Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика воспитания выносливости



Под выносливостью принято понимать способность к продол­жительному и эффективному выполнению двигательной деятель­ности, преодолевая развивающееся утомление.

Высокий уровень выносливости необходим практически во всех видах спорта для сохранения высокой специфической ра­ботоспособности как в одиночном старте (забеге, схватке, игре и т.п.), так и в течение всего соревнования, продолжающегося от одного дня до нескольких месяцев, а также для сохранения вы­сокой работоспособности с целью эффективного проведения целостного тренировочного процесса. Именно поэтому выносли­вость (как способность) по своей структуре, оценке, методике раз­вития является наиболее многоплановой.

Вместе с тем следует помнить, что выносливость - это не аб­страктное понятие. Физиологический механизм выносливости всегда специфичен. Он формируется конкретным двигательным режимом и в полной мере реализуем только в условиях этого ре­жима (Фарфель B.C., I960).

В спортивной подготовке выносливость подразделяют на об­щую и специальную.

Общая выносливость (согласно сложившимся понятиям) - способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного харак­тера), в которой участвует значительная часть мышечного аппа­рата.

Однако, по мнению В.Н. Платонова (1992, 2004), которое под­держивают целый ряд специалистов, это определение является не вполне точным, поскольку в различных видах спорта функ­циональным фундаментом общей выносливости могут и должны служить механизмы, обеспечивающие деятельность скоростно-силового, сложнокоординационного аэробного, анаэробного ха­рактера.

Таким образом, общую выносливость правильнее определять как способность к продолжительному и эффективному выполне­нию работы неспецифического характера, оказывающую положи­тельное влияние на процесс становления специфических компонен­тов спортивного мастерства (Платонов В.Н., 1997, 2004).

Развитие общей выносливости преследует две основные за­дачи: создание предпосылок для перехода к повышенным тре­нировочным нагрузкам и создание фундамента для переноса вы­носливости на избранные формы спортивных упражнений. Это предусматривает существенные различия в средствах и методах развития общей выносливости, связанной со спецификой различ­ных видов спорта.

Так, В.Н. Платонов (1997, 2004) считает, что у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, развитие об­щей выносливости должно быть связано с повышением возмож­ностей организма к эффективному выполнению работы большой и умеренной интенсивности, требующей предельной мобилиза­ции аэробных способностей. В этом случае обеспечиваются усло­вия для перенесения больших объемов тренировочной работы, эффективности восстановления после нагрузок, а также создают­ся необходимые предпосылки для проявления высокого уровня аэробных возможностей при специальной работе.

У спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых и сложнокоординационных видах, единоборствах и играх, про­цесс развития общей выносливости значительно сложнее. Рабо­та, направленная на повышение аэробных возможностей, должна

выполняться лишь в объеме, обеспечивающем эффективное вы­полнение специфической работы и протекание восстановитель­ных процессов, и в то же время не создавать препятствий для последующего развития скоростных и силовых качеств, совер­шенствования техники.

Специальная выносливость - это способность поддерживать возможно дольше высокую работоспособность в зависимости от интенсивности выполняемого упражнения, детерминированной требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта (Набатникова М.Я., 1972).

Специальная выносливость - очень сложное многокомпонент­ное качество. Ее структура в каждом конкретном случае опреде­ляется спецификой вида спорта и его отдельных дисциплин. По специфике деятельности специальную выносливость принято разделять - на специальную тренировочную и соревновательную; по количеству вовлеченных двигательных единиц - на локальную, региональную, глобальную; по проявляемым качествам - на сило­вую, скоростную, скоростно-силовую, координационную; по энер­гообеспечению - на аэробную и анаэробную; по психическим про­явлениям - на сенсорную и эмоциональную.

Воспитание специальной выносливости спортсменов строится на необходимости добиться комплексного характера отдельных свойств и способностей в течение времени и в условиях, характер­ных для конкретной соревновательной деятельности.

Уровень специальной выносливости спортсмена приобретает конкретный смысл только с учетом поддержания необходимой интенсивности или скорости двигательных действий. Поэтому оценка степени реализации скоростных возможностей или уров­ня «запаса скорости» позволяет определить резервы повышения специальной выносливости.

Не вызывает сомнения, что специальная выносливость в скоростно-силовых и сложнокоординационных видах спорта, едино­борствах в значительной мере связана с высоким уровнем разви­тия мышечной силы. В последнее время специалисты также стали придавать большое значение силовым способностям спортсменов, специализирующихся в циклических и игровых видах спорта. Эф­фективность развития силовой выносливости во многом связана с уровнем окислительных и сократительных способностей мы­шечных волокон в том специфическом направлении, в котором они необходимы для поддержания планируемой интенсивности работы в различных спортивных дисциплинах.

