Как уже отмечено, при проведении мероприятий, связанных со спортивным отбором, следует иметь в виду, что диагностика спортивной предрасположенности представляет собой сложный и длительный процесс и отнюдь не может быть сведена к одноразовому мероприятию, каковым является первичный набор детей в тренировочную группу, а осуществляется в течение всей спортивной карьеры.
Выделяют несколько этапов спортивного отбора:
1. Этап предварительного (первичного) отбора или физкультурно-спортивной ориентации детей.
2. Этап углубленной проверки соответствия контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта (этап основного отбора).
3. Этап отбора для углубленной специализации в избранном виде спорта (с учетом соревновательной дистанции, игрового амплуа и т.д.).
4. Этап отбора лучших спортсменов в сборные команды городов, регионов, страны в целом, команды первой и высшей лиги и т.п. (спортивная селекция).
На первом этапе отбора основная задача - выявление контингента моторно одаренных детей и уточнение их личного психомоторного статуса и здоровья с целью ориентации на занятия тем или иным видом спорта.
К спортивным занятиям привлекается но возможности большее количество двигательно одаренных мальчиков и девочек в возрасте, определенном для начала занятий в конкретном виде спорта. Лучше всего вести эту работу через школьные секции по видам спорта. Обязательно следует дать возможность попробовать свои силы всем желающим, определяя при этом устойчивость стремления к совершенствованию, темпы овладения двигательными умениями и навыками, интерес к выполнению физических упражнений и особенно к состязательным их формам со стороны ребенка, отношение семьи к его систематическим занятиям спортом и т.д. В результате (желательно - не менее чем через месяц наблюдений за детьми в процессе специально организованных занятий) осуществляется набор в группы начальной подготовки ДЮСШ. Однако следует понимать, что по исходным результатам начинающих спортсменов нельзя достоверно судить о том, какими они станут через несколько лет.
Одна из актуальных для тренера задач, особенно на ранних этапах занятий с юными спортсменами, - это сохранение в составе тренировочной группы наиболее перспективных занимающихся. К сожалению, именно в этот период нерегулируемый отсев особенно велик. В этой связи целесообразно выделить ряд практически важных для тренера позиций, которые необходимо обязательно учитывать, проводя первичный отбор в группу начальной подготовки.
1. Первичный набор в группу тренеру лучше всего делать осенью, то есть в начале учебного года. Практика показывает, что осенний набор устойчивее, так как отобранные за 2-3 осенних месяца дети, как правило, затем продолжают заниматься всю зиму и закрепляются в группе. Набирая ребят весной, тренер должен позаботиться о том, чтобы за летние каникулы наиболее способные не потеряли с ним контакт, увлекшись чем-то другим.
2. Основное пополнение лучше подбирать из детей, живущих неподалеку. Дело в том, что младших школьников родители с большим нежеланием отпускают далеко от дома. Более того, чем старше возраст и выше спортивная квалификация занимающихся, тем существеннее возрастает объем тренировочных занятий, и живущим далеко от места их проведения начинает элементарно не хватать времени на совмещение тренировок с учебными занятиями в общеобразовательной школе, где в старших классах, в свою очередь, тоже существенно повышаются предъявляемые к учащимся требования.
3. Очень важно, чтобы в группе, где проводится отбор, существовала конкурсная обстановка. Когда юные спортсмены знают, что окончательное зачисление зависит не только от их физических данных и спортивных результатов, но и от посещаемости, прилежания и других факторов в этом ряду, они закрепляются лучше.
4. Если интересующий тренера ребенок поначалу не отличается позитивным отношением к тренировкам, не следует торопиться расстаться с ним. Имеет смысл установить более тесный контакт с родителями, посоветовать пригласить на тренировку друга или подругу, дать возможность одержать победу в состязаниях со сверстниками и выразить в связи с этим сдержанное удовлетворение.
5. Следует очень внимательно следить за взаимоотношениями детей, занимающихся в одной тренировочной группе. Часто дети перестают ходить на тренировки не потому, что им не нравится заниматься или их не удовлетворяет организация тренировочного процесса, а потому, что не все в порядке во взаимоотношениях с товарищами.
На втором этапе отбораво время занятий в группах начальной подготовки проводят углубленную проверку соответствия набранного контингента требованиям успешной специализации в избранном виде спорта. Для этого несколько раз в течение тренировочного года на протяжении 2-3 лет используют педагогическое тестирование с привлечением широкого круга апробированных контрольных испытаний, оценивают результаты участия в соревнованиях, изучают координационные предпосылки для овладения двигательными умениями и навыками. Кроме того, наблюдают темпы прогрессирования но важнейшим параметрам подготовленности, выявляют степень инициативности и способ-
ность к концентрации внимания на учебных занятиях, проводят анализ данных углубленных медицинских обследований. В итоге производят набор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и СДЮШОР.
На третьем этапе отбора во время занятий в учебно-тренировочных группах спортивный наставник глубоко и всесторонне изучает каждого учащегося. На основе анализа текущей информации у него складывается устойчивое мнение о перспективности тех или иных занимающихся в плане ориентации на большой спорт (предпрофессиональную и профессиональную спортивную подготовку), окончательно определяется их дальнейшая узкая спортивная специализация. Как и ранее, на этом этапе осуществляют педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологический, социологический и психологический мониторинг с целью получения необходимой информации для принятия решения о возможности и целесообразности перевода учащихся в группу спортивного совершенствования СДЮШОР или в училище олимпийского резерва (УОР). Все большее значение на этом этапе приобретают результаты выступления спортсменов на соревнованиях.
На четвертом этапе отборапродолжают углубленное изучение спортивных способностей, оценивают степень мастерства занимающихся, на основе чего осуществляют комплектование групп высшего спортивного мастерства СДЮШОР и ШВСМ, формирование юношеских, юниорских и основных сборных команд ФСО, ведомств, регионов, страны. В составе критериев отбора на центральное место выходит собственно спортивный результат, однако и здесь нельзя ориентироваться исключительно на него. Следует оценивать и ряд других важных факторов: возрастную перспективность атлетов, перспективность состава ранее использованных тренировочных средств и объем освоенных тренировочных нагрузок, индивидуальные темпы биологического созревания и становления спортивного мастерства, переносимость повышенных нагрузок, устойчивость и характер мотивации и т.д.
Итак, понимая значение многоэтапное™ в отборе для обеспечения надежности его результатов, спортивная наука категорически отрицает возможность надежного прогноза на основе одноразовых испытаний в начале занятий спортом. Различные мероприятия, связанные с отбором, осуществляют в течение всей спортивной карьеры. Постепенно в процессе многолетних
занятии идет регулируемый и нерегулируемый отсев менее перспективных спортсменов по мере повышения предъявляемых к занимающимся требований.