Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика воспитания координационных способностей



Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А., 1947, 1991; Зациорский В.М., 1970; Ильин Е.П., 1982; Лях В.И., 1995; и др.). Но начиная с середины 1970-х годов все чаще используется термин «координационные способ­ности» (Донской Д.Д., 1971; Платонов В.Н., 1986, 1997, 2004; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.). Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих си­туациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, про­странственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению.

В настоящее время из-за сложности проявления этого двига­тельного -качества существует большое количество определений координационных способностей. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Ю.Ф. Курамшин (2004): координаци­онные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успеш­ность управления двигательными действиями и их регуляции.

К элементарным формам проявления координационных спо­собностей Ю.Ф. Курамшин относит способности:

- к обучению новым движениям;

- к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

- к ориентировании в пространстве;

- к равновесию;

- к соединению (комбинированию) движений;

- приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

- к выполнению заданий в заданном ритме;

- к управлению временем двигательных реакций;

- предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности прояв­ляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во мно­гом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способно­сти играют ведущую роль, в других - вспомогательную.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В возрасте 15—16 лет их уровень развития приближается к показа­телям взрослого человека.

Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность много­образных и неожиданных решений двигательных задач (Плато­нов В.Н., 1986).

При воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы:

- обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

- воспитание способности перестраивать двигательную дея­тельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

- повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;

- совершенствование статического и динамического равно­весия.

Обучение новым разнообразным движениям в основном ис­пользуется в базовом физическом воспитании и на начальных этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упраж-

пения, занимающиеся не только пополняют свои двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений.

Для развития координационных способностей при разучи­вании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движе­ниями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Для воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями. При этом различают методические приемы со строгой и изменяю­щейся вариативностью действий и условий выполнения.

К группе строго варьируемого упражнения относят следующие методические приемы:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, прыжки в длину или высоту в полную силу и в полсилы; изменение скоро­сти или темпа движений по предварительному заданию или вне­запному сигналу и пр.);

- изменение способов ведения действий (например, бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения);

- изменение исходных или конечных положений (например, старты из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, и т.п.; бросок мяча: вверх, вперед, вправо, влево, после ловли, ве­дения, стоя и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (например, выпол­нение отталкивания с правой или левой ноги, броска правой или левой рукой);

- выполнение двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, прыжок вверх сразу после вращений или кувырков);

- выполнение двигательных действий с исключением зритель­ного контроля (например, в специальных очках или с закрытыми глазами);

- исключение из движения отдельных координирующих дей­ствий (например, прыжок вверх или вперед без помощи маха руками).

К группе методических приемов меняющихся действий и усло­вий выполнения упражнений относят:

- выполнение двигательных действий в необычных условиях внешней среды (например, бег на лыжах по пересеченной мест­ности, выполнение прыжков на упругой опоре);

- отработка индивидуальных и групповых действий при раз­личных вариантах действиях партнеров и противников.

Методика совершенствования пространственной, времен­ной и силовой точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способности к воспроизведению, оцен­ке и дифференцированию отдельных параметров движений. Эти способности, с одной стороны, во многом зависят от степени раз­вития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, а с другой стороны, от его способности осознанно воспринимать свои ощущения.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и ре­гулированием пространственных параметров движений: расстоя­ния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п.

При развитии «чувства пространства» прибегают к следую­щим методическим приемам:

- совершенствование точности воспроизведения эталонных пространственных характеристик (например, точно воспроиз­вести определенные положения тела, направление и амплитуду движения при многократном выполнении упражнения);

- совершенствование точности выполнения движения в соот­ветствии с заданными изменениями параметров; при этом можно выделить несколько вариантов заданий:

• с постепенным увеличением или уменьшением величин про­странственных характеристик выполняемых заданий (например, попадание мячом в корзину с расстояния 4, 6, 10 м и в обратном порядке);

• с использованием чередования контрастных упражнений «контрастного задания» (например, броски мяча в корзину с даль­ней дистанции и из-под щита);

• с постепенным сближением грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий «сближаемого за­дания».

Точная дифференцировка силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Средствами воспитания точности силовых параметров движений являются упражнения с различными по величине отягощениями, метания

снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированны­ми параметрами, а также упражнения на тренажерах, позволяю­щих задавать ту или иную величину мышечного усилия.

Методическими приемами воспитания дифференцирования точности силовых параметров могут служить постепенное из­менение сложности выполняемых заданий, а также выполнение «контрастного задания» и «сближаемого задания». Методи­ка воспитания способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки разви­ваемого усилия с объективными результатами.

Совершенствование способности к произвольному расслабле­нию мышц позволяет снизить энерготраты выполняемых двига­тельных действий, увеличить их скорость и величину развивае­мых усилий, улучшить технику движения.