Экономизация - один из важнейших компонентов выносливо­сти спортсмена. Она характеризует соотношение результата вы­полнения упражнений и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: биомеханическую, зависящую от уровня вла­дения технико-тактическим мастерством, и функциональную, за­висящую от сбалансированности работы функциональных систем для энергообеспечения выполняемого действия.

Для выработки специальной выносливости основными выс­тупают специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и осо­бенностям воздействия на функциональные системы организма.

Стратегическим направлением воспитания специальной вы­носливости спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, является использование специфических соревнова­тельных и специально-подготовительных упражнений, которые способствуют более полной реализации скоростных возможно­стей в течение времени, необходимого для преодоления дистан­ции, и выполняются на основе методов непрерывного упражне­ния (равномерный или переменный) и стандартно-повторного (интервальный и повторный). Наряду с этим необходимо исполь­зовать силовые упражнения в специфическом двигательном ре­жиме, направленном на повышение двух главных свойств: сило­вых и окислительных возможностей мышечной ткани.

Совершенствование специальной выносливости спортсменов связано с использованием достаточно высоких объемов трениро­вочных нагрузок, а также выбором оптимальной интенсивности частных объемов средств специальной подготовки. В многолет­нем цикле общий объем нагрузки и ее интенсивность повыша­ются. Классификация тренировочного процесса идет за счет уве­личения как частных объемов из высокоинтенсивных зон, так и объемов силовых и скоростно-силовых упражнений. Однако объем последних может лимитироваться состоянием опорно-двигательного аппарата.

Важнейшее значение для совершенствования специальной вы­носливости имеет объем нагрузок, выполняемых в соревнова­тельном pi околосоревнователы-юм режимах, которые формируют уровень специфической готовности спортсмена к главному старту. В то же время стремление увеличить скорость передвижения и соответствующие объемы упражнения в интенсивных зонах может привести к ранней стабилизации спортивной формы с ре­зультатами более низкими, чем потенциально возможные. При

этом принцип первоочередного повышения функционального состояния, основой которого является более высокая скорость аэробно-анаэробного порога, становится главным для повышения интенсивности средств специальной подготовки в циклических видах спорта.

Основы методики воспитания и совершенствования выносли­вости в скоростно-силовых видах спорта имеют некоторые особен­ности в упражнениях силового и скоростного характера, а также в прыжковых упражнениях и метаниях.

Достаточно хорошо известно, что чем больше величина си­лового напряжения в упражнении, которое отличается не боль­ше чем на 20% от показателей максимальной силы, тем больше показатели выносливости в этих упражнениях зависят от соб­ственно силовых способностей. Но специальная выносливость в тяжелоатлетическом спорте не сводится лишь к максимальным силовым возможностям - она заключается в умении сохранять и наращивать мощность усилий по ходу достаточно продолжи­тельных соревнований и при поведении тренировок для занимаю­щихся по несколько часов. При этом остаются высокими требова­ния к технике выполнения упражнений.

Поскольку тренировочные нагрузки у спортсменов достаточно большие, а подъем тяжести всегда происходит при натуживании с задержкой дыхания, это приводит к затрудненному кровообра­щению и снижению снабжения мышц кислородом. Экономизация расхода энергетических ресурсов является одним из признаков совершенствования специальной выносливости (Воробьев А.Н., 1977).

Это в значительной степени относится и к тренировке специ­альной выносливости у прыгунов и метателей. Для этой груп­пы спортсменов необходимы проявления достаточно высокого уровня скоростных качеств в повторно выполняемых попытках. Таким образом, методика воспитания специальной выносливо­сти в прыжках и метаниях должна представлять совокупность средств, используемых в спринтерских циклических упражне­ниях и тяжелой атлетике.

Основная смысловая направленность двигательных действий на спринтерских дистанциях - достижение и удержание возмож­но более высокой скорости. С энергетической позиции в этих спортивных дисциплинах специальная выносливость обусловли­вается мощностью и емкостью анаэробных процессов.

Методика развития специальной скоростной выносливости, связанная с повышением анаэробных возможностей (алактатных и гликолитических), обеспечивающих поддержание макси­мальной мощности движений и высокой дистанционной скоро­сти, предполагает повторное преодоление отрезков со скоростью 95-100% от максимальной, с продолжительностью от 10 до 30 с. Повторное выполнение упражнений должно начинаться при не­большом недовосстановлении организма.

Совершенствование гликолитических анаэробных возмож­ностей связано с использованием отрезков продолжительностью 20-90 с с интенсивностью 90-95% максимальной скорости как с укороченным интервалом отдыха (неполное восстановление), так и с интервалом, обеспечивающим необходимое восстановле­ние (до ЧСС 120-130 уд./мин).

Для совершенствования специальной силовой выносливости спринтера выполняют бег с околосоревновательной скоростью в затрудненных условиях (по мягкому грунту, против ветра с отягощением в виде утяжеленного пояса, манжет, тормозящего устройства и т.п.).

Основы методики воспитания и совершенствования специаль­ной выносливости в спортивных играх и единоборствах базиру­ются на необходимости реализации переменных характеристик интенсивности выполняемых элементов соревновательной дея­тельности. На необходимую совокупность компонентов вынос­ливости в этих видах спорта накладывает отпечаток и система проведения соревнований (относительно продолжительный этап с отдельными стартами, туровая, турнирная системы).

Специальная выносливость в этих видах спорта зависит не только от того, как быстро устает спортсмен, но и от того, как ОН восстанавливается в интервалах отдыха. В связи с этим важны­ми компонентами выносливости здесь являются: производитель­ность всех трех энергосистем (алактатной, гликолитической, ана­эробной), биомеханическая экономизация работы, устойчивость спортивной техники. Существенное значение имеет и силовая вы­носливость, особенно для представителей различных видов борь­бы и бокса.

Совершенствование специальной выносливости в спортивных играх и единоборствах проходит в процессе выполнения специ­фических упражнений избранного вида спорта. Это позволяет обеспечить соразмерность в повышении технического мастерства и всех компонентов выносливости.

Повышение аэробных возможностей спортсменов происходит на основе использования различных циклических упражнений с невысокой интенсивностью, проведения тренировок в горных условиях, а также за счет увеличения объема (времени), затрачи­ваемого на тренировочные занятия. В подготовительном перио­де продолжительный кроссовый бег, повторный бег на отрезках и бег на коньках (для хоккеистов) используют в диапазоне скоростей, соответствующих анаэробному порогу, при концен­трации лактата в крови 3-5 ммоль/л (Тихонов В.В., Чаваев А.А., 1987).

Повышение анаэробных (алактатного и гликолитического) возможностей проводится в процессе специфической деятель­ности за счет увеличения интенсивности отдельных, чаще более коротких, чем регламентируемых правилами соревнований, пе­риодов работы. Повышение интенсивности происходит за счет уплотнения действий (уменьшение площадки, уменьшение коли­чества игроков, введение в игру одновременно нескольких мячей, шайб, увеличение серии бросков манекенов в борьбе, быстрых се­рий в работе с боксерским мешком или грушей и т.п.).

Повышение интенсивности осуществляется и за счет повыше­ния различных силовых показателей (максимальной и быстрой силы, силовой выносливости). Рост экономизации тесно связан с тактико-техническим мастерством спортсменов и объемом их тех­нического арсенала.

Специальная выносливость в сложно-координационных видах спорта во многом зависит от специфики вида спорта и спортив­ной дисциплины: продолжительности соревновательной деятель­ности, ее составляющих, регламента соревнований, чередования статических и динамических поз. Специальная выносливость характеризуется определенным сочетанием компонентов, кото­рые не достигают максимальных величин, как в циклических или скоростно-силовых дисциплинах.

Большое значение имеет высокий уровень статической сило­вой выносливости (гимнастика, прыжки в воду, горные лыжи) для повышения устойчивости технических навыков в условиях действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней сре­ды (гипоксии, погодных условий, ускорений).

Требует определенного уровня развития система аэробного энергообеспечения, уровень функционирования которой обеспе­чивает восстановительные процессы между соревновательными

днями. Важнейшим фактором повышения специальной вынос­ливости спортсменов является борьба с наступающим сенсор­ным и эмоциональным утомлением, что требует широкого объема средств психической разгрузки.

Основными средствами совершенствования специальной вы­носливости в этих видах спорта являются: повышенный объем специфических (соревновательных) упражнений, выполняемых в тренировочных занятиях; общий объем времени, затрачиваемо­го на выполнение тренировочных нагрузок; силовые упражнения (динамические и статические), а в отдельных случаях и продол­жительные циклические упражнения.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.