Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса



Не вызывает сомнения, что спортивная подготовка, одним из компонентов которой является спортивная тренировка, - это дли­тельный многокомпонентный процесс. Причем структура много-

летнего тренировочного процесса должна базироваться на объек­тивно существующих закономерностях становления спортивного мастерства, имеющих специфическое преломление в конкретных видах спорта. Эти закономерности прежде всего обуславливают­ся факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовки в конкретном виде спорта, особенностями адаптации к характерным для данно­го вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, их соответствием индивидуальным адаптивным возможностям занимающихся и т.п.

Ведущие специалисты в области спортивной подготовки к основным факторам, определяющим продолжительность от­дельных этапов и структуру многолетнего тренировочного про­цесса, относят:

- закономерности естественного развития организма человека и формирование его функций;

- индивидуальные особенности спортсменов (половые, типы их биологического созревания);

- структуру соревновательной деятельности и подготовлен­ности спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные ре­зультаты;

- закономерности становления различных сторон спортивно­го мастерства определенного вида спорта;

- возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он при­ступил к специальным тренировкам;

- содержание тренировочного процесса (состав средств и ме­тодов, динамика нагрузки, построение различных структурных образований тренировочного процесса, дополнительные факто­ры: специальное питание, тренажеры, восстановительные и сти­мулирующие средства и т.д.).

Рациональное планирование многолетнего тренировочного процесса во многом связано с точным установлением оптималь­ных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. В разных видах спорта они могут суще­ственно различаться. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней специализированной подготовки:

- зона первых больших успехов;

- оптимальных возможностей или максимальной реализации;

- поддержания высоких результатов.

Такое выделение возрастных зон позволяет лучше системати­зировать тренировочный процесс, достаточно точно определить

116

период наиболее напряженной тренировки, направленной на до­стижение наивысших результатов.

Бытующее мнение об омоложении спорта является необо­снованным, поскольку оптимальные возрастные границы демон­страции достижений в большинстве видов спорта достаточно ста­бильны. Тренеру необходимо планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст реализации многолетних возможностей в избранной спортивной дисциплине. Это очень важно для построения и планирования этапов целенаправленной многолетней тренировки (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Возрастные границы в отдельных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки(по В.Н. Платонову)

Этапыподготовки Возрастные границы по видам спорта
    Бег, дистанции Плавание, дистанции Гребля
    средние длинные короткие средние байдарки каноэ
Начальный Муж. Жен. 10-12 10-12 11-13 11-13 8-10 8-10 8-10 8-10 10-12 10-13 10-12
Предваритель­ный базовый Муж. Жен. 13-15 13-15 13-15 13-15 11-12 10-12 11-12 10-12 13-16 14-15 13-17
Специальный базовый Муж. Жен. 16-20 16-19 17-22 13-18 12-16 13-16 13-15 17-20 16-18 18-21
Максимальной реализации Муж. Жен. 21-25 20-23 23-30 21-24 19-22 17-19 17-20 16-18 21-24 19-22 22-26
Сохранение достижений Муж.Жен. 26-29 24-28 31-35 25-30 23-25 20-22 21-23 19-20 25-28 23-26 27-29

Вместе с тем СМ. Войцеховский (1985). В.Н. Платонов (1988) считают, что отдельные выдающиеся спортсмены, обладающие исключительной двигательной одаренностью и лабильностью основных функциональных систем, по индивидуальным темпам развития могут опережать на 1-3 года оптимальные возрастные

границы отдельных этапов, не нарушая закономерности их много­летнего построения.

Не вызывает сомнения - прежде чем приступить к специали­зированной тренировке в какой-либо спортивной дисциплине за­нимающиеся должны обязательно пройти предварительную или начальную общую подготовку. Очень осторожно следует плани­ровать тренировочный процесс с детьми младших возрастных групп, особенностью которых является диспропорция в развитии различных органов и систем, перестройка эндокринного аппарата, в связи с чем в этот период ухудшается протекание адаптивных процессов, отмечается повышенная утомляемость, сниженная ра­ботоспособность.

При планировании многолетней подготовки спортсменов важ­но учитывать, что в начале целенаправленной тренировки при любом повышении двигательной активности повышается ин­тенсивность адаптивных перестроек в функционировании сис­тем организма ребенка в целом. В дальнейшем, по мере повыше­ния уровня двигательных возможностей, темпы формирования долговременных адаптивных реакций существенно замедляются и становятся более специфичными. Расширение зоны функцио­нального резерва у квалифицированных спортсменов связано с сужением зоны, стимулирующей дальнейшую адаптацию.

Учет отмеченных закономерностей, по мнению большинства специалистов, требует выделения 4—5 этапов, имеющих свои осо­бенности построения тренировочного процесса. В специальной научно-методической литературе можно встретить разные назва­ния этапов многолетней подготовки. При этом у авторов сохраня­ется единство в трактовке содержания этих этапов (табл. 8.2).

Таблица 8.2




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.