Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций



Тренировка - это специализированный педагогический про­цесс, цель которого - улучшение определенных сторон подго­товленности спортсмена в избранном виде деятельности. В тре­нировочных программах используют физические упражнения и другие факторы для повышения нагрузки на различные систе­мы организма, обеспечивающие необходимую двигательную ак­тивность. Тренировочная нагрузка — это степень воздействия физических упражнений на организм, вызывающая определенное повышение активности его функциональных систем.

Характер активизации функциональных систем под воздей­ствием нагрузки включает несколько стадий (рис. 9.1).

Первоначальная реакция организма на внешнюю нагрузку проявляется в наращивании активности функциональных систем и постепенном утомлении в связи с исчерпанием запасов энерго­ресурсов (ближайший тренировочный эффект). После прекраще-

ния действия нагрузки повышенная активность систем некоторое время сохраняется. Это позволяет организму выйти из состоя­ния утомления и адаптироваться к воздействию тренировочной нагрузки (следовой тренировочный эффект). При этом системы, обеспечивающие повышенную работоспособность, не только вос­станавливают первоначальную емкость своих энергоресурсов, но и создают запас более высокой работоспособности (явление суперкомпенсации). В дальнейшем системы постепенно приходят к исходному уровню функционирования.

Рис. 9.1. Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности (по В.Н. Платонову, 1997):

1 — ближайший тренировочный эффект; 2 — следовой тренировочный эффект; 3 - суперкомпенсация; 4 - исходный уровень функционирования

При достаточно длительном повторении значительной но величине нагрузки состояние повышенной работоспособности приобретает устойчивый характер (кумулятивный эффект). Способность организма сверхвосстанавливаться после выполне­ния достаточно напряженной нагрузки в период отдыха после ее выполнения и адаптироваться к повторяющейся тренировочной нагрузке лежит в основе повышения физической подготовлен­ности.

Практическое воплощение в спорте установки на максималь­ную реализацию достиженческих возможностей сопряжено с пре­дельным наращиванием тренировочных и соревновательных на­грузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки. Учитывая, что функциональная активность по мере приближения к максимуму с возрастающей действенностью сти-

мулирует прогрессивные адаптивные перестройки в организме, в спорте наиболее эффективными считают нагрузки, близкиек предельным.

Вместе с тем данные В.Н. Платонова (1992, 1997, 2004) сви­детельствуют о том, что на разных этапах многолетней подго­товки прогрессивные адаптивные перестройки в организме за­нимающихся вызывают разные по величине нагрузки. В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает ин­тенсивно при любом повышении двигательной активности, поэ­тому нет острой необходимости доводить нагрузку до предельной. В дальнейшем, по мере повышения уровня функционального резерва, темпы формирования долговременных адаптивных ре­акций существенно замедляется. Стимулировать прогрессивные адаптивные перестройки при этом удается только при приближе­нии функциональной активности организма к предельным вели­чинам.

Устойчивые изменения в организме наступают только тогда, когда такие нагрузки повторяются достаточно регулярно. Поэто­му для квалифицированных спортсменов наиболее эффективно регулярное использование нагрузок, близких к предельным. Сред­ние и низкие нагрузки не вызывают у них существенных пере­строек, их используют обычно только как восстановительные или поддерживающие. Более того, величина пороговой значимости величины нагрузки постепенно меняется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (рис. 9.2, 9.3).



     
 
 
 


Ф


А Б В

Рис. 9.2. Изменение соотношения зоны функционального резерва (1) и зоны,

стимулирующей перестроечную адаптацию (2)

(по В.Н. Платонову, 1997):

А - начинающие спортсмены; Б - спортсмены средней квалификации; Б - высококвалифицированные спортсмены

Рис. 9.3. Изменение соотношения зоны, стимулирующей перестроечную

адаптацию (1) в зависимости от полноты ее мобилизации, на разных этапах

многолетней подготовки спортсменов (по В.Н. Платонову, 1997):

I - этап начальной подготовки; II - предварительный базовый; III - специальный базовый; IV - максимальной реализации индивидуальных возможностей

Плодотворное использование адекватно предельной нагрузки для квалифицированных спортсменов во многом обусловлено заблаговременной подготовкой к ней, в ходе которой обеспечи­вается более или менее постепенное возрастание нагрузочных параметров.

При этом следует учитывать исследования, проведенные В.Н. Платоновым (1992), которые свидетельствуют о том, что на начальных этапах многолетней подготовки следует больше ис­пользовать нагрузки, величина которых находится в нижней по­ловине зоны, стимулирующей долговременную адаптацию. Это является залогом снижения темпов сокращения стимулирующей зоны на последующих этапах (рис. 9.3). Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует эффективному по­вышению тренированности юных спортсменов. Вместе с тем ши­рокое использование на ранних этапах многолетней подготовки

средств, требующих предельной мобилизации организма (верх­няя зона), может свести до минимума арсенал средств и адапта­цию на заключительных, наиболее ответственных этапах.

Формирование устойчивых изменений в функционировании систем организма спортсмена происходит постепенно, для это­го требуется многократное повторение значимых для организма нагрузок. Время, объективно необходимое для развертывания и смены стадий адаптации, в той или иной мере лимитирует тем­пы прироста нагрузок, что вносит в их динамику определенную постепенность. Таким образом, динамика адаптивных процессов, вызванных адекватно максимальными нагрузками, влияет на динамику роста нагрузок.

Постепенность - это, с одной стороны, тенденция наращи­вания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптаци­онными возможностями спортсмена, с другой стороны, продол­жительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повы­шенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям.

Сочетание тенденций постепенного и предельного в наращива­нии тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариан­тах. В практике спорта придерживаются главным образом трех ва­риантов. В одном из них динамика основных нагрузок приобретает как бы «ступенчатую» форму, при другом - «волнообразную», сочетание этих форм дает новую форму - «скачкообразную» (рис. 9.4).

При ступенчатой форме сочетания постепенности и предель­ности в динамике нагрузок моменты ее прироста узко локализо­ваны во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены (прирост происходит как бы одномоментно в начале очередного цикла и затем на некоторое время стабилизируется), чем облег­чаются условия адаптации к повышенным нагрузкам. При этом продолжительность выполнения стабилизированной нагрузки лимитируется временем адаптации к ней.

В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, а также в начале боль­ших тренировочных циклов или после продолжительных переры­вов в тренировке (после травм или заболеваний), когда необхо­димо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. В этом случае для некоторого с

Тенденции динамики объема

Тенденции динамики интенсивности



 


------------- Тенденции динамики объема

------------- Тенденции динамики интенсивности


----------------- Тенденции динамики объема

----------------- Тенденции динамики интенсивности

Рис. 9.4. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов

спортивной тренировки: А — «ступенчатая»; Б — «волнообразная»; В - «скачкообразная»

воздействия при ступенчатом увеличении нагрузки целесообразно разводить во времени наращивание ее составляющих (объема и интенсивности). Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка» в сочетании с одномомент­ным увеличением объема и интенсивности), пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования как фактор активиза­ции процесса развития тренированности.

При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени уси­ливает развивающий импульс. Принцип постепенности обеспе­чивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени уве­личением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, времен­ным снижением общего уровня нагрузок после того, как они до­ведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления.

Большая группа специалистов во главе с Л.П. Матвеевым признают лишь первые две формы сочетания постепенности и предельности нагрузки, считая нецелесообразным выделение «скачкообразной» формы как самостоятельной. Наряду с этим А.Н. Воробьев (1977, 1989) и его последователи (Ивойлов А.В., 1982; Ивойлов А.В., Чуксин Ю.В., Шубин Ю.К. и др., 1986) видят определенное преимущество скачкообразного изменения нагру­зок и необходимость выделять его как самостоятельную форму — альтернативную «волнообразной» и «ступенчатой». Причем речь идет о скачкообразном изменении обоих компонентов нагрузки (объема и интенсивности) одновременно.

Поскольку одно из главных условий эффективности спортив­ной тренировки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в соревнованиях, при ее по­строении возникает проблема адекватного моделирования пред­стоящей соревновательной деятельности. Речь идет о реальном воплощении спортсменом прогнозируемых (модельных) параме­тров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целост­ных формах.

Реализация такой целевой установки предполагает опережаю­щее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. При этом на первых этапах средствами прибли­жения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально-подготовительные упражнения, в которых эти пара-

метры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охва­тывающих полный состав соревновательной деятельности). Ис­пользование этих упражнений позволяет воспроизвести отдельные параметры с превышением существующего их уровня в целостном соревновательном упражнении (по скоростным, силовым, коор­динационным или иным параметрам). Основным адаптирующим фактором при этом служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты сорев­новательной деятельности (стабилизировать их).

По мере стабилизации проявления нового возросшего уровня моделируемых параметров все более значительное место в прак­тическом моделировании целевой соревновательной деятельно­сти занимают упражнения, возможно более полно воспроизво­дящие ее состав и новые параметры, а затем и целостные формы целевой соревновательной деятельности. Таким образом, реали­зация опережающего моделирования идет в порядке поэтапного воспроизведения новых черт с последовательным использовани­ем фрагментарных и целостно-конструктивных подходов.

В этом отношении практическое моделирование соревнова­тельной деятельности при подготовке к ней является в опреде­ленной мере опережающе-стабилизирующим, поскольку оно не только выводит спортсмена за пределы того, к чему он приспосо­бился, но и превращает новое, пока еще не в полной мере доступ­ное для него, в привычное.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.