Требование к обеспечению непрерывности занятий, призванных обеспечивать прогрессирование уровня подготовленности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходимости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимости адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма.
Выполняя определенные физические упражнения, спортсмен увеличивает нагрузку, вызывая усиление активности определенных функциональных систем, обеспечивающих энергоресурсы двигательной деятельности. Если при физической нагрузке определенной направленности потребовалось израсходовать запас ресурсов отдельных систем, близкий к предельному, то при восстановлении организм восполняет их с превышением исходного уровня (явление суперкомпенсации).
При этом менее загруженные системы функционируют и восстанавливаются в рамках имеющегося функционального резерва, на их восстановление требуется существенно меньше времени. Таким образом, величина нагрузки и ее направленность обусловливают гетерохрониость восстановления различных функциональных возможностей, а также различную величину их суперкомпенсации (следовой тренировочный эффект) (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Последействие занятий с большими нагрузками различной
преимущественной направленности (Платонов В.Н., 1986): С - преимущественно скоростная нагрузка; Ал - преимущественно анаэробная
нагрузка; А - преимущественно аэробная нагрузка;
I - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление анаэробных возможностей; 3 - восстановление аэробных возможностей
При организации тренировочного процесса и определения ее направленности необходимо учитывать, что в зависимости от сроков начала повторной нагрузки определенные функциональные системы могут находиться в состоянии недовосстановления, возврата к исходному уровню работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, то есть повышенной работоспособности. Поэтому необходим учет особенностей взаимодействия следовых тренировочных эффектов нагрузок разной направленности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному (уменьшаются сдвиги) (Волков Н.И., 1975).
Таким образом, воздействие нагрузки любого занятия должно обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предшествующего и последующего занятий. При регулярной, правильно организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, представляющий собой производное от совокупности различных следовых эффектов. Положительный кумулятивный тренировочный эффект приводит к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в состоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функциональных возможностей и спортивной работоспособности (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Схема возможного суммирования нагрузки в тренировочном
микроцикле: С - скоростная нагрузка; А - аэробная нагрузка; Ан - анаэробная нагрузка;
1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление аэробных возможностей; 3 - восстановление анаэробных возможностей
Такие относительно долгосрочные прогрессивные изменения в состоянии подготовленности занимающихся возможны при правильном (адекватном) построении спортивной тренировки. Однако этот процесс является обратимым, через некоторое время отсутствия определенных физических нагрузок он может смениться регрессом.
Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь нескольких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сторон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем. что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресурсов, постепенно расходуя их.
Основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки заключается в необходимости обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключить неоправданные чрезмерные перерывы между тренировочными занятиями, а также отрицательные влияния отдельных нагрузок, сводя к минимуму явления регресса тренированности.
Таким образом, непрерывность тренировочного процесса характеризуют следующие положения:
- спортивную тренировку строят как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект и обеспечивающий приобретение, сохранение и развитие спортивной формы:
- воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
- интервал отдыха между занятиями или отдельными упражнениями выдерживают в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности. Однако в рамках отдельных тренировочных занятий, микро- и мезоци-клов, при определенных условиях, допускают проведение занятий на фоне недовосстановления, для чего создают уплотненный режим нагрузок и отдыха, сопровождающийся в дальнейшем увеличением кумулятивного эффекта.
Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универсальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частичной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки -наиболее общие формы ее структурной организации.
141
Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанной с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В основу цикличности спортивной тренировки положены закономерности развития, удержания и утраты спортивной формы, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного выполнения определенной нагрузки.
Для сохранения темпов общих прогрессивных перестроек в организме целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с их восстановлением и сверхвосстановлением. С этой целью необходимо периодически менять величину или направленность нагрузки. Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем постепенно начинают его утрачивать, поэтому спустя некоторое время следует возвращаться к прежней, чтобы продолжить дальнейшее совершенствование систем организма.
При этом каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.
Важно учитывать закономерный характер цикличности спортивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продолжительности. В масштабах временных границ, в которых осуществляют тренировку, различают ее микро-, мезо- и макроциклы. Их воспроизведение должно быть упорядочено в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования.
В форме циклов строят весь тренировочный процесс - от элементарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комплексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего циклическим воспроизведением спортивно-подготовительных этапов и серии спортивных соревнований.
В сжатом виде основные положения цикличности обязывают:
- строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элемен-
142
тов ее содержания и. вместе с тем, последовательного изменения их. как того требует логика чередования фаз. этапов и периодов тренировочного процесса:
- рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса во взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла:
- принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если их применяют не ко времени и не к месту):
- определяя общий порядок развертывания процесса подготовки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.
При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в единый процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений тренер будет учитывать требования всех принципов.
? Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какой смысл вкладывается в понятие «принципы»?
2. По каким принципам организуется педагогический процесс? Что раскрывают специфические принципы спортивной тренировки?
3. Раскройте сущность принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.
4. На что нацелен и как проявляется в спортивной тренировке принцип сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок?
5. Какие варианты сочетания тенденций постепенности и предельности используются в спортивной тренировке, в каких случаях?
6. На чем основан и как проявляется принцип опережающих и стабилизирующих тенденций в построении тренировочного процесса?
7. На чем основан и как реализуется принцип избирательной направленности и единства различных сторон подготовки спортсменов? Каковы особенности его применения в построении занятий с юными спортсменами?
8. Чем обусловлена необходимость непрерывности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?
9.Какие практические положения характеризуют непрерывность тренировочного процесса?
10. Что такое ближайший, следовой и кумулятивный тренировочные эффекты?
11.Чем обусловлена необходимость цикличности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?
12. На чем основываются основные положения цикличности?
13. В какой взаимосвязи реализуются специфические принципы при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса?