Вероятно, это самоуверенность — попытаться описать величайшую загадку: понять истории жизни и смерти с начала времен. Для кельтов загадки жизни в ее приходе и течении раскрывались посредством театра, стихов, песен. Filid или барды, которые были поэты и рассказчики стихов, знали много мифов и Scealta (историй). Мужчины-воины любили сидеть вместе под дубом и рассказывать про свою храбрость в битвах, где смерть сама по себе была компонентом и частью ритуала, для которого осуществлялось много подготовки как внутренней, так и внешней. Рассказывали много историй о кельтском боге Луге, отце великого воина, Кухулина. Он хорошо знал искусство войны, носил в себе черты римских богов Меркурия, Аполлона и Марса. В переводе его имя означало «Молния», что отражает его быстрый ум и тело. Эта быстрота также помогала в его путешествиях через миры. Seabheans или старые мудрые женщины около каминного огня рассказывали зимними ночами менее захватывающие истории, но с более духовными аспектами смерти и умирания. Прежде чем рассказывать истории, они приглашали смерть посидеть у огня и послушать сказки, рассказанные о ней. В современной психологии это известно как интегрирование тени. Я помню, как ребенком слушала истории старцев о том, как к старой женщине пришла смерть в качестве «дружелюбного создания». Смерть рассматривалась как сострадательный друг, который давал душе отдых. Эти истории передавались в темной Комнате с одной только масляной лампой, дающей жуткий свет, тем самым увеличивая загадку.
Я часто думаю, что Карл Г. Юнг позаимствовал бы некоторые из высказываний моей бабушки, если бы они встретились! В ее совете мне когда-то, когда я боялась входить в «комнату наверху лестницы» из-за боязни призраков, было полно элементов мудрости Юнга: «Если ты не войдешь в свои собственные комнаты, демоны схватят тебя за пятки».
Это был замечательный способ помочь мне объединиться с тенью!
Время перемен
Смерть присутствовала в душе кельтов. Они обладали врожденной способностью отпускать все, что более не служило им, и приветствовать новое, как приветствуют гостя. Моя няня обычно говорила: «Добро пожаловать, начало и окончание, как соседи по дому». Кельтские ритуалы отмечали смерть, как и жизнь. Они могли видеть поток между мирами и, веря в историю, не были посторонними наблюдателями. Каждый сезон приносит свои перемены, и они совпадают с внутренними изменениями их собственной души. Эта тесная связь с природой помогла кельтам увидеть, что было «время для всех вещей под небом». Было время войны и мира, время петь и скорбеть. Они не забывали землю, которая связывала их с их духами.
Почитание смерти как освободителя от прошлого рассматривается во многих кельтских ритуалах, особенно в ритуалах вокруг Samhain, который отмечается в конце октября и ныне известен как «Хэллоуин» или «Святая вечеря». Это было время, когда благополучно собирался урожай, а прошлый год провожался с радостью. Смерть не была врагом. Наши предки выражали свою жизнь полностью и ритуально в настоящем. Расцвет жизни праздновался, как праздновались лето, осень и зима. «Каждый сезон имеет свою собственную историю», — сказала бы моя бабушка.
Наше наследие есть наследие неприкосновенности, способности быть естественным, освободиться и поприветствовать следующий момент. Чем больше мы собираемся вместе рассказать истории и поделиться нашими потерями, тем больше имеем дело с повседневным отпущением, тем лучше встретимся со смертью, нашей собственной смертью. Мы увидим смерть как естественное состояние жизни, не конец жизни, а трансформацию одного типа существования в другое.
Большинство из нас не желает смотреть на смерть и умирание: нашу смерть и наше умирание. Очень трудно думать о собственной кончине; лучшее, что мы можем сделать, — это выдержать. Как легко отрицать даже так называемые мелкие смерти в нашей повседневной жизни. Они напоминают нам о конечном отпущении всего, последнем выдохе. Когда мы не хотим горевать о маленьких смертях, маленьких прощаниях, потерях, становимся все более привязанными к вещам.
Быть человеком — это синоним изменения, роста, нестабильности и ненадежности. Психологически, физиологически, ментально и эмоционально человеческая душа всегда в движении. Природа сама по себе не статичная, а экстатическая, ее движения всегда направлены к балансу и росту. Листья, что падают осенью, дают корм для земли. Ничего не теряется. А мы так полны страха: страха потери. Кельты верят в концепцию жертвоприношения; по значению оно отличается от самоосуждения, самомучения, с точки зрения которых мы его рассматриваем. Они рассматривали его как переменный способ отдачи, отпущение с целью оживления. У них не было страха перед смертью. Душа находилась дома с темнотой: «Когда мы неохотно смотрим на смертную тень, тень нас затмевает».
Темнота наших страхов становится тенью, монстром. Темнота здесь означает неспособность принять неизбежность перемены. Когда мы не знаем конец истории, трудно чувствовать себя в безопасности. Вот вам слова, которые хорошо передают значение: