При характеристике спортивной тренировки вполне правомерно, и в то же время условно, выделяют такие ее стороны, как общую и специальную составляющие физической, технической, тактической и психологической подготовки. Различать их необходимо, поскольку эти компоненты объективно отличаются друг от друга, требуют для своего развития специфических средств, а при определенных обстоятельствах могут вступать даже в определенные противоречия. Так, например, излишнее увеличение объема отдельных разделов физической подготовки (особенно общей) идет в ущерб подготовки технической, не позволяя, таким образом, в полной мере реализовать возрастающие физические возможности.
Наряду с этим, закономерности достижения спортивных результатов обязывают говорить о целостном процессе подготовки, приводящем спортсмена к должной соразмерности уровней развития отдельных сторон его подготовленности. Например, объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка являлась глубоко специализированным процессом и на основе практического моделирования соревновательной деятельности позволяла бы спортсмену выступать на более высоком уровне в избранной спортивной дисциплине. Однако спортивная специализация требует всестороннего развития спортсмена, поскольку наиболее значительный прогресс в избранном виде спортивной деятельности возможен лишь на основе всестороннего, соразмеренного развития всего организма - его физических и психических способностей, общего подъема функциональных возможностей и технического мастерства.
Реализация принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки идет, с одной стороны, на основе направленного использования естественных взаимосвязей и соотношений, связывающих воедино различные качества, способности, умения и навыки спортсменов в процессе их проявления, с другой стороны - рационального распределения избирательных средств воздействия для развития отдельных сторон подготовленности, а также распределение во времени тех компонентов, при одновременном сосредоточении которых увеличивается вероятность тормозящего эффекта «переноса» навыков или качественных сдвигов в развитии способностей спортсмена.
Практически воплощая принцип избирательной направленности и единства различных сторон подготовки, необходимо иметь в виду следующие положения:
- неразделимость различных сторон подготовки как одинаково необходимых для единого процесса совершенствования спортивного мастерства;
- взаимообусловленность содержания разных сторон подготовки;
- несводимость различных сторон подготовки одна к другой и необходимость соблюдать определенную меру в их соотношении;
- распределение во времени тех компонентов подготовки, при одновременном сосредоточении которых увеличивается вероятность тормозящего эффекта, отрицательного «переноса» навыков и снижения темпов развития способностей;
- оптимальное соотношение различных сторон подготовки не остается постоянным, а закономерно меняется на различных стадиях спортивного совершенствования.
В работе со спортивным резервом следует учитывать особенности реализации принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки. Некоторые из них нашли свое отражение в основополагающих установках по управлению тренировочным процессом юных спортсменов (Набатникова М.Я., 1982), в частности:
- установках на учет различного эффекта утилизации физических качеств в зависимости от возрастных особенностей (имеется в виду знание сенситивных, или чувствительных, периодов развития тех или иных двигательных качеств в онтогенезе);
- на соразмерность развития основных качеств;
- на перспективное опережение в формировании технического мастерства.