Эти качества традиционно являются центральными для тренера при спортивном отборе одаренных детей. Во многих случаях можно даже говорить об определенной переоценке значимости данного фактора на практике.
Вопросы тестирования различных сторон функциональной и физической подготовленности занимающихся теми или иными видами спорта самым подробным образом разбираются в вузовских курсах по целому ряду профильных для будущего тренера дисциплин.
К сожалению, в ходе проведения спортивного отбора многие тренеры (если не большинство из них) совершают грубые методические ошибки, путая диагностическую ценность изучаемых показателей с их прогностической ценностью.
Так, Б.В. Валик (1974) считает главной ошибкой в изучении функциональных и физических задатков «чисто потребительскую, примитивную сущность тестирования способностей юных легкоатлетов». Выражается это в том, что если в будущем нужны спринтеры, то и отбираются сегодня среди малышей лучшие спринтеры в основном по результатам в беге на отрезках и по небольшому числу сходных контрольных упражнений. То же самое происходит и в других видах легкой атлетики - в ходе отбора главным критерием является результат в специфической деятельности (бег, прыжки, метания). Такой подход принципиально неправилен. Дело в том, что результаты новичков в основных видах соревновательной деятельности и в большинстве контрольных упражнений естественно невысоки, и их может обеспечивать не комплекс двигательных и функциональных возможностей (как это обязательно бывает на уровне мастеров спорта и выше), а преобладающее развитие одного качества (например, силы). В возрастной зоне отбора значительный силовой потенциал (прежде всего накапливаемый акселератами) может компенсировать недостаток способностей к координации движений, к расслаблению действующей мускулатуры, к совершенствованию быстроты и выносливости. Другими словами, мы можем пытаться измерять одно качество, а информацию получать совершенно о других свойствах организма, не имеющих выраженного прогностического значения, поскольку взрослые спортсмены разной квалификации по этим характеристикам почти не отличаются друг от друга, а отличаются совсем по другим параметрам.
Таким образом, следует очень внимательно относиться к выбору действительно индикаторных показателей тех качеств, которые важны для сильнейших представителей избранного вида спорта. В большинстве случаев такие прогностически значимые индикаторы спортивной наукой определены.
Другое необходимое условие - наличие оценочных эталонов. Они, как правило, тоже разработаны, хотя и не всегда еще совпадают в публикациях разных авторов.
Особенности психики
Психические особенности, тип нервной деятельности, склонности и особенности характера, мотивация, волевые качества и т.д., к сожалению, не стали до настоящего времени для значительного числа тренеров предметом изучения при отборе юных спортсменов. В какой-то мере - это следствие недостаточной теоретической и практической разработанности вопроса. В результате многие годы готовятся спортсмены, способные к преодолению лишь «детских» психологических трудностей как на тренировках, гак и в соревновательной деятельности.
Вместе с тем возможности спортивно-психологического отбора существуют, хотя и следует учитывать, что пока основные выводы можно сделать только по прошествии значительного времени (1-2 года) после установления первого контакта тренера с учеником. Если за это время наставник убеждается, что достаточно быстрый, сильный и ловкий ребенок выделяется среди других слабым характером, то не следует далее питать слишком больших надежд на будущее.
Психологическая оценка обычно проводится по трем основным направлениям: психолого-педагогическому, психическому, психофизиологическому. В первом случае речь идет о фиксированных наблюдениях, опросниках, тестах самооценки и т.п. Во втором случае - о методах, позволяющих диагностировать уровень психических качеств (быстрота и точность реакций, устойчивость внимания, точность двигательных восприятий и т.п.). В третьем случае - о методах, отражающих психофизиологические состояния спортсмена в тренировке или соревновании (регистрация тремора или кожно-гальванической реакции до и после нагрузки).
Наряду с этим существует один общий критерий, по которому можно с высокой степенью достоверности установить пригодность к спортивной деятельности с психологической точки зрения - это отношение ребенка к соревнованиям и единоборствам во всем их многообразии. Дети, проявляющие активный и стойкий интерес к соревнованиям, всегда должны привлекать внимание тренера. Иногда, правда, подобный интерес завуалирован застенчивостью,
стеснительностью, боязнью показаться смешным. Такую «боязнь соревнований» легко распознать на тренировках. Но если боязнь подлинная и связана с нежеланием максимально «выкладываться» в соревновательной борьбе, то перспективы тускнеют. Никогда не вырастет сильный спортсмен из слабохарактерного, безвольного, плохо «мотивированного», хотя и подающего надежды по другим показателям занимающегося.
?Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте смысловое содержание понятия «спортивный отбор».
2. Чем отличается от концепции «спортивного отбора» концепция «физкультурно-спортивной ориентации»?
3. Что такое «спортивная селекция»?
4. Охарактеризуйте задачи и укажите основные направления различных этапов отбора спортивного резерва. В какие организационные подразделения спортивных школ идет отбор занимающихся на каждом из этапов отбора?
5.Какие организационные приемы позволят лучше закрепить набранных в группу начальной подготовки детей и снизить тем самым неконтролируемый отсев юных спортсменов?
6.В чем суть общего методологического подхода к решению проблемы отбора и диагностики спортивных способностей?
7. Как соотносится прогностическая значимость исходных показателей подготовленности юных спортсменов и темпов прироста этих показателей в первые годы занятий по отношению к ожидаемой результативности спортсменов в возрастной зоне оптимальных возможностей?
8. Перечислите в иерархической последовательности основные категории факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юного спортсмена.
9.Расположите в порядке уменьшения надежности наследственный перенос предрасположенности детей (мальчиков и девочек) к занятиям спортом в семьях, где есть представители трех поколений.
10.Что больше подвержено наследственному влиянию: аэробная или анаэробная энергопроизводительность организма?
11.Какие антропометрические признаки наиболее важны для отбора к занятиям избранным видом спорта?
12. В чем суть изложенного в тексте главы подхода к оценке координационных качеств юных спортсменов?
13. Каков общий критерий, по которому можно достаточно надежно установить психологическую пригодность ребенка к спортивной деятельности?