Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса



Требование к обеспечению непрерывности занятий, при­званных обеспечивать прогрессирование уровня подготовлен­ности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходи­мости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимости адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма.

Выполняя определенные физические упражнения, спортсмен увеличивает нагрузку, вызывая усиление активности определен­ных функциональных систем, обеспечивающих энергоресурсы двигательной деятельности. Если при физической нагрузке опре­деленной направленности потребовалось израсходовать запас ресурсов отдельных систем, близкий к предельному, то при вос­становлении организм восполняет их с превышением исходного уровня (явление суперкомпенсации).

При этом менее загруженные системы функционируют и вос­станавливаются в рамках имеющегося функционального резерва, на их восстановление требуется существенно меньше времени. Таким образом, величина нагрузки и ее направленность обуслов­ливают гетерохрониость восстановления различных функцио­нальных возможностей, а также различную величину их супер­компенсации (следовой тренировочный эффект) (рис. 9.5).

 

 

Рис. 9.5. Последействие занятий с большими нагрузками различной

преимущественной направленности (Платонов В.Н., 1986): С - преимущественно скоростная нагрузка; Ал - преимущественно анаэробная

нагрузка; А - преимущественно аэробная нагрузка;

I - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление анаэробных возможностей; 3 - восстановление аэробных возможностей

 

При организации тренировочного процесса и определения ее направленности необходимо учитывать, что в зависимости от сроков начала повторной нагрузки определенные функциональ­ные системы могут находиться в состоянии недовосстановления, возврата к исходному уровню работоспособности или в состоя­нии суперкомпенсации, то есть повышенной работоспособности. Поэтому необходим учет особенностей взаимодействия следовых тренировочных эффектов нагрузок разной направленности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражне­ний конечный результат тренировки может оказаться совершен­но противоположным запланированному (уменьшаются сдвиги) (Волков Н.И., 1975).

Таким образом, воздействие нагрузки любого занятия долж­но обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предше­ствующего и последующего занятий. При регулярной, правиль­но организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий постоянно накладываясь друг на дру­га, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, представляющий со­бой производное от совокупности различных следовых эффектов. Положительный кумулятивный тренировочный эффект приво­дит к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в со­стоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функ­циональных возможностей и спортивной работоспособности (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Схема возможного суммирования нагрузки в тренировочном

микроцикле: С - скоростная нагрузка; А - аэробная нагрузка; Ан - анаэробная нагрузка;

1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление аэробных возможностей; 3 - восстановление анаэробных возможностей

Такие относительно долгосрочные прогрессивные изменения в состоянии подготовленности занимающихся возможны при правильном (адекватном) построении спортивной тренировки. Однако этот процесс является обратимым, через некоторое вре­мя отсутствия определенных физических нагрузок он может сме­ниться регрессом.

Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь несколь­ких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сто­рон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем. что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресур­сов, постепенно расходуя их.

Основная суть принципа непрерывности спортивной трени­ровки заключается в необходимости обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключить неоправдан­ные чрезмерные перерывы между тренировочными занятиями, а также отрицательные влияния отдельных нагрузок, сводя к ми­нимуму явления регресса тренированности.

Таким образом, непрерывность тренировочного процесса ха­рактеризуют следующие положения:

- спортивную тренировку строят как непрерывный кругло­годичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект и обеспечивающий приобретение, сохра­нение и развитие спортивной формы:

- воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

- интервал отдыха между занятиями или отдельными упраж­нениями выдерживают в пределах, гарантирующих общую тен­денцию восстановления и повышения работоспособности. Однако в рамках отдельных тренировочных занятий, микро- и мезоци-клов, при определенных условиях, допускают проведение заня­тий на фоне недовосстановления, для чего создают уплотненный режим нагрузок и отдыха, сопровождающийся в дальнейшем уве­личением кумулятивного эффекта.

Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универ­сальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частич­ной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки -наиболее общие формы ее структурной организации.

141

Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанной с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В осно­ву цикличности спортивной тренировки положены закономерно­сти развития, удержания и утраты спортивной формы, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного вы­полнения определенной нагрузки.

Для сохранения темпов общих прогрессивных перестроек в организме целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с их вос­становлением и сверхвосстановлением. С этой целью необходи­мо периодически менять величину или направленность нагруз­ки. Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем постепенно начинают его утрачивать, поэтому спустя не­которое время следует возвращаться к прежней, чтобы продол­жить дальнейшее совершенствование систем организма.

При этом каждый очередной цикл является частичным повто­рением предыдущего и одновременно выражает тенденции раз­вития тренировочного процесса, то есть отличается от предыду­щего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Важно учитывать закономерный характер цикличности спор­тивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продол­жительности. В масштабах временных границ, в которых осущест­вляют тренировку, различают ее микро-, мезо- и макроциклы. Их воспроизведение должно быть упорядочено в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования.

В форме циклов строят весь тренировочный процесс - от эле­ментарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комп­лексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего циклическим воспроизведением спортивно-подго­товительных этапов и серии спортивных соревнований.

В сжатом виде основные положения цикличности обязывают:

- строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элемен-

142

тов ее содержания и. вместе с тем, последовательного изменения их. как того требует логика чередования фаз. этапов и периодов тренировочного процесса:

- рассматривать любой фрагмент тренировочного процес­са во взаимосвязи с более крупными и менее крупными форма­ми циклической структуры тренировки, учитывая, что структу­ра микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловле­на, с одной стороны, особенностями составляющих их микроци­клов, а с другой - местом в структуре макроцикла:

- принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и сорев­новательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если их применяют не ко времени и не к месту):

- определяя общий порядок развертывания процесса подго­товки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.

При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в еди­ный процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной систе­мы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности прин­ципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обес­печена лишь в том случае, если при принятии управленческих ре­шений тренер будет учитывать требования всех принципов.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывается в понятие «принципы»?

2. По каким принципам организуется педагогический процесс? Что раскрывают специфические принципы спортивной тренировки?

3. Раскройте сущность принципа максимизации и углубленной инди­видуализированной специализации.

4. На что нацелен и как проявляется в спортивной тренировке принцип сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок?

5. Какие варианты сочетания тенденций постепенности и предельно­сти используются в спортивной тренировке, в каких случаях?

6. На чем основан и как проявляется принцип опережающих и стаби­лизирующих тенденций в построении тренировочного процесса?

7. На чем основан и как реализуется принцип избирательной направ­ленности и единства различных сторон подготовки спортсменов? Каковы особенности его применения в построении занятий с юными спортсменами?

8. Чем обусловлена необходимость непрерывности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?

9.Какие практические положения характеризуют непрерывность тре­нировочного процесса?

10. Что такое ближайший, следовой и кумулятивный тренировочные эффекты?

11.Чем обусловлена необходимость цикличности тренировочного про­цесса, в каких формах она реализуется?

12. На чем основываются основные положения цикличности?

13. В какой взаимосвязи реализуются специфические принципы при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса?

ГЛАВА 10

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.