорта специалисты используют разные критерии оценки эффективно­сти технического мастерства.

Существуют несколько показателей эффективности техники:

- абсолютная эффективность - в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий до­биться наилучшего спортивного результата. В простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат.

К такому критерию часто прибегают в игровых видах и единобор­ствах (техника эффективна, если приводит к забитому голу, за­вершенному приему);

- сравнительная эффективность - за образец берется тех­ника наиболее выдающихся спортсменов, с пей сравнивают ка­чество исполнения других атлетов. Такие критерии используют в сложнокоординационных видах спорта;

- реализационная эффективность - оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в со­ревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при вы­полнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.

Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, или надежность их выполнения. Освоенность, или надежность, выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обе­спечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов.

По мнению Д.Д. Донского, В.М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:

- стабильность и вариативность;

- стандартизацию и индивидуализацию;

- произвольность и автоматизм.

Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильно­стью технических действий, а с другой - необходимой ее вариа­тивностью.

Стабильность — это высокая степень постоянства воспроиз­ведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устой­чивости достижения высокого спортивного результата.

Вариативность - это организация вынужденной изменчиво­сти отдельных структур двигательного действия с целью обеспе­чения стабильности высокого конечного результата.

При оценке необходимого уровня стабильности и вариатив­ности технического мастерства следует учитывать, что все спор­тивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:

1-я группа - упражнения с большой необходимостью стаби­лизации кинематической структуры - выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т.н.);

2-я группа - упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры - достижение максимального количе­ственно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атле­тика, плавание, гребля и т.п.);

3-я группа - упражнения с необходимостью большой вариа­тивности спортивных действий - обеспечение конечного эффек­та в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).

Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значи­тельной мере обусловлены сложившимися традициями, стили­стическими и эстетическими оценками. Требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. Огромное значение имеют совершенство рит­мической структуры, точнейшее соблюдение временных отноше­ний, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей выполнения уп­ражнений высокого класса велики требования и к их динамиче­ской структуре. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, динамическая структура долж­на обладать достаточной приспособительной изменчивостью, по­зволяющей преодолевать помехи, возникающие по ходу выпол­нения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к по­мехам.

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), опре­деляется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена. Поэтому конечный эффект будет зависеть от стабильности динамической структуры.

Совершенствование мастерства обусловлено подбором двига­тельных действий, соответствующих современному уровню фи­зической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет инди­видуализация техники, связанная не только с учетом физического состояния спортсменов, но и с воздействиями внешней среды.

Переменные условия соревновательной борьбы в единобор­ствах и спортивных играх (3 группа) требуют минимальной так­тической информативности технических приемов. Отсюда вы­текают высокие требования к владению большим арсеналом

разнообразных подготовленных фаз. Для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих действий.

Стандартизация - это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомехани­ческой целесообразности и обуславливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допу­стимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

Индивидуализация - это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечиваю­щими высокую эффективность усилий. Индивидуализация до­стигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена.

Человек управляет движениями произвольно, то есть созна­тельно. Поэтому каждый спортсмен должен иметь четкое пред­ставление о выполняемом движении в целом и об отдельных его элементах. Однако при выполнении движений он не может кон­тролировать осознанно каждую деталь. Поэтому эффективность и надежность технического мастерства во многом обусловлены способностью организма управлять отдельными элементами движения на уровне подкорки, без участия сознания - автома­тически. Сочетание произвольности и автоматизма вырабаты­вают в процессе тренировки. По мере многократного повторения и уточнения двигательных действий многие детали уходят из-нод произвольного контроля - управление становятся автоматизиро­ванным. На сознание возлагается роль регулирования смысловой стороной. Создаются способности и навыки переключения вни­мания с деталей движений на общие задачи (достижение цели, борьбы с помехами и др.).

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная харак­теристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, раз­носторонности и рациональности технических действий, которы­ми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность спортсмена.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.