Для воспитания способности к произвольному расслаблению мышц применяют специальные упражнения, включающие раз­личные формы чередования и сочетания напряжения и рассла­бления соответствующих мышечных групп:

• сочетание предварительного напряжения с последующим расслаблением (например, удержание свободного звена в опреде­ленном положении за счет напряженных мышц и последующее их расслабление в сочетании с «падением» звена или переводом в другое положение);

• расслабление одних мышечных групп в сочетании с напря­жением других (например, движение расслабленной части тела по инерции за счет мышечных сокращений, осуществляющих движе­ния другими звеньями тела);

• сочетание расслабления мышц с воздействием на другие функциональные системы (например, напряжение - на вдох, рас­слабление - на выдох, расслабление под музыкальное сопровож­дение, свето-, звуко- и ритмолидеров, использования массажа, сауны и т.п.).

Упражнения, направленные на развитие «чувства времени», в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оце­ниваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества. Используют как сум­марную оценку времени всего задания, так и дифференцирован­ную оценку времени выполнения отдельных его частей, а также способность ускорить или замедлить время выполнения задания на определенный промежуток времени.

Большое значение при воспитании «чувства времени» в по­следние годы придается использованию различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуко- и светолидеров, при­боров срочной информации и др.), позволяющих воспроизводить, корректировать и программировать длительность, теми, ритм и другие временные характеристики движения.

Важный фактор, характеризующий двигательную деятель­ность человека, - способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способ­ствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Совершенствование ритмических способностей достигается специальными упражнениями на соразмеренность движений в за­даваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий.

Средствами развития ритмичности могут быть:

- упражнения на месте, включающие в себя выполнения дви­жений руками, ногами, головой, туловищем под счет, сигналы звуколидера или музыкальное сопровождение;

- упражнения в движении в соответствии с задаваемыми сиг­налами (звуковыми, световыми, тактильными) — в постоянном темпе и с изменением темпа и направления движения;

- импровизированные упражнения - двигательная импро­визация по ритмическому образцу или под музыку, свободный танец под современную музыку;

- многократное выполнение упражнений с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимаю­щимися мер времени, пространства и усилий.

Совершенствование статического и динамического равно­весия включает следующие методические приемы;

а) позно - статического равновесия:

- удлинение времени сохранения позы;

- исключение или ограничение зрительного анализатора;

- уменьшение площади опоры;

- увеличение высоты опорной поверхности;

- введение неустойчивой опоры;

- введение сопутствующих движений;

- создание противодействия (парные движения);

б) динамического равновесия:

- изменение внешних условий выполнения упражнений (ре­льеф, покрытие, местоположение, климатические условия);

- изменение воздействия на вестибулярный аппарат (качели, лонжи, центрифуги и т.п.);

- ограничение зрительного анализатора.

В заключение следует подчеркнуть, что воспитание различных видов координационных способностей происходит в тесной связи с другими двигательными способностями.

?Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дать определение физическим способностям.

2. Что лежит в основе формирования физических способностей?

3. Дать определение скоростным способностям.

4.Перечислить элементарные формы проявления скоростных способ­ностей. Что обусловливает их проявление?

5. Раскройте методику совершенствования двигательных реакций.

6. Раскройте методику совершенствования быстроты одиночного дви­жения.

7. Какова методика совершенствования частоты движений?

8. Методика совершенствования скорости двигательных действий.

9. Дать определение мышечной силе.

10. В каких режимах проявляется сила мышц?

11. Какие показатели силы используются в спорте?

12. Как проявляется зависимость между силой и скоростью, силой и вы­носливостью?

13. Какие сопротивления используются при воспитании силы и в каких режимах они выполняются?

14. Какие методики используются для создания максимального силово­го напряжения в динамическом режиме?

15. Как реализуется метод максимальных усилий?

16. Как реализуется метод повторных нагрузок?

17. Как реализуется метод динамических нагрузок?

18. Как реализуется метод повторных изометрических усилий?

19. Раскройте особенности воспитания силовых способностей у детей.

20. Дайте характеристику концентрического метода воспитания силы.

21. Дайте характеристику эксцентрического метода воспитания силы.

22. Дайте характеристику полиметрического метода воспитания силы.

23. Дайте характеристику изокинстического метода воспитания силы.

24. Дайте характеристику метода переменных усилий.

25. Дайте характеристику методу сопряженного воздействия.

26. Какие неспецифические методы используются в воспитании силы?

27. Дайте характеристику выносливости.

28. Какие виды выносливости проявляются в спортивной практике?

29. Что такое общая выносливость и как она совершенствуется?

30. Дайте определение специальной выносливости и в каких формах она проявляется?

31. В чем заключается методика воспитания специальной выносливости в циклических видах спорта?

32. Охарактеризуйте основы методики воспитания специальной вынос­ливости в скоростно-силовых видах.

33. Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенство­вания специальной выносливости в спортивных играх и едино­борствах.

34. Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенствова­ния специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта.

35. Дайте определение гибкости. Какие элементарные формы проявле­ния гибкости рассматриваются в спортивной практике?

36. Чем обусловлено проявление гибкости и ее совершенствование?

37. Какие упражнения используются для совершенствования пассивной гибкости?

38. Какие упражнения используют для совершенствования активной гибкости?

39.Какие упражнения используются для совершенствования амплиту­ды соревновательных движений?

40. Каковы методы развития гибкости?

41. Что понимается под термином «координационные способности»?

42. Какие существуют единичные формы проявления координационных способностей?

43.Какие методические приемы используются при воспитании коорди­национных способностей?

ГЛАВА 12




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.