Основное различие между наблюдателем вместе с мертвыми и Anam-Aire состоит в том, что последние инициируются в тринадцатую Aite смерти, если это потребуется. Наблюдателей обучали путешествовать только до пятой Aite, так как это не является частью нашей тренировки в качестве хоспис работников путешествовать вместе с умершим в состояние после смерти. Однако очень важно, чтобы хорошие, щедрые люди, которые уже выполнили замечательную работу с умирающим, получили помощь в обучении тому, как «наблюдать вместе» с умирающими аж до пятой Aite. Это стадия, когда душа попадает в безусловную любовь.
Я покажу в следующей главе, как можно совершать наблюдение. Мертвые будут путешествовать через дымку своего собственного незаконченного дела в этом воплощении, а мы попытаемся сознательно понимать трудности, с которыми они сталкиваются по пути.
Эта услуга требует более чувствительного, ненавязчивого участия. В большинстве своем мы ожидаем и наблюдаем вместе с душой в пространстве измененного сознания, набожного знания и отстраненности от мира за пределами комнаты и от любой привязанности к умирающему человеку. Наблюдатель может быть мужчиной или женщиной. В основном это женщины, которые предлагают свои услуги, но я радовалась, когда мужчины проявляли интерес.
В нашу работу не входит вмешиваться каким-либо способом в выбранную судьбу мертвого человека, а работа в помощи ему, если потребуется помощь в пути, то есть человек, который руководствовался в основном эго разумом в жизни, не сможет без сильной помощи заняться подчинением эго душе. Он/она чувствуют себя испуганными, чтобы полностью погрузиться в умирание и остаться без кислорода. Можете ли вы себе представить плавание и ощущение паники, потому что вы стали задыхаться? Еще один пример, если вы находитесь в лифте, который едет вверх, и чувствуете, что вам недостаточно кислорода, вы начинаете паниковать. Люди также паникуют, когда чувствуют, что одни в доме ночью. Во всех панических ситуациях, какими бы они не были, прежде всего затрагивается дыхание. Нам необходим воздух и необходимо дышать, чтобы оставаться в мире материальности. На земле это факт.
Когда мы умираем, мы также должны привыкнуть отпускать дыхание. Это наша связь с этим миром и следующим; каждый вдох есть «вдохновение» жизни, вызов духа, а каждый выдох есть «выдохновение», отзыв духа.
Я вспомнила, как подруга Сара за два дня до своей смерти сказала мне: «Филида, я хочу, чтобы ты сказала мне, что все в порядке, чтобы освободиться от дыхания; мне кажется, я с ним борюсь».
Это именно то, что я имела в виду. Мы пытаемся силой удержаться и в ситуации умирания; нам нужны заверения в том, что там, куда мы уйдем, кислород нужен не будет. Моя подруга, которая умерла несколько лет назад, также за несколько недель до смерти обеспокоилась дыханием. Сознательно она попросила меня побыть с ней в ее последние часы и сказать в ухо: «Джейн, освободись от дыхания; это безопасно, и ты не должна продолжать делать попытки вдохнуть. Освободись от дыхания».
Факт того, что мы говорим это неоднократно, очень важен. Каким-то образом эта фраза становится священной мантрой, которая должна помочь личности освободиться и позволить душе поглотить себя.
Мы всегда помним, что умирающий человек расширяет свое сознание все больше и больше, вследствие чего очень восприимчив ко всему, что мы держим в мыслях. Оно видит куда дальше, чем физический глаз, а те, кто осознают процесс умирания, очень чувствительны к мышлению своих попечителей. Таким образом, крайне важно, чтобы люди, находящиеся с умирающими, не боялись и не чувствовали неуверенность в том, что происходит, и могли посылать четкое и яркое послание умирающему без какого-либо ощущения страха, дискомфорта или любой другой связи с его личностью. Мы осуществляем все с позиции любящей отчужденности. Очень важно, чтобы наблюдатель позволил семье знать, что его услуги касаются присутствия с умирающим и не предполагают административную сторону, например, организация похоронного бюро, если такое требуется, место для похорон/кремационный центр, регистрация смерти и т.д. Вы как наблюдатель отметите время смерти, если присутствуете при последнем дыхании. Если, однако, вы решите, что будут присутствовать два наблюдателя, один из них может помочь с информацией, касающейся всех административных деталей, прежде чем наступит смерть, чтобы у вас была эта информация на руках, и нужно будет просто в определенное время ее предоставить.
Крайне важно, чтобы вы познакомились с человеком, который достиг стадии, в которой он понял, что его заболевание смертельно и он умрет. Я обнаружила, что всегда прихожу к пациенту только по приглашению. Для меня это очень важно, так как я не хочу появиться, как будто проповедую Евангелие! Также не хочу появляться на предложениях типа «Как умереть счастливо в три простых шага, спросите Филиду, она все об этом знает». Ваш первый визит по просьбе будет в большинстве своем состоять в выслушивании. Позже дайте им знать о типе услуг, которые вы предлагаете, то есть, что вы «наблюдатель» вместе с людьми, близкими к завершению своего жизненного путешествия, и дайте информацию, когда пациент может сесть и принять участие в разговоре. Всегда объясняйте людям, что вы знаете не все о процессе умирания, даже если были хоспис работником многие годы.
Мы все студенты умирающих людей; они наши учителя, и мы не должны этого забывать. Два рождения не могут быть похожими, как и две смерти не могут быть одинаковыми, так что нас все время должны сопровождать смиренность и безусловная любовь. У вас не может быть всей информации, которая требуется, и часто приходится использовать интуицию. Ни у одного живого человека нет всей этой информации. Мы просто следуем той, которую получили от великой мудрости, чье милосердие предоставило нам доступ в любое время, когда это понадобится.
Некоторые умирающие люди хотят знать все в отношении процесса умирания, тогда как другие не желают ничего знать. Некоторые люди любопытны и просто хотят иметь выбор того, как и где умереть. Ваша забота о них безусловна. Это их смерть, и они должны сделать это своим способом.
Сознательная жизнь/сознательная смерть не всегда были важным заголовком конференций или семинаров. В прошедшие десять лет я работала в основном над такими темами. Теперь у нас есть выбор жить и умереть сознательно, если мы этого хотим. В любом случае осуждения не будет. Это скорее похоже на то, когда человеку собираются делать операцию; некоторые хотят, чтобы им рассказали все о том, какая операция будет (и тогда происходит нечто отличное от того, что они ожидали), тогда как другие не хотят знать ничего, а просто желают свыкнуться с этим.
Моя дорогая подруга по имени Ева хотела, чтобы ее смерть засняли на камеру. Для многих людей это может показаться ужасным, но она хотела, чтобы другие извлекли как можно больше пользы от ее умирания. Она попросила меня быть там и наблюдать вместе с ней за Anam-Aire, и я счастлива, что сказала «да» в ответ на ее просьбу. Теперь она сознательно умирает каждый день и наблюдает за происходящими в ее теле и душе изменениями. Мы связываемся по почте или по телефону. Она действительно поразительная женщина, свыше восьмидесяти лет отроду. Еще один друг, также сознательно умирающий, говорит, что, пока его тело слабо и без энергии, душа парит с радостью и покорностью. Еще один человек, умирающий в данный момент, сознательно проходит различные стадии, и по мере того как уходит огненный элемент, наблюдатель говорит мне, что он действительно освобождается от страхов и сдерживаемого гнева. Это поощряет меня в жизни и работе.