Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Избирательная направленность и единство различных сторон подготовки



При характеристике спортивной тренировки вполне право­мерно, и в то же время условно, выделяют такие ее стороны, как общую и специальную составляющие физической, технической, тактической и психологической подготовки. Различать их необ­ходимо, поскольку эти компоненты объективно отличаются друг от друга, требуют для своего развития специфических средств, а при определенных обстоятельствах могут вступать даже в опре­деленные противоречия. Так, например, излишнее увеличение объема отдельных разделов физической подготовки (особенно общей) идет в ущерб подготовки технической, не позволяя, таким образом, в полной мере реализовать возрастающие физические возможности.

Наряду с этим, закономерности достижения спортивных ре­зультатов обязывают говорить о целостном процессе подготовки, приводящем спортсмена к должной соразмерности уровней разви­тия отдельных сторон его подготовленности. Например, объектив­ные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка являлась глубоко специализиро­ванным процессом и на основе практического моделирования со­ревновательной деятельности позволяла бы спортсмену выступать на более высоком уровне в избранной спортивной дисциплине. Однако спортивная специализация требует всестороннего разви­тия спортсмена, поскольку наиболее значительный прогресс в из­бранном виде спортивной деятельности возможен лишь на основе всестороннего, соразмеренного развития всего организма - его физических и психических способностей, общего подъема функ­циональных возможностей и технического мастерства.

Реализация принципа избирательной направленности и един­ства различных сторон подготовки идет, с одной стороны, на ос­нове направленного использования естественных взаимосвязей и соотношений, связывающих воедино различные качества, спо­собности, умения и навыки спортсменов в процессе их проявле­ния, с другой стороны - рационального распределения избира­тельных средств воздействия для развития отдельных сторон подготовленности, а также распределение во времени тех компо­нентов, при одновременном сосредоточении которых увеличива­ется вероятность тормозящего эффекта «переноса» навыков или качественных сдвигов в развитии способностей спортсмена.

Практически воплощая принцип избирательной направленно­сти и единства различных сторон подготовки, необходимо иметь в виду следующие положения:

- неразделимость различных сторон подготовки как одинако­во необходимых для единого процесса совершенствования спор­тивного мастерства;

- взаимообусловленность содержания разных сторон подго­товки;

- несводимость различных сторон подготовки одна к другой и необходимость соблюдать определенную меру в их соотно­шении;

- распределение во времени тех компонентов подготовки, при одновременном сосредоточении которых увеличивается вероят­ность тормозящего эффекта, отрицательного «переноса» навыков и снижения темпов развития способностей;

- оптимальное соотношение различных сторон подготовки не остается постоянным, а закономерно меняется на различных ста­диях спортивного совершенствования.

В работе со спортивным резервом следует учитывать осо­бенности реализации принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки. Некоторые из них на­шли свое отражение в основополагающих установках по управле­нию тренировочным процессом юных спортсменов (Набатникова М.Я., 1982), в частности:

- установках на учет различного эффекта утилизации физиче­ских качеств в зависимости от возрастных особенностей (имеется в виду знание сенситивных, или чувствительных, периодов разви­тия тех или иных двигательных качеств в онтогенезе);

- на соразмерность развития основных качеств;

- на перспективное опережение в формировании техническо­го мастерства.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.