Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А., 1947, 1991; Зациорский В.М., 1970; Ильин Е.П., 1982; Лях В.И., 1995; и др.). Но начиная с середины 1970-х годов все чаще используется термин «координационные способности» (Донской Д.Д., 1971; Платонов В.Н., 1986, 1997, 2004; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.). Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению.
В настоящее время из-за сложности проявления этого двигательного -качества существует большое количество определений координационных способностей. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Ю.Ф. Курамшин (2004): координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
К элементарным формам проявления координационных способностей Ю.Ф. Курамшин относит способности:
- к обучению новым движениям;
- к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);
- к ориентировании в пространстве;
- к равновесию;
- к соединению (комбинированию) движений;
- приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
- к выполнению заданий в заданном ритме;
- к управлению временем двигательных реакций;
- предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
- к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во многом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других - вспомогательную.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В возрасте 15—16 лет их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.
Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач (Платонов В.Н., 1986).
При воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы:
- обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;
- воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;
- повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;
- совершенствование статического и динамического равновесия.
Обучение новым разнообразным движениям в основном используется в базовом физическом воспитании и на начальных этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упраж-
пения, занимающиеся не только пополняют свои двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений.
Для развития координационных способностей при разучивании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Для воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями. При этом различают методические приемы со строгой и изменяющейся вариативностью действий и условий выполнения.
К группе строго варьируемого упражнения относят следующие методические приемы:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, прыжки в длину или высоту в полную силу и в полсилы; изменение скорости или темпа движений по предварительному заданию или внезапному сигналу и пр.);
- изменение способов ведения действий (например, бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения);
- изменение исходных или конечных положений (например, старты из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, и т.п.; бросок мяча: вверх, вперед, вправо, влево, после ловли, ведения, стоя и т.п.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (например, выполнение отталкивания с правой или левой ноги, броска правой или левой рукой);
- выполнение двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, прыжок вверх сразу после вращений или кувырков);
- выполнение двигательных действий с исключением зрительного контроля (например, в специальных очках или с закрытыми глазами);
- исключение из движения отдельных координирующих действий (например, прыжок вверх или вперед без помощи маха руками).
К группе методических приемов меняющихся действий и условий выполнения упражнений относят:
- выполнение двигательных действий в необычных условиях внешней среды (например, бег на лыжах по пересеченной местности, выполнение прыжков на упругой опоре);
- отработка индивидуальных и групповых действий при различных вариантах действиях партнеров и противников.
Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способности к воспроизведению, оценке и дифференцированию отдельных параметров движений. Эти способности, с одной стороны, во многом зависят от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, а с другой стороны, от его способности осознанно воспринимать свои ощущения.
«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п.
При развитии «чувства пространства» прибегают к следующим методическим приемам:
- совершенствование точности воспроизведения эталонных пространственных характеристик (например, точно воспроизвести определенные положения тела, направление и амплитуду движения при многократном выполнении упражнения);
- совершенствование точности выполнения движения в соответствии с заданными изменениями параметров; при этом можно выделить несколько вариантов заданий:
• с постепенным увеличением или уменьшением величин пространственных характеристик выполняемых заданий (например, попадание мячом в корзину с расстояния 4, 6, 10 м и в обратном порядке);
• с использованием чередования контрастных упражнений «контрастного задания» (например, броски мяча в корзину с дальней дистанции и из-под щита);
• с постепенным сближением грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий «сближаемого задания».
Точная дифференцировка силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Средствами воспитания точности силовых параметров движений являются упражнения с различными по величине отягощениями, метания
снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированными параметрами, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия.
Методическими приемами воспитания дифференцирования точности силовых параметров могут служить постепенное изменение сложности выполняемых заданий, а также выполнение «контрастного задания» и «сближаемого задания». Методика воспитания способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами.
Совершенствование способности к произвольному расслаблению мышц позволяет снизить энерготраты выполняемых двигательных действий, увеличить их скорость и величину развиваемых усилий, улучшить технику движения.
Для воспитания способности к произвольному расслаблению мышц применяют специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп:
• сочетание предварительного напряжения с последующим расслаблением (например, удержание свободного звена в определенном положении за счет напряженных мышц и последующее их расслабление в сочетании с «падением» звена или переводом в другое положение);
• расслабление одних мышечных групп в сочетании с напряжением других (например, движение расслабленной части тела по инерции за счет мышечных сокращений, осуществляющих движения другими звеньями тела);
• сочетание расслабления мышц с воздействием на другие функциональные системы (например, напряжение - на вдох, расслабление - на выдох, расслабление под музыкальное сопровождение, свето-, звуко- и ритмолидеров, использования массажа, сауны и т.п.).
Упражнения, направленные на развитие «чувства времени», в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества. Используют как суммарную оценку времени всего задания, так и дифференцированную оценку времени выполнения отдельных его частей, а также способность ускорить или замедлить время выполнения задания на определенный промежуток времени.
Большое значение при воспитании «чувства времени» в последние годы придается использованию различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуко- и светолидеров, приборов срочной информации и др.), позволяющих воспроизводить, корректировать и программировать длительность, теми, ритм и другие временные характеристики движения.
Важный фактор, характеризующий двигательную деятельность человека, - способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Совершенствование ритмических способностей достигается специальными упражнениями на соразмеренность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий.
Средствами развития ритмичности могут быть:
- упражнения на месте, включающие в себя выполнения движений руками, ногами, головой, туловищем под счет, сигналы звуколидера или музыкальное сопровождение;
- упражнения в движении в соответствии с задаваемыми сигналами (звуковыми, световыми, тактильными) — в постоянном темпе и с изменением темпа и направления движения;
- импровизированные упражнения - двигательная импровизация по ритмическому образцу или под музыку, свободный танец под современную музыку;
- многократное выполнение упражнений с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий.
Совершенствование статического и динамического равновесия включает следующие методические приемы;
а) позно - статического равновесия:
- удлинение времени сохранения позы;
- исключение или ограничение зрительного анализатора;
- уменьшение площади опоры;
- увеличение высоты опорной поверхности;
- введение неустойчивой опоры;
- введение сопутствующих движений;
- создание противодействия (парные движения);
б) динамического равновесия:
- изменение внешних условий выполнения упражнений (рельеф, покрытие, местоположение, климатические условия);
- изменение воздействия на вестибулярный аппарат (качели, лонжи, центрифуги и т.п.);
- ограничение зрительного анализатора.
В заключение следует подчеркнуть, что воспитание различных видов координационных способностей происходит в тесной связи с другими двигательными способностями.
?Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дать определение физическим способностям.
2. Что лежит в основе формирования физических способностей?
3. Дать определение скоростным способностям.
4.Перечислить элементарные формы проявления скоростных способностей. Что обусловливает их проявление?