Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика воспитания скоростных способностей



Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных дей­ствий в минимальный для данных условий отрезок времени. Пред­полагается, что выполнение задания длится небольшое время и утомление не возникает.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Можно выделить четыре элементарные формы проявления скоростных способностей:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного движения;

- частота движения (темп);

- способность к быстрому началу движения (ускорению) (Зациорский В.М., 1970, 2009; Годик М.А., 1966).

Все указанные формы проявления быстроты относительно независимы и требуют принципиально отличных средств разви­тия. Однако в различных спортивных дисциплинах приходится встречаться, как правило, с комплексным проявлением этих спо­собностей, которое реализуется в скорости выполнения упраж­нений. Следует помнить, что скорость выполнения целостного двигательного акта зависит не только от уровня быстроты, но и от развития силы и скоростно-силовых качеств, техники движений и т.п. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно ха­рактеризует быстроту человека.

Необходимо учитывать, что проявление всех элементарных форм быстроты обусловлено двумя факторами: деятельностью нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мо­билизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется очень незна­чительно. Второй поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты. Их совершен­ствование обеспечивают главным образом за счет приспособ­ления моторного аппарата к заданным условиям решения дви­гательной задачи и овладения рациональной внутримышечной и межмышечной координацией (Верхошанский Ю.В., 1988).

Для воспитания элементарных форм быстроты широко ис­пользуются специальные подготовительные упражнения, на­правленные на развитие как отдельных составляющих скорост­ных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления ско­ростных качеств в соревновательной деятельности. Кроме того, во всех видах спорта используются гимнастические упражнения, спортивные и подвижные игры, проводимые по упрощенным пра­вилам, эстафеты, бег на коротких отрезках, метания облегченных снарядов, прыжки, предъявляющие высокие требования к ско­ростным качествам и включающие элементы быстрого реагирова­ния на внезапные сигналы.

Для эффективного воспитания скоростных способностей все используемые упражнения необходимо выполнить с максималь­ной или околомаксимальной скоростью.

Они должны удовлетворять трем требованиям:

- техника упражнений должна обеспечивать возможность их выполнения на предельных скоростях (для детей используются достаточно простые упражнения);

- упражнения должны быть настолько хорошо освоены зани­мающимися, чтобы во время их выполнения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

- продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утом­ления.

В тренировке спортсменов необходимо уделять пристальное внимание всем формам проявления быстроты. Их развивают как комплексно, так и избирательно.

Совершенствуя двигательную реакцию, следует помнить как о простой (ответ заранее известным движением на сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение, например: выстрел стартера или открытие определенного участка для нанесения уда­ра в боксе и т.п.), так и о сложной реакции, требующей выбора дей­ствий в определенной ситуации (реакция на движущийся объект, реакции выбора и т.п.).

Значительное улучшение быстроты простой двигательной реакции - задача весьма сложная. Речь может идти о выигрыши сотых, иногда десятых долей секунды. Основой методики вос­питания быстроты простой двигательной реакции является по­вторное реагирование на внезапно возникающий (заранее обус-

ловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Примером упражнений для развития простой ре­акции могут быть: старты из различных исходных положений, из­менения направления движения, выполнение определенного ата­кующего или защитного действия по сигналу преподавателя и т.п. Причем в этом случае целесообразно использовать различные но силе звука сигналы, т.е. отличающиеся по величине от стандарт­ного (очень тихие или очень громкие), а также световые, тактиль­ные и другие сигналы.

Для совершенствования способности к быстрейшей мобили­зации состава двигательного действия движения должны быть предварительно настолько хорошо освоены занимающимися, что­бы во время их выполнения основные волевые усилия были на­правлены не на способ, а на скорость выполнения.

Наряду с этим используется сенсорный метод, который на­правлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе точности восприятия небольших интервалов времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.

Большинство сложных двигательных реакций в спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий тре­буется мгновенно выбрать одно, наиболее целесообразное) или ре­акции «на движущийся объект». В специально-подготовительных упражнениях, направленных на развитие быстроты сложных реакций, моделируются отдельные фрагменты и условия ее про­явления в избранной спортивной дисциплине, создавая условия, способствующие сокращению времени реакции.

Для совершенствования реакции выбора последовательно усложняют ситуацию выбора, постепенно увеличивая в опреде­ленном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий, стремясь прежде всего научить спортсмена пользоваться «скрытой интуицией» о вероят­ных действиях противника.

Для воспитания сложной реакции на движущийся объект, как правило, используют:

- воспитание умения отслеживать и удерживать объект в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные пе­ремещения объекта;

- направленное увеличение требований к быстроте восприя­тия объекта и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими быстроту реакции.

Методика совершенствования двигательных реакций должна основываться на следующих положениях:

- освоенные простые и сложные реакции имеют самостоятель­ное значение;

- каждый вид реакций первоначально совершенствуется само­стоятельно, без объединения с другими;

- совершенствование пространственных и временных пред­восхищений в реакциях идет вслед за приобретением определен­ного технического фундамента;

- при совершенствовании способностей к реагированию по­следовательно должны решаться следующие задачи:

а) сокращение времени моторного компонента действия;

б) уменьшение времени скрытого периода действия;

в) совершенствование умения предвосхищать временные и пространственные взаимодействия.

При использовании упражнений для улучшения двигательной реакции, как правило, совершенствуется и быстрота отдельного движения и способность к быстрому началу движений (способ­ность к ускорению). Хотя эти качества можно совершенствовать и отдельно. Например, быстрое нанесение ударов в боксе по «лапе» при определенном ее расположении или повторное выбе­гание из различных исходных положений (в основном несколько облегченных, чем обычное стартовое положение) с целью возмож­но быстрее набрать максимальную скорость.

Эффективность скоростной подготовки при этом во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности спортсмена предельно мобилизоваться, а также возможности пре­высить параметры выполняемого упражнения по отдельным фор­мам проявления быстроты.

Во время отработки как времени двигательной реакции, так и быстроты одиночного движения и способности к ускорению обычно выполняют повторные движения с минимальным внеш­ним отягощением. Самый распространенный способ облегчения условий в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины перемещаемого груза. Сложнее осуществить этот подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом спортсмена. Для этого используют:

- приемы, частично снижающие вес спортсмена (поддержка тренера или партнера, применение подвесных лонж или других подвесных устройств);

- ограничение сопротивления внешней среды (бег по ветру или за спиной партнера, плавание по течению, бег на тредбане или педалирование на велотренажере);

- использование инерции движения собственного тела или его частей (бег с горы);

- использование дополнительных внешних сил, действующих в направлении перемещения (упругие или механические тяги, на­пример в беге или плавании).

Результаты исследования Ю.В. Верхошанского (1988) сви­детельствуют, что если скоростные упражнения выполняются с определенными отягощениями, интенсивная афферентная импульсация способствует установлению рациональной согласо­ванности и быстроты включения мышц в работу, координации деятельности мышц по ходу выполнения движения, выработки оптимальной внутримышечной и межмышечной координации. Он рекомендует, в зависимости от совершенствуемой формы ско­ростных способностей, использовать отягощения от 15-20% до 50-60% от максимального уровня силы. Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохране­нии двигательной установки и других следовых процессах, интен­сифицирующих последующие двигательные действия.

Эффективным методом повышения различных форм проявле­ния скоростных способностей (одиночного движения, способно­сти к ускорению, темпа движений) является вариативный (кон­трастный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегчен­ных условиях. Суть его заключается в том, чтобы активизировать различные механизмы, обеспечивающие скорость выполнения движения. Если при затруднении условий выполнения упражне­ний активизируется силовой компонент движения, то при облег­чении - скорость мышечного сокращения.

При совершенствовании темпа или частоты двигательных действий движения выполняются многократно с предельной интенсивностью. Например, используют пробегание коротких отрезков дистанции с максимальной скоростью. Длина отрез­ка должна быть такой, которую спортсмен может преодолеть за время от 4-6 до 25-30 с. Более короткие отрезки не позволяют достичь предельных величин максимальной скорости и, в част­ности, предельного темпа движений, а могут быть использованы только для воспитания способности к ускорению. Более продол-

жительные упражнения непригодны для воспитания скоростных способностей в связи с наступлением утомления, приводящего к снижению темпа движений.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет спо­собность занимающегося быстро сокращать и расслаблять мыш­цы, а также высокая межмышечная координация в работе мышц-антагонистов и синергистов.

При выполнении скоростных упражнений необходимо учиты­вать три момента:

- максимальное уменьшение напряженности мышц, не прини­мающих участие в данном движении;

- устранение напряженности мышц-антагонистов, возбужде­ние которых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду;

- овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих двигательное действие.

При развитии скоростных способностей продолжительность пауз между упражнениями следует планировать так, чтобы к на­чалу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а функциональные затраты в организ­ме уже в значительной мере восстановлены. Скоростные упраж­нения целесообразно проводить сериями с интервалами отды­ха между упражнениями 3-5 мин, а между сериями 10-15 мин. В паузах можно использовать восстановительные и тонизирую­щие процедуры с целью обеспечить оптимальные условия для вы­полнения упражнений на пределе скоростных возможностей.

Следует отметить, что повторный метод, наиболее часто ис­пользуемый для развития скоростных возможностей, имеет суще­ственный недостаток. Многократные повторения с предельным проявлением скоростных режимов работы приводят к стабили­зации скорости, причем стабилизируются как пространственные характеристики, так и временные - образуется так называемый скоростной барьер.

Пути предупреждения этого явления могут быть различны. В занятиях с начинающими - не стремиться к ранней специали­зации в определенных спортивных дисциплинах. Чаще исполь­зовать в занятиях, особенно с детьми, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и слу­чайного изменения ситуации. При предварительной всесторон­ней физической подготовке на протяжении ряда лет использовать более разнообразный арсенал скоростных упражнений.

Для повышения эффективности скоростной подготовки ква­лифицированных спортсменов большое значение имеет вариа­тивность двигательных действий, позволяющая создать условия для превышения каких-то параметров двигательных действий, реализуемых при выполнении соревновательных и специально-подготовительных упражнений. С этой целью используют чередо­вание нормальных, облегченных и затрудненных условий (напри­мер: бег с горы или в гору, бег по ветру, с применением различных тяговых устройств, используя облегченные и утяжеленные снаря­ды, и т.п.).

Для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений эффективны некоторые технические средства и приемы. Например, использование специальных бук­сировочных устройств, которые дают возможность бегуну, плов­цу, гребцу продвигаться со скоростью на 5-20% выше максималь­но доступной. Использование тредбана, велотренажера позволяет спортсмену на 15-20% повысить темп движений из-за отсутствия сопротивления воздушной среды и перераспределения усилий.

Не менее эффективный прием - предварительная нервно-мышечная стимуляция: педагогическая, физиологическая, психи­ческая (например, предварительное принудительное растяжение мышц с последующим интенсивным сокращением или выполне­ние упражнений с отягощением, массаж или гидромассаж и т.п.).

Повысить скорость движения можно также за счет передвиже­ния за лидером-партнером или лидирующим устройством: авто-, звуко-, светолидером и т.п. Очень полезны, как уже отмечалось, в этом случае различные подвижные и спортивные игры, а также использование соревновательного метода. В игре и соревновании имеется конкретная цель, для достижения которой (догнать со­перника, перехватить мяч, увернуться от мяча или соперника) за­нимающийся максимально реализует свои возможности, достигая пределов в проявлении различных форм быстроты. Кроме того, в игре постоянно меняется обстановка, что не позволяет образо­вываться стереотипу.

Таким образом, можно заключить, что средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью.

В.И. Лях (1997) предлагает разделить их на три основные группы:

- упражнения направленного воздействия на отдельные ком­поненты скоростных способностей;

- упражнения комплексного воздействия на все или несколь­ко компонентов скоростных способностей;

- упражнения сопряженного воздействия на скоростные и дру­гие способности (силовые, координационные, выносливость),

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

- методы строго регламентированного упражнения (повтор­ный и вариативный);

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Специфические закономерности воспитания скоростных спо­собностей требуют особенно тщательно сочетать указанные сред­ства и методы в целесообразных соотношениях, поскольку от­носительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует ее стабилизации. Поэтому при воспита­нии скоростных возможностей целесообразно чередовать относи­тельно стандартные и вариативные формы упражнений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.