Что важнее для качественного отбора: ориентироваться на детей, явно выделяющихся среди сверстников по уровню развития каких-то качеств и способностей, или на занимающихся, которые под влиянием стандартных тренирующих воздействий демонстрируют более высокие темпы развития этих качеств и способностей?
В большинстве случаев ответ однозначен (хотя практика показывает, что многие тренеры упускают это): надежность прогнозирования спортивных достижений значительно выше, если брать за основу темпы роста показателей подготовленности. Это прогностически более надежный критерий, чем данные исходного тестирования при наборе в секцию. Именно поэтому и необходима многоэтапность в отборе. Исключительно важна «реактивность» организма спортсмена - степень адаптационного ответа на нагрузку. К сожалению, очень редко встречаются дети с одинаково высокими исходными данными и темпами изменения их в прогрессивную сторону в процессе тренировки.
По мнению большинства специалистов, по исходным результатам начинающего спортсмена нельзя судить о его дальнейших перспективах в спортивной деятельности. Существуют данные о том, что удовлетворительный прогноз может быть осуществлен по темпам прироста основных показателей подготовленности только через первые полтора - два года занятий спортом (Сирис П.З., 1971; Зациорский В.М. с соавт., 1973; Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И., 1983, Губа В.П., 2008).
Так, согласно материалам исследования П.З. Сириса, по показателям корреляционной взаимосвязи (рис 10.1) суммарные
темпы прироста физических качеств за первые полгода занятий легкой атлетикой достоверно не связаны с конечными результатами спортсменов. Только если проанализировать темпы прироста минимум за год, а лучше - за полтора года занятий, то рассматриваемая связь будет достаточно высокой.
1,000» 0,946
Приемные
испытания
Через год
Через 1,5 года
Этапы тестирования
Рис. 10.1. Прогностическая значимость роста физических качеств на начальном этапе подготовки спортсменов (77.3. Сирис, 1971)
Возникает вопрос, а какие темпы прироста тех или иных важнейших показателей считать высокими? Однозначно ответить на него нельзя, поскольку многое зависит от объемов и направленности выполненной тренировочной работы, индивидуальных особенностей возрастного развития и ряда других принципиально важных позиций. Несколько облегчает дело изучение материала, содержащегося в табл. 10.1.
Зарегистрировав темпы прироста тех или иных морфофункциональных показателей у юного спортсмена, следует как бы «вычесть» из них естественное возрастное развитие, а «остаток» уже сопоставлять с напряженностью выполненной тренировочной работы, что естественно может сделать только конкретный тренер по отношению к конкретному ученику.
Таблица 10.1
Средние темпы прироста морфофункциональных показателей у детей, не занимающихся спортом(по А. А. Гужаловскому, 1979)
Морфофункциональные
Темпы прироста,%
показатели
8-10 лет
9-11 лет
10-12 лет
Длина тела
М
Ж
Масса тела
М
Ж
Окружность грудной клетки
М
Ж
Жизненная емкость легких
м
ж
Задержка дыхания на вдохе
м
ж
Собственно силовые
м
способности
ж
Быстрота движений
м
ж
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места
м
ж
качества
Прыжок вверх
м
ж
Выносливость
Статическая
м
ж
Динамическая
м
ж
Общая
м
ж
Гибкость туловища
м
ж
В научно-методической литературе также имеются данные о динамике отдельных параметров подготовленности юных спортсменов в различных видах спорта. В табл. 10.2 и 10.3 показаны данные, полученные Л. П. Матвеевым на основе обобщения материалов различных авторов (А.А. Гуминской, Я.П. Пярнат, В.Г. Алабина, B.C. Мищенко и др.).
Таблица 10.2
Динамика отдельных спортивно-тестовых показателей в годы базовой подготовки(по Л.П. Матвееву, 1999)
Улучшение
показателей
Предмет специализации,
Начальный
Показатель
относительно
виды тестовых упражнений
возраст,
в1 -й год
к предыдущему году,
и измеряемые величины
лет
%
2-й год
3-й год
Спринт
Бег30 м схода, с
3,7-3,9
4-5
5-6
Бег 60 м со старта, с
9,4-9,6
4-5
2-3
Бег 300 м, с
57-62
7-8
5-5,5
Пятерной прыжок
9,8-10
5-6
4-5
с места, м
Лыжные гонки
Бег на лыжах 60 м, с
11-12
6-7
4-5
Бег на лыжах 600 м,
2,20-2,30
3-4
2-3
мин, с
Прыжок в длину с места,
160-170
7-8
6-7
см
Гребля на байдарках
Гребля 200 м, с
70-71
6-7
4-5
Гребля 200 м,
80-81
1-1,5
11-13
число гребков за мин
Таблица 103
Динамика отдельных показателей функциональных возможностей в циклических видах спорта(по Л.П. Матвееву, 1999)
Показатель
Показатели в 1-й год в возрасте 10-11 лет
Изменение показателей относительнок предыдущему году,%
Далее в силу вступает следующая схема определения потенциальных возможностей спортсмена (табл. 10.4). Правда, отметим, что она ориентирована на скоростно-силовые виды легкой атлетики, где относительная значимость исходных показателей выше, чем в сложнокоординационных, игровых и иных видах спорта. Конечно, всегда следует стремиться к первому варианту соотношения исходного уровня и темпов прироста (очень большие способности). Но если для скоростно-силовых видов спорта второй и третий варианты практически равнозначны, то для прочих третий вариант выглядит значительно предпочтительнее второго.