будет подпевать). «Женщины любят ушами!» Какая чушь! Это аудиалы любят ушами! А среди женщин намного больше ви-зуалов. И любят они глазами! Кстати, и мужчины тоже.
Но если перед вами аудиал, говорите ему о любви словами со всеми нюансами, не надейтесь, что он поймет все по выразительному взгляду или томному вздоху. Если он не слышит слов любви, пусть даже ваша любовь горит в глазах и отражается в жестах — он будет несчастен.
Что делать?
Извечный русский вопрос. Нужно калибровать, кто находится перед вами, и подстраиваться под собеседника. Хотите быть услышанным и понятым, перестаньте быть инопланетянином с планеты альфа Центавра, переходите на язык собеседника, и вам воздастся.
Навыки перевода своей мысли на чужой «язык» вырабатываются путем долгих упражнений. Но что это даст? Ровно втрое увеличится количество людей, с которