Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности



Обострение конкуренции в спорте при продолжающемся росте спортивных достижений обуславливает большую актуальность решения организационно-практических и теоретических проблем спортивной ориентации и отбора талантливой молодежи.

В нашей стране и за рубежом большое количество научно-методических работ посвящено решению этой проблемы. Вместе с тем, по мнению Л.П. Матвеева (1999), само понятие «спортив­ный отбор» пока не получило вполне согласованного истолко­вания.

По определению большинства специалистов, спортивный отбор понимается как заблаговременное распознание индивиду­альной предрасположенности к достижениям в конкретном виде спорта и выявление из общего числа приобщаемых или уже приоб-

щенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в избранной спортивной дисциплине, для того чтобы создать им предпочтительные условия для их спортивного совер­шенствования.

Однако такое определение спортивного отбора приводит, по мнению Л. П. Матвеева, к ряду недостатков при его организации. Самое опасное заключается в том, что в понятие «спортивный от­бор» включается смысл отбора для специализации в виде спорта, а не выбора спорта для человека. При такой организации спор­тивного отбора фактически ограничивается доступ к системати­ческой спортивной деятельности тех, кто уже на первых этапах отсеивается как «малоперспективный» для данного вида спорта. Поэтому наряду с понятием «спортивный отбор» специалисты часто используют и другие определения выявления спортивной предрасположенности к занятиям тем или иным видом спорта.

Л.П. Матвеев считает (и с ним согласны многие специалисты, занимающиеся вопросами спортивной ориентации), что на пер­вых этапах приобщения к спорту ни о каком отборочном «отсеи­вании» кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систе­матической спортивной деятельности, речи быть не должно, если ист противопоказаний со стороны здоровья. Поэтому на этом эта­пе мы должны говорить не об отборе для занятия спортом (слово отбор здесь не вполне корректно), а о выборе предмета и перспек­тив спортивной специализации, которые возможно более полно соответствовали бы индивидуальным задаткам к разумно сфор­мированным личностным потребностям и интересам. Для этого случая больше подходит понятие «физкультурно-спортивная» или «спортивная ориентация».

Физкультурно-спортивная ориентация - это система организационно-методических мероприятий, включающих педаго­гические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования спортивной предрасположенности, позво­ляющих наметить наиболее предпочтительное направление спе­циализации приобщаемого к спорту человека (подбор вида спорта для человека) - с одной стороны, а также оптимальную для него степень напряженности занятий, исходя из реальности достиже­ния в спорте тех или иных целей, - с другой.

Проведенные исследования свидетельствуют, что при суще­ствующих способах обобщения разнообразных диагностических

показателей спортивной предрасположенности недопустимо при­нимать разовые решения ни по выбору спортивной специализа­ции, ни по достиженческим возможностям спортсмена. Ориенти­ровочная продолжительность этого этапа должна быть 2—3 года и более (Годик М.А., 1978; Ситис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И., 1983; Волков Н.И., Филин В.П., 1983; и др.).

Выбор и уточнение направления углубленной специализации юного спортсмена в норме должен представлять собой достаточ­но продолжительный процесс, распространяющийся на 1-2 этапа (начальной или предварительной подготовки: и начальной спе­циализации). За этот период вполне можно понять очень важные для уточнения достиженческих возможностей спортсмена пока­затели: степень тренируемости в условиях систематических заня­тий, темпы увеличения функциональных возможностей, тенден­ции развития личностных качеств характера и тому подобное.

Свой оправданный смысл, по мнения В.Н. Платонова (1997), спортивный отбор имеет тогда, когда решаются проблемы кон­курсного комплектования профессионально ориентированных спортивных учреждений (СДЮШОР, УОР, ШВСМ и т.п.). Сис­тема мероприятий, включаемых в него, приобретает несколько иной оттенок.

На этом этапе содержание спортивного отбора должно вклю­чать систему организационно-методических мероприятий, на основании которых выявляются способности занимающихся для узкой специализация в определенном виде спорта или спортив­ной дисциплине, для того чтобы создать им предпочтительные условия спортивного совершенствования.

В специальной литературе по вопросам спортивного отбора встречается еще одно смежное понятие - «спортивная селекция»

Спортивная селекция — это система мероприятий, предусма­тривающих периодический отбор лучших спортсменов в сборные команды или иные команды на различных этапах спортивного со­вершенствования.

Наиболее перспективной и прогрессивной системой оцен­ки предрасположенности людей к спорту выступает научно-методическая концепция физкультурно-спортивной ориентации. Исходной посылкой ее является то, что арсенал современного спорта и других форм физической активности настолько широк и разнообразен, что перекрывает с избытком весь возможный диа­пазон индивидуальных моторных способностей человека. Это по-

зволяет найти для каждого индивидуума наиболее подходящий вид физической активности или вид спорта, адекватный не только его моторным способностям, но и личным склонностям и интере­сам. При этом наиболее сложным и ответственным в социальном, психологическом и этическом плане можно считать не столько принятие решения об ориентации ребенка на занятия конкрет­ным видом спорта, сколько определение целесообразного для него уровня интенсивности спортивной подготовки. Ошибки, до­пущенные здесь, весьма дорого обходятся как для юного спортс­мена, так и для общества в целом. Неоправданное отвлечение от учебной или трудовой деятельности, прямо или косвенно на­правленной на создание материальных или духовных ценностей, не может не принести вреда общественному производству, равно как и личности молодого человека, не сумевшего реализовать себя в сфере, более подходящей для его способностей, чем спорт выс­ших достижений.

К сожалению, попытки организационно воплотить в жизнь идею физкультурно-спортивной ориентации сформировавшая­ся в нашей стране система подготовки спортсменов ранее по-существу отторгала. Остается только надеяться, что проводимое в настоящее время упорядочение организации спортивного движе­ния в России постепенно откроет ей широкую дорогу.

Далее в настоящей главе речь пойдет о собственно спортивном отборе в том его понимании, которое приведено в самом начале раздела.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.