Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 40: «О тех, кто отрицает некоторые имена и атрибуты Аллаха»



«Всевышний Аллах сказал:

وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَنِ قُلْ هُوَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ مَتَابِ (٣٠)

 

«Но они не уверовали в Милостивого. Скажи: "Он - мой Господь, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием"»(сура «ар-Ра‘д», аят 30)».

Соответствие данной главы «Книге единобожия»:

Так как у единобожия есть три вида, а это: единобожие в господстве Всевышнего Аллаха; единобожие в поклонении Ему, то есть то, что только Он достоин поклонения; единобожие в Его именах и атрибутах, - то вера в Аллаха не может быть действительной, кроме как при наличии этих трех видов единобожия. И автор, да смилуется над ним Аллах, данной главой указал на этот вид единобожия для того, чтобы разъяснить положение того, кто отрицает его.

 

В этом аяте указание на то, что отрицание чего-либо из имен Всевышнего Аллаха и Его атрибутов является неверием.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на то, что отрицание чего-либо из имен и атрибутов Всевышнего Аллаха является неверием.

2. Указание на обязательность веры в имена и атрибуты Всевышнего Аллаха.

3. Указание на обязательность упования на Аллаха и раскаяния перед Ним.

4. Указание на обязательность искренности в поклонении Аллаху, свят Он и пречист.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис о том, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?» (Бухари 127)».

 

«Ас-Сахих аль-Бухари» – сборник достоверных хадисов, собранный имамом аль-Бухари.

Аль-Бухари – имам Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари, уроженец города Бухары на востоке. Его книга является самой достоверной после Книги Аллаха.

 

Пользы, извлекаемые из этого предания:

1. Указание на то, что если существует боязнь того, что если рассказывать людям что-то, и это будет для них непонятно, то не следует рассказывать им об этом, даже если это является истиной.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Абдур-Раззакъ передал от Ма‘мара ибн Рашида от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, рассказывал:«Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касающийся качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они принимают ясные аяты, однако гибнут от иносказательных"»».

1. Абдур-Раззакъ - это Абдур-Раззакъ ибн Химам ас-Сан`ани, имам-хафиз, автор многих полезных трудов. Умер в 211 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

2. Ма‘мар – это Абу Урва Ма‘мар ибн Рашид аль-Аздаи аль-Басри, достоверный передатчик, умер в 154 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

3. Ибн Тавус – это Абдуллах ибн Тавус Ямани, достоверный, заслуживающий доверия передатчик. Умер в 132 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

 

Автор, да смилуется над ним Аллах, после того как привел предание Али, да будет доволен им Аллах, в котором сказано о том, что не надо рассказывать людям то, чего они не понимают, привел это предание, которое указывает на то, что имена и атрибуты Всевышнего Аллах не относятся к тому, о чем говорит Али, да будет доволен им Аллах, а наоборот, о них следует рассказывать, а также на то, что отрицание некоторыми людьми этих имен, не должно мешать нам рассказывать о них. Ранние и современные ученые читали и читают аяты и хадисы, в которых содержатся имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, и в присутствии общих масс людей, и в присутствии ищущих знания.

 

Пользы, извлекаемые из этого предания:

1. Указание на то, что упоминание аятов и хадисов, в которых говорится об именах и качествах Всевышнего Аллаха, в присутствии общих масс людей и перед ищущими знания индивидуально не является порицаемым.

2. Указание на то, что тот, кто отрицает что-то из священных текстов, в которых содержатся имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, является из числа погибших людей, даже если он уже узнал об этом.

3. Указание на порицание тех, кто отрицает что-то из атрибутов Всевышнего Аллаха.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Когда курайшиты услышали упоминание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милостивом, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу:

وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَنِ قُلْ هُوَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ مَتَابِ (٣٠)

«Но они не уверовали в Милостивого. Скажи: "Он - мой Господь, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием"» (сура «ар-Ра‘д», аят 30)».

 

Пользы, извлекаемые из этого предания:

1. Указание на подтверждение имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, Возвышен Он и Велик.

2. Указание на то, что количество имен названных не указывает на их фактическое количество.

3. Указание на законность обращения к Аллаху Его именами и атрибутами.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 41: «О словах Всевышнего Аллаха: «Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие»».

«Всевышний Аллах сказал:

يَعْرِفُونَ نِعْمَةَ اللَّهِ ثُمَّ يُنْكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمُ الْكَافِرُونَ (٨٣)

 

«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие» (сура «ан-Нахль», аят 83).

 

Муджахид сказал, что смысл этого (аята) заключается в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от своих предков».

Аун ибн Абдуллах сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось».

Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого из-за заступничества наших божеств"»».

Соответствие данной главы «Книге единобожия»:

Автор в данной главе хотел разъяснить обязательность соблюдения этикета в вопросе Господства, чтобы человек сторонился таких незаметных высказываний, в которых замешано многобожие, как, допустим, приписывание милости кому-то помимо Всевышнего Аллаха, свят Он и пречист. Потому что приписывание милости кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, является многобожием и противоречит полноте единобожия.

 

Муджахид – это шейх тафсира Муджахид ибн Джабир, великий мекканский ученый, ученик Ибн Аббаса, умер в 104 году хиджры, да смилуется ним Всевышний Аллах.

Аун ибн Абдуллах– это Аун ибн Абдуллах ибн Атиба Масуд аль-Хазали, заслуживающий доверия передатчик, умер примерно в 120 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах.

Ибн Кутайба – Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайба ад-Дийнури, знаток тафсира и автор различных трудов, умер в 276 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на то, что многобожники признают единобожие в господстве (таухид ар-рубубия).

2. Указание на обязательность приписывания любой милости только одному Всевышнему Аллаху.

3. Указание на запрещенность приписывания милости кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, так как это является ширком, противоречащим таухиду ар-рубубия.

4. Указание на обязательность соблюдения этикета в словах и запрет опираться на причины.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

«После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас Ибн Таймия писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища» («Маджму‘ аль-Фатауа», 8/23).

Некоторые праведные предшественники говорили, что эти слова относятся и к тем, кто при удаче говорит, что ветер был благоприятным, а штурман – искусным, и тому подобное, что и сейчас у многих на языке».

 

Абу аль-Аббас – это шейхуль-Ислам Ахмад ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах.

 

Положение того, кто совершает подобное:

1. Если тот, кто говорит подобные слова, не имеет в виду, что этот ветер или штурман, или что-либо подобное им само по себе управляло всем этим, а просто имеет в виду, что все - это причина, однако забывает приписывать эту милость Всевышнему Аллаху, то это будет малым ширком, потому что он приписал эту милость кому-то, кроме Всевышнего Аллаха.

2. Если же он думает, что эти вещи сами по себе управляют, без участия Всевышнего Аллаха, то это уже является большим ширком.

 

Что касается первого положения, то мы часто это слышим на языке у мусульман, и необходимо обязательно сторониться подобного.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 42: «О словах Всевышнего Аллаха: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»».

«Всевышний Аллах сказал:

فَلا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ (٢٢)

«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»(сура «аль-Бакара», аят 22).

В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является многобожием, которое более скрыто, чем следы муравья, ползущего по чёрному, гладкому камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!", - или - "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то". Не надо приписывать милость кому-то, кроме Аллаха. Во всех этих выражениях присутствует многобожие»(передал Ибн Аби Хатим в «Тафсире», 1/62»).

Соответствие данной главы «Книге единобожия»:

Автор, да смилуется над ним Аллах, в данной главе разъяснил, что в некоторых своих словах человек может совершить ширк, так как одной из форм воплощения единобожия является то, что человек остерегается придания сотоварищей Аллаху в словах, даже если у человека в сердце не было намерения придать Всевышнему сотоварищей. И он разъяснил некоторые эти выражения для того, чтобы люди сторонились их и подобных им слов.

 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

1. Указание на предостережение от ширка в поклонении.

2. Указание на то, что многобожники соглашались с господством Аллаха, свят Он и пречист.

3. Указание на то, что малый ширк может быть очень скрытым и что очень мало тех, кто обращает на него внимание.

4. Указание на обязательность сторониться тех речей, в которых содержится ширк, даже если у человека не было намерения совершать ширк.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Передают, что Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен ими обоими Аллах, рассказывал, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху» (ат-Тирмизи, 1535; Абу Дауд, 3251, аль-Хаким 297/4)».

 

В хадисе имеется указание на то, что тот, кто клянется кем-то, помимо Всевышнего Аллаха, тем самым берет того, кем он клянется в сотоварищи Всевышнему Аллаху.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на запрет клясться кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха и на то, что это является многобожием и неверием во Всевышнего Аллаха.

2. Указание на то, что возвеличивание клятвой является исключительным правом Всевышнего Аллаха, и что только Он обладает правом возвеличивать кого-либо или что-либо клятвой. Поэтому когда клянемся мы, то клянемся только Им, свят Он и пречист.

3. Указание на то, что, если человек поклянется чем-то, кроме Всевышнего Аллаха, то он не обязан искуплением клятвы, так как на это нет указания в шариате Всевышнего.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

«Абдуллах Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом»(Абдур-Раззакъ, 15929; Ибн Аби Шейба, 12281; ат-Табарани в «аль-Кабир», 8902)».

 

Этот хадис указывает на запрет клясться кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

 

Пользы, извлекаемые из этого предания:

1. Указание на запрет клясться кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

2. Указание на то, что малый ширк хуже чем большие грехи, такие как ложь и тому подобное.

3.Указание на дозволенность совершать меньшее из двух зол, если человек будет вынужден совершить одноиз двух зол.

4. Указаниена тонкость понимания Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

«Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то» (ат-Тайалиси, 430; Ибн Мубарак в своем «Муснаде», 180; Ахмад, 5/384; Ибн Аби Шейба, 26690; Абу Дауд, 4980; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 10821).

Ибрахим ан-Наха‘и, да помилует его Аллах, считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и к твоей защите», - и разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", - но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."»».

 

Данный хадис и это предание указывают на запрет говорить «Так пожелал Аллах и такой-то» и тому подобные слова, потому что все это является приравниванием сотоварищей Аллаху. А аят, который мы привели в начале главы, запрещает приравнивать кого-либо в сотоварищи Аллаху.

 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Указание на запрет говорить: «Так пожелал Аллах и так пожелал ты», - и тому подобные слова, так как этими словами происходит приравнивание Аллаха к чему-то или кому-то и это является приписыванием сотоварищей Аллаху.

2. Указание на дозволенность слов «Так пожелал Аллах, а затем такой-то» и подобных выражений, так как в них после слов «так пожелал Аллах» стоит соединительный союз «потом», который указывает на отсутствие уподобления.

3. Указание на описание Аллаха таким качеством, как «желание», и что раб Аллаха так же описывается таким качеством, как «желание», а также на то, что желание раба следует за желанием Всевышнего Аллаха.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.