Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функциональные и физические задатки



Эти качества традиционно являются центральными для трене­ра при спортивном отборе одаренных детей. Во многих случаях можно даже говорить об определенной переоценке значимости данного фактора на практике.

Вопросы тестирования различных сторон функциональной и физической подготовленности занимающихся теми или иными видами спорта самым подробным образом разбираются в вузов­ских курсах по целому ряду профильных для будущего тренера дисциплин.

К сожалению, в ходе проведения спортивного отбора многие тренеры (если не большинство из них) совершают грубые мето­дические ошибки, путая диагностическую ценность изучаемых показателей с их прогностической ценностью.

Так, Б.В. Валик (1974) считает главной ошибкой в изучении функциональных и физических задатков «чисто потребитель­скую, примитивную сущность тестирования способностей юных легкоатлетов». Выражается это в том, что если в будущем нуж­ны спринтеры, то и отбираются сегодня среди малышей лучшие спринтеры в основном по результатам в беге на отрезках и по не­большому числу сходных контрольных упражнений. То же самое происходит и в других видах легкой атлетики - в ходе отбора главным критерием является результат в специфической дея­тельности (бег, прыжки, метания). Такой подход принципиально неправилен. Дело в том, что результаты новичков в основных ви­дах соревновательной деятельности и в большинстве контроль­ных упражнений естественно невысоки, и их может обеспечивать не комплекс двигательных и функциональных возможностей (как это обязательно бывает на уровне мастеров спорта и выше), а преобладающее развитие одного качества (например, силы). В возрастной зоне отбора значительный силовой потенциал (пре­жде всего накапливаемый акселератами) может компенсировать недостаток способностей к координации движений, к расслабле­нию действующей мускулатуры, к совершенствованию быстроты и выносливости. Другими словами, мы можем пытаться измерять одно качество, а информацию получать совершенно о других свойствах организма, не имеющих выраженного прогностическо­го значения, поскольку взрослые спортсмены разной квалифика­ции по этим характеристикам почти не отличаются друг от друга, а отличаются совсем по другим параметрам.

Таким образом, следует очень внимательно относиться к вы­бору действительно индикаторных показателей тех качеств, ко­торые важны для сильнейших представителей избранного вида спорта. В большинстве случаев такие прогностически значимые индикаторы спортивной наукой определены.

Другое необходимое условие - наличие оценочных эталонов. Они, как правило, тоже разработаны, хотя и не всегда еще совпа­дают в публикациях разных авторов.

Особенности психики

Психические особенности, тип нервной деятельности, склон­ности и особенности характера, мотивация, волевые качества и т.д., к сожалению, не стали до настоящего времени для значи­тельного числа тренеров предметом изучения при отборе юных спортсменов. В какой-то мере - это следствие недостаточной тео­ретической и практической разработанности вопроса. В результа­те многие годы готовятся спортсмены, способные к преодолению лишь «детских» психологических трудностей как на тренировках, гак и в соревновательной деятельности.

Вместе с тем возможности спортивно-психологического от­бора существуют, хотя и следует учитывать, что пока основные выводы можно сделать только по прошествии значительного вре­мени (1-2 года) после установления первого контакта тренера с учеником. Если за это время наставник убеждается, что доста­точно быстрый, сильный и ловкий ребенок выделяется среди других слабым характером, то не следует далее питать слишком больших надежд на будущее.

Психологическая оценка обычно проводится по трем основ­ным направлениям: психолого-педагогическому, психическому, психофизиологическому. В первом случае речь идет о фиксиро­ванных наблюдениях, опросниках, тестах самооценки и т.п. Во втором случае - о методах, позволяющих диагностировать уро­вень психических качеств (быстрота и точность реакций, устой­чивость внимания, точность двигательных восприятий и т.п.). В третьем случае - о методах, отражающих психофизиологиче­ские состояния спортсмена в тренировке или соревновании (ре­гистрация тремора или кожно-гальванической реакции до и после нагрузки).

Наряду с этим существует один общий критерий, по которому можно с высокой степенью достоверности установить пригодность к спортивной деятельности с психологической точки зрения - это отношение ребенка к соревнованиям и единоборствам во всем их многообразии. Дети, проявляющие активный и стойкий интерес к соревнованиям, всегда должны привлекать внимание тренера. Иногда, правда, подобный интерес завуалирован застенчивостью,

стеснительностью, боязнью показаться смешным. Такую «боязнь соревнований» легко распознать на тренировках. Но если боязнь подлинная и связана с нежеланием максимально «выкладывать­ся» в соревновательной борьбе, то перспективы тускнеют. Ни­когда не вырастет сильный спортсмен из слабохарактерного, без­вольного, плохо «мотивированного», хотя и подающего надежды по другим показателям занимающегося.

?Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание понятия «спортивный отбор».

2. Чем отличается от концепции «спортивного отбора» концепция «физкультурно-спортивной ориентации»?

3. Что такое «спортивная селекция»?

4. Охарактеризуйте задачи и укажите основные направления различ­ных этапов отбора спортивного резерва. В какие организационные подразделения спортивных школ идет отбор занимающихся на каж­дом из этапов отбора?

5.Какие организационные приемы позволят лучше закрепить набран­ных в группу начальной подготовки детей и снизить тем самым не­контролируемый отсев юных спортсменов?

6.В чем суть общего методологического подхода к решению проблемы отбора и диагностики спортивных способностей?

7. Как соотносится прогностическая значимость исходных показателей подготовленности юных спортсменов и темпов прироста этих по­казателей в первые годы занятий по отношению к ожидаемой резуль­тативности спортсменов в возрастной зоне оптимальных возмож­ностей?

8. Перечислите в иерархической последовательности основные катего­рии факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юного спортсмена.

9.Расположите в порядке уменьшения надежности наследственный перенос предрасположенности детей (мальчиков и девочек) к заня­тиям спортом в семьях, где есть представители трех поколений.

10.Что больше подвержено наследственному влиянию: аэробная или анаэробная энергопроизводительность организма?

11.Какие антропометрические признаки наиболее важны для отбора к занятиям избранным видом спорта?

12. В чем суть изложенного в тексте главы подхода к оценке координа­ционных качеств юных спортсменов?

13. Каков общий критерий, по которому можно достаточно надежно установить психологическую пригодность ребенка к спортивной деятельности?

ГЛАВА 11

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.