Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационные аспекты отбора



Как уже отмечено, при проведении мероприятий, связанных со спортивным отбором, следует иметь в виду, что диагностика спортивной предрасположенности представляет собой сложный и длительный процесс и отнюдь не может быть сведена к однора­зовому мероприятию, каковым является первичный набор детей в тренировочную группу, а осуществляется в течение всей спор­тивной карьеры.

Выделяют несколько этапов спортивного отбора:

1. Этап предварительного (первичного) отбора или физкуль­турно-спортивной ориентации детей.

2. Этап углубленной проверки соответствия контингента зани­мающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализа­ции в избранном виде спорта (этап основного отбора).

3. Этап отбора для углубленной специализации в избранном виде спорта (с учетом соревновательной дистанции, игрового ам­плуа и т.д.).

4. Этап отбора лучших спортсменов в сборные команды горо­дов, регионов, страны в целом, команды первой и высшей лиги и т.п. (спортивная селекция).

На первом этапе отбора основная задача - выявление контин­гента моторно одаренных детей и уточнение их личного психо­моторного статуса и здоровья с целью ориентации на занятия тем или иным видом спорта.

К спортивным занятиям привлекается но возможности боль­шее количество двигательно одаренных мальчиков и девочек в возрасте, определенном для начала занятий в конкретном виде спорта. Лучше всего вести эту работу через школьные секции по видам спорта. Обязательно следует дать возможность попробо­вать свои силы всем желающим, определяя при этом устойчивость стремления к совершенствованию, темпы овладения двигатель­ными умениями и навыками, интерес к выполнению физических упражнений и особенно к состязательным их формам со стороны ребенка, отношение семьи к его систематическим занятиям спор­том и т.д. В результате (желательно - не менее чем через месяц наблюдений за детьми в процессе специально организованных занятий) осуществляется набор в группы начальной подготовки ДЮСШ. Однако следует понимать, что по исходным результатам начинающих спортсменов нельзя достоверно судить о том, каки­ми они станут через несколько лет.

Одна из актуальных для тренера задач, особенно на ранних эта­пах занятий с юными спортсменами, - это сохранение в составе тренировочной группы наиболее перспективных занимающихся. К сожалению, именно в этот период нерегулируемый отсев осо­бенно велик. В этой связи целесообразно выделить ряд практи­чески важных для тренера позиций, которые необходимо обяза­тельно учитывать, проводя первичный отбор в группу начальной подготовки.

1. Первичный набор в группу тренеру лучше всего делать осе­нью, то есть в начале учебного года. Практика показывает, что осенний набор устойчивее, так как отобранные за 2-3 осенних ме­сяца дети, как правило, затем продолжают заниматься всю зиму и закрепляются в группе. Набирая ребят весной, тренер должен позаботиться о том, чтобы за летние каникулы наиболее способ­ные не потеряли с ним контакт, увлекшись чем-то другим.

2. Основное пополнение лучше подбирать из детей, живу­щих неподалеку. Дело в том, что младших школьников родители с большим нежеланием отпускают далеко от дома. Более того, чем старше возраст и выше спортивная квалификация занимающих­ся, тем существеннее возрастает объем тренировочных занятий, и живущим далеко от места их проведения начинает элементар­но не хватать времени на совмещение тренировок с учебными за­нятиями в общеобразовательной школе, где в старших классах, в свою очередь, тоже существенно повышаются предъявляемые к учащимся требования.

3. Очень важно, чтобы в группе, где проводится отбор, су­ществовала конкурсная обстановка. Когда юные спортсмены зна­ют, что окончательное зачисление зависит не только от их физи­ческих данных и спортивных результатов, но и от посещаемости, прилежания и других факторов в этом ряду, они закрепляются лучше.

4. Если интересующий тренера ребенок поначалу не отличает­ся позитивным отношением к тренировкам, не следует торопить­ся расстаться с ним. Имеет смысл установить более тесный кон­такт с родителями, посоветовать пригласить на тренировку друга или подругу, дать возможность одержать победу в состязаниях со сверстниками и выразить в связи с этим сдержанное удовлетво­рение.

5. Следует очень внимательно следить за взаимоотношениями детей, занимающихся в одной тренировочной группе. Часто дети перестают ходить на тренировки не потому, что им не нравится заниматься или их не удовлетворяет организация тренировочно­го процесса, а потому, что не все в порядке во взаимоотношениях с товарищами.

На втором этапе отбора во время занятий в группах началь­ной подготовки проводят углубленную проверку соответствия набранного контингента требованиям успешной специализации в избранном виде спорта. Для этого несколько раз в течение тре­нировочного года на протяжении 2-3 лет используют педагоги­ческое тестирование с привлечением широкого круга апробиро­ванных контрольных испытаний, оценивают результаты участия в соревнованиях, изучают координационные предпосылки для овладения двигательными умениями и навыками. Кроме того, наблюдают темпы прогрессирования но важнейшим параметрам подготовленности, выявляют степень инициативности и способ-

ность к концентрации внимания на учебных занятиях, проводят анализ данных углубленных медицинских обследований. В ито­ге производят набор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и СДЮШОР.

На третьем этапе отбора во время занятий в учебно-тре­нировочных группах спортивный наставник глубоко и всесторон­не изучает каждого учащегося. На основе анализа текущей инфор­мации у него складывается устойчивое мнение о перспективно­сти тех или иных занимающихся в плане ориентации на большой спорт (предпрофессиональную и профессиональную спортивную подготовку), окончательно определяется их дальнейшая узкая спортивная специализация. Как и ранее, на этом этапе осущест­вляют педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологический, социологический и психологический мо­ниторинг с целью получения необходимой информации для при­нятия решения о возможности и целесообразности перевода уча­щихся в группу спортивного совершенствования СДЮШОР или в училище олимпийского резерва (УОР). Все большее значение на этом этапе приобретают результаты выступления спортсменов на соревнованиях.

На четвертом этапе отбора продолжают углубленное изуче­ние спортивных способностей, оценивают степень мастерства занимающихся, на основе чего осуществляют комплектование групп высшего спортивного мастерства СДЮШОР и ШВСМ, формирование юношеских, юниорских и основных сборных ко­манд ФСО, ведомств, регионов, страны. В составе критериев от­бора на центральное место выходит собственно спортивный ре­зультат, однако и здесь нельзя ориентироваться исключительно на него. Следует оценивать и ряд других важных факторов: воз­растную перспективность атлетов, перспективность состава ра­нее использованных тренировочных средств и объем освоенных тренировочных нагрузок, индивидуальные темпы биологическо­го созревания и становления спортивного мастерства, перено­симость повышенных нагрузок, устойчивость и характер мотива­ции и т.д.

Итак, понимая значение многоэтапное™ в отборе для обе­спечения надежности его результатов, спортивная наука кате­горически отрицает возможность надежного прогноза на основе одноразовых испытаний в начале занятий спортом. Различные мероприятия, связанные с отбором, осуществляют в течение всей спортивной карьеры. Постепенно в процессе многолетних

занятии идет регулируемый и нерегулируемый отсев менее пер­спективных спортсменов по мере повышения предъявляемых к занимающимся требований.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.