По мнению большинства специалистов, следует делать различие в использовании терминов воспитание и развитие физических способностей. Развитие понимается' как процесс их изменения в течение жизни человека. Воспитанием называют педагогический процесс управляемого воздействия на физические способности с целью изменения их в нужном для нас направлении в течение относительно короткого времени.
В основе воспитания физических способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма.
В формировании способностей большое значение имеют врожденные и средовые факторы. Однако при равных условиях решаю-
щую роль в совершенствовании физических способностей играет двигательная активность. В качестве моторных задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма, которые в зависимости от условий мышечной деятельности могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей.
Ю.Ф. Курамшин (2004) считает, что, проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. Освоение рациональных двигательных действий обеспечивает лучшую реализации физических способностей. Боепитание физических способностей, также как и формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования определенных отношений в нервной и мышечной системах. Однако для физических способностей гораздо большее значение имеют морфофункциональные перестройки в организме в целом. В наибольшей мере это касается тех мышечных групп и функциональных систем, которые несут основную рабочую нагрузку. Кроме того, для физических способностей характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков осознанность тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цели.
Степень прироста физических способностей неравномерна. Это справедливо как для небольших периодов времени, так и для всего периода развития. Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста постепенно уменьшаются. Для сохранения необходимых темпов требуется постоянное увеличение нагрузки выполняемых упражнений.
Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для развития и воспитания способностей. Эти периоды обычно называют сенситивными или чувствительными, потому что в них наблюдается бурное естественное развитие отдельных способностей. Установлено, что в эти периоды обеспечивается наибольший эффект и для их воспитания. Причем границы этих периодов для отдельных физических способностей различны. Периоды интенсивного развития большинства физических способностей девушек опережают подростков на 1-2 года (табл. 11.1).
Таблица 11.1Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по Л.П. Матвееву, 1999)
зические способности
Возраст, лет
Фи
7-8
8-9
9-10
10-11
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
N (0
Силовые
Собственно-силовые
Скоростно-силовые
т
t
♦
t
Скоростные
Частота движений
t
Скорость одиночного движения
т
t
Время двигательной реакции
К длительному выполнению работы
Статический режим
t
Динамический режим
т
t
Зона максимальной интенсивности
♦
Зона субмаксимальной интенсивности
t
♦
Зона большой интенсивности
♦
Зона умеренной интенсивности
If
t
Координационные
Простые координации
♦ ♦
Сложные координации
Равновесие
т
Точность движений
♦ ♦
t
Гибкость
т
Функциональные и структурные изменения, достигнутые в результате развития и воспитания физических способностей, обратимы. Достаточно относительно небольшого перерыва в занятиях как начинается регресс структурных признаков, в результате
снижаются показатели уровня физических способностей. С возрастом наблюдается также и постепенный естественный регресс уровня физических способностей.