Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки



Известно, что ключ к неслучайным успехам в любом серьез­ном деле может дать лишь познание его закономерностей и уме­лое следование им на практике. В силу этого, особое значение на пути к достижению целей спортивной подготовки придают после­довательной реализации определенных принципов - обобщенных положений установочного характера, которые призваны в идеале отображать основные закономерности воздействия физических упражнений на организм спортсмена и вместе с тем давать по воз­можности наиболее четкую ориентацию на то, как следует соблю­дать эти закономерности в типичных условиях спортивной прак­тики.

Так как спортивная тренировка является педагогическим про­цессом, в специальной литературе (Матвеев Л.П., 1991; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.) обычно в первую очередь называют общепедаго­гические, дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематично­сти. Это правомерно, поскольку они отображают универсальные (всеобщие) закономерности обучения и воспитания, естественно распространяющиеся и на подготовку спортсмена.

В теории и методике физического воспитания специалисты считают целесообразным учитывать также принципы, выражаю­щие специфические закономерности построения занятий физи­ческими упражнениями: непрерывности развития, целостности развития, деятельного подхода, вариативности и многообразия, оптимизации (Лубышева Л.И., 1992).

Однако такие принципы, как справедливо отмечают Ю.К. Гавердовский (1991) и В.Н. Платонов (1997, 2004), представляют собой лишь основу для формирования специфических вариантов дидактики для каждой конкретной сферы деятельности, особенно такой своеобразной, как спорт. По их мнению, общепедагогиче­ские принципы и даже методические принципы построения за-

нятий физическими упражнениями не отражают специфических закономерностей обучения сложным двигательным действиям и развития физических качеств, присущих максимизированной двигательной деятельности, и поэтому не могут служить специ­альными (специфическими) принципами, раскрывающими осо­бенности подготовки спортсменов.

Специфические принципы раскрывают закономерности взаи­мообусловленных сторон тренировочного процесса: с одной сто­роны, особенности направленного влияния используемых фак­торов (тренировочных средств, методов, других регулирующих воздействий), с другой - особенности «отклика» (реагирования), в конечном итоге - адаптации к предъявляемым условиям систем организма спортсмена (Матвеев Л.П., 1999).

Большинство специалистов считают, что на разных этапах многолетней спортивной подготовки значимость общих педагоги­ческих и специфических принципов изменяется. Если на началь­ных этапах подготовки тренировочный процесс подчинен прежде всего общепедагогическим принципам и строится в соответствии с единой логикой и условиями организации общепринятого учебно-воспитательного процесса, то с началом специализиро­ванной подготовки существенно возрастает значимость специфи­ческих принципов.

В специальной научно-методической литературе можно встре­тить различные определения и трактовку специфических принци­пов спортивной тренировки. Одним из первых дал их развернутое обоснование Л.П. Матвеев еще в 60-70-е годы прошлого столетия.

Дальнейшее развитие спорта, значительно возросшие спортив­ные достижения и объемы тренировочных нагрузок, практически подошедшие вплотную к пределу человеческих возможностей, со временем потребовали некоторой корректировки содержания принципов построения спортивной тренировки.

Попытки пересмотреть отдельные положения разработанных Л.П. Матвеевым принципов некоторые авторы предприняли в 1990-е годы (Бойко В.В., 1990; Верхошанский Ю.В., 1991; Воробьев А.Н., 1989; Платонов В.Н., 1988, 1997; и др.). При этом наиболее четко выявились два подхода. Для первого характерно прежде всего то, что авторы попытались выдвинуть принципы или концептуальные основы спортивной тренировки главным образом путем переноса на нее некоторых положений, взятых из биологических наук, основанных на теории адаптации (Верхо-

шанский Ю.В., 1991), либо их переложение в пределах начальных кибернетических идей (Бойко В.В., 1990).

Другого подхода придерживались специалисты (Плато­нов В.Н., 1988, 1997; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; и др.), которые, хотя и предложили несколько отличные определения и внесли некоторое новое толкование в содержательную часть, основывали вновь сформулированные принципы на прошедших проверку практикой, устоявшихся базовых закономерностях по­строения тренировочного процесса, сформулированных в свое время (1971) Л. П. Матвеевым.

Так, например, В.Н. Платонов (1997) рекомендует строить тре­нировочный процесс, основываясь на следующих принципах:

- направленность к высшим достижениям;

- углубленную специализацию;

- единство постепенности увеличения нагрузок и тенденции к максимальным нагрузкам;

- волнообразность и вариативность нагрузок;

- непрерывность тренировочного процесса;

- цикличность процесса подготовки;

- единство взаимосвязи структуры соревновательной дея­тельности и структуры подготовленности.

Л.П. Матвеев в своих поздних публикациях (1997, 1999) выделил следующие принципы:

- максимизацию и углубленную, индивидуализированную специализацию тренировочно-соревновательного процесса;

- сочетание в спортивной тренировке тенденций постепен­ности и предельности, опережающих и стабилизирующих тен­денций;

- избирательной направленности и единства различных сторон подготовки;

- непрерывность и цикличность подготовительно-сорев­новательного процесса.

Даже беглый анализ названий принципов, предлагаемых к рас­смотрению Л.П. Матвеевым и В.Н. Платоновым, свидетельствует о достаточно близком их содержании. Анализ вновь постулируе­мых и довольно непривычно звучащих принципов тренировки в интерпретации В.В. Бойко («динамической асимметрии», «трансцендентности», «ультраустойчивости» и т.д.) при ближай­шем рассмотрении оказываются тождественными по своему со­держанию общепринятым принципам организации тренировоч-

ного процесса, введенным в оборот Л.П. Матвеевым. Поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть специфические принципы в наиболее устоявшейся, прошедшей многолетнюю проверку трак­товке, сформулированной Л.П. Матвеевым (1999), с использова­нием отдельных обоснований, предложенных В.Н. Платоновым (1997, 2004) и другими авторами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.