Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика воспитания гибкости



Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвиж­ности его звеньев. Различают активную гибкость (проявляющу­юся в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения внешних усилий и инерции движущейся части тела). Некоторые специалисты рекомендуют выделять еще одну форму проявления гибкости — амплитуду движений (проявляемую в целостных двигательных актах), обу­словленную не только подвижностью суставов и эластичностью мышц, но и межмышечной координацией. Эта форма гибкости особенно независимо проявляется в быстрых движениях.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

- анатомического строения костей и суставов:

- центрально-нервной регуляции тонуса мышц;

- функционального состояния;

- внешнесредовых условий.

Форма и строение суставов ограничивают пределы диапазона движений. Однако для большинства движений ограничение их амплитуды обусловлено растяжимостью мягких тканей и нервно-мышечной регуляцией, т.е. свойствами, поддающимися измене­нию под влиянием тренировки. Причем сократительные элемен­ты мышц способны увеличивать свою длину на 30-40% и даже на 50% по отношению к длине в покое, тем самым создавая условия для выполнения движений с большой амплитудой.

Под влиянием рациональной тренировки, основанной на при­менении широкоамплитудных, мягких движений, выполняемых с невысокой скоростью, понижается уровень напряжения растя-

гиваемой мышцы и увеличивается ее длина. Напротив, быстрые, резкие движения вызывают в мышцах активную ответную, защит­ную реакцию, активизируя их сокращение.

Типичными для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание, характеризующиеся постепенным увеличением амплитуды движения до возможного на данном занятии преде­ла. Упражнения на растягивание могут представлять собой бал­листические пружинящие движения, выполняемые многократно с разной амплитудой или статическое растягивание, заключаю­щееся в том, что спортсмен принимает позу и удерживает ее в те­чение определенного времени.

Также используются вспомогательные упражнения, подби­раемые с учетом роли подвижности в тех или иных суставах для успешного совершенствования в конкретной спортивной дис­циплине и с учетом характерных для нее движений, требующих максимальной подвижности. Специально-подготовительные уп­ражнения моделируют основные двигательные действия, предъ­являемые к специфической амплитуде действий.

Развитию пассивной гибкости способствует выполнение пас­сивных статических или повторных амплитудных движений, выполняемых с помощью партнера или различных отягощений (гантели, амортизаторы, эспандеры и т.п.), с использованием соб­ственной силы (например, притягивания туловища к ногам, ног к груди и т.п.) или собственной массы тела.

Активную гибкость развивают упражнения, при которых происходят активные сокращения и растягивания собственных мышц-антагонистов. Это различного рода наклоны, повороты, маховые и пружинистые движения. Такие упражнения выполня­ются как с отягощениями, так и без них. Применение отягощений (гантели, манжеты, набивные мячи, амортизаторы и т.п.) повыша­ет эффективность упражнений, вследствие увеличения амплиту­ды движений за счет использования их инерции.

Некоторые специалисты рекомендуют отказаться от использо­вания инерционных баллистических движений в развитии гибко­сти из-за их травмоопасное™. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), игнорирование этих упражнений в тренировке резко увеличивает вероятность травматизма во время соревнований, не говоря уже о снижении амплитуды движений при выполнении различных технических приемов.

При выполнении упражнений, направленных на развитие гиб­кости, необходимо учитывать, что максимальная амплитуда рас-

тягивания мышцы, по данным В.Н. Платонова (1997, 2004), до­стигается через 10-20 с при длительном растягивании и через 15-25 с - при многократном повторении кратковременных дви­жений. Максимальная величина гибкости может удерживаться в течение 15-30 с, а затем, в результате утомления мышцы, на­чинает уменьшаться. Для различных суставов количество дви­жений, необходимых для достижения максимальной амплитуды, а также количество движений, при которых амплитуда удержива­ется на максимальном уровне, неодинакова.

Выбор упражнений вытекает из специализации и уровня под­готовленности спортсмена. Упражнения должны неоднократно достигать предела движения. Между упражнениями на растяги­вание следует выполнять упражнения на расслабление.

Интервалы отдыха между отдельными упражнениями долж­ны обеспечивать выполнение очередного упражнения в усло­виях восстановившейся работоспособности спортсмена. При этом продолжительность пауз колеблется в широком диапазоне (от 10-15 с до 2-3 мин) и зависит от характера упражнений, их про­должительности, объема мышц, вовлеченных в работу.

Упражнения на развитие гибкости могут составлять програм­мы отдельных тренировочных занятий. Однако чаще их планиру­ют в комплексных занятиях, в которых наряду с развитием гиб­кости проводится силовая подготовка. Упражнения на гибкость могут также с успехом чередоваться с упражнениями, требую­щими проявления быстроты, ловкости, с упражнениями на рас­слабление. Эти упражнения широко используются и в разминке перед тренировочным занятиям.

Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрос­лых. Это не всегда так. Хотя бесспорно, что в детском и под­ростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания гибкости. В этот период организм более пластичен. У женщин уровень гибкости выше, чем у мужчин, у девочек выше, чем у мальчиков.

Способствует увеличению гибкости интенсивная разминка, согревающие процедуры - массаж, горячая ванна, специальные мази и растирки, локальное или глобальное повышение темпера­туры за счет окружающей среды.

Гибкость следует совершенствовать систематически, лишь по­сле многократных повторений упражнений можно добиться уве­личения амплитуды движения.

Наибольший эффект при воспитании гибкости достигается, если занятия проводят ежедневно или 2 раза в день. Кроме это­го, необходимо, чтобы спортсмены выполняли упражнения само­стоятельно во время утренней гимнастики.

Многочисленными исследованиями доказано, что на началь­ном этапе занятий спортом наибольший эффект дает разносто­ронняя тренировка, охватывающая комплексное развитие всех физических качеств. Поэтому в занятиях с детьми и подростка­ми следует комплексно решать проблему развития физических качеств путем применения широкого арсенала разнообразных средств и методов физического воспитания.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.