Чтобы попытаться и полностью понять обширные трансформации, которые происходят в телесном разуме по мере приближения смерти, потребуется довольно много томов. Я попытаюсь простым способом объяснить общие трансформации, которые происходят, так как их мне показывали в период медитации.
Как утверждают, за 28 дней до смерти душа начинает готовиться к путешествию. В случае смертельно больного человека душа начинает медленно уходить из земной жизни. Это естественно и полезно как для умирающего человека, так и для родственников. Первому дается время завершить земные дела, тогда как последним дается время адаптироваться к окончательному прощанию с любимым человеком. Очевидно, что все энергии — физическая, ментальная, эмоциональная — заняты данной работой, то есть освобождением от воплощения и концентрацией на отплощении, расширении души в дух. Родное тело почти перестало функционировать. Оно пытается вместить сознание и не может этого сделать. Невысказанные эмоции остаются в теле — сдерживаемый гнев, сожаление, месть, то, что мы могли сделать, и то, что не должны были делать — могут потребовать освобождения.
Тогда как физические усталое тело может продолжать существовать еще некоторое время, сознания в нем остается немного; земле больше негде жить, и она становится бездомной. Простой способ понять систему ухода, согласно учению Котла, может состоять в следующем. Оно учит, что элементы покидают материальное тело, чтобы войти при рождении. При рождении, однако, они осуществляют Катексис и связываются с душой, тогда как при смерти они осуществляют де-катексис. (Тибетские буддисты, однако, учат, что вода есть второй элемент, который покидает тело в смерти.)
Земное тело освобождается
Тело начинает разлагаться
Эфирное или второе тело освобождается
Огонь начинает остывать
Эмоциональное тело начинает освобождаться
Вода начинает высыхать
Ментальное тело освобождается
Воздух начинает выходить
Когда Земля начинает уходить, а это может занять некоторое время, в человеке можно заметить следующие изменения: тело само по себе будет иметь чуть-чуть или вовсе не иметь энергии, чтобы что-нибудь делать. Голова будет такой же тяжелой, как у новорожденного ребенка. Умирающий человек полностью зависит от помощи других в вопросе покоя или физического комфорта. Тело может подергиваться, как будто при спазмах, на этой стадии это непроизвольные рефлексы тела. Часто умирающий человек может просить убирать одеяла, так как его ногам становится тяжело. На этой стадии можно помочь, убеждая умирающего человека в том, что все хорошо, что все происходит как надо, и тело может расслабиться. Если человек в кровати, уберите любое покрывало, которое кажется тяжелым, и убедите умирающего человека, что он не один. Если он хочет остаться в постели, то это нормально. Очень часто меня шокировало то, что я наблюдала, когда посещала дома престарелых: старые люди, находящиеся под действи ем препаратов, в состоянии, почти близком к смерти, привязанные к креслам в столовой, чтобы сидеть за столом и принимать пищу, которую не могут есть, а позже вынужденные сидеть на жестких креслах и смотреть телевизор, который не могут видеть. Не удивительно, что они жалуются на запор и депрессию! Они должны иметь возможность лечь и позволить душе сознательно уйти. Люди не могут принимать пищу на этой стадии, не хотят смотреть телевизор. Это подобие нормальности неестественно и ненатурально. Интересно, почему по-прежнему разрешено это делать в так называемых цивилизованных странах.
Когда Огонь начинает угасать, можно заметить следующее: умирающий человек может показаться раздраженным и возбужденным. Тепло уходит из ног, а температура колеблется. Человек кажется напуганным, и на этой стадии можно испытать жар так называемого ада. Это как будто бы вас пожирает огромное пламя. Желание жить теперь ослабевает, как и голос. Это не контролируется мышцами.
На этой стадии снова убедите человека, чтобы он смог избавиться от стремления обвинять или гневаться. Убедите его, что любовь — это все, что теперь осталось, только любовь. Это стадия, где я рассказываю человеку его историю и всегда добавляю, что он сделал все, что мог, со знанием, которым обладал на тот момент, что все прощено и т.д. Он иногда видит тело, или образ любимого, или того, которого ему необходимо простить. Слова «все прощено» очень важны на этой стадии. Говорите слова в его левое ухо, так как это ухо внутреннего слуха.
По мере того как испарится вода, можно заметить, как высыхают глаза, а рот и нос не влажные. Взгляд более не отличает объекты, и обоняние исчезло. Кровь свертывается, а цвет лица становится белым и липким. Ноги начинают становиться очень холодными. Зачастую из горла можно услышать булькающие звуки, так как мышцы горла больше не работают, и из легких может сочиться белая пена.
И опять напомните умирающему человеку о предстоящем путешествии, о том, что его ожидает океан радости и любви. Внутренние ощущения напоминают ощущения тонущего в воде, и он не может выплыть. Убедите его, что он в безопасности, что ему не нужно дышать, чтобы жить, и что только любовь теперь его окружает.
Последний уходящий элемент — это Воздух.
По мере ухода воздуха, дыхание становится очень непостоянным. Часто умирающие люди кажутся мертвыми, так как дыхание поступает небольшими вздохами. Затем неожиданно совершается очередной вдох, и он начинает снова неглубоко дышать. Это может продлиться долгое время, и кто-то может заинтересоваться, почему требуется столько времени, чтобы человек перестал дышать. Земля, Огонь и Вода не могут удержать сознание, и великий Ветер готов уйти. Часто умирающий делает три вдоха, а затем последний, и вдохов больше не слышно; душа покинула тело. Элементы более не могут удерживать жизненную силу, так что она уходит путешествовать в духе.
Теперь душа может сконцентрироваться на слушании эха своего собственного голоса, зовущего его внутрь себя, зовущего домой, освобожденного материальным отвлечением. Этот звук голоса, или guth an anam на гаэльском, приходит с рождением и остается в нервной системе в форме logos или слова. В течение жизни этот зов можно активировать великими моментами блаженства и внетелесного опыта. Cain, которая представляет неземную нервную систему, отвечает на зов и тянется к нему. Этот звук слышится, как музыка, наиболее сладкая для человека, который умер сознательно и с любовью в сердце. Именно об этом сладком любовном зове мы слышали ранее. Согласно учению, «Мягкими будут звуки и сладка, как жимолость, музыка, слышимая душой с земли радости». На этой стадии основательно глубокая вибрация поражает Cain и затемненное тело отделяется. Эта вибрация есть освобождение corda geal от энергетических спиралей, начиная с нижних. Многие великолепные цвета и оттенки наполняют сознание умирающего человека, и часто это видно по безмятежному лицу. Эти цвета все сливаются в один на макушке головы и создают иллюминационный белый свет. Терракота, оранжевый, желтый, зелено-бирюзовый, индиго и красный — все поднимаются вверх по телу, умирающий человек испытывает что-то вроде головокружения, как если бы поднимался по тоннелю или спирали вверх. Поэма, которую я написала после моего столкновения с состоянием, близким к смерти, в 1973, объясняет этот феномен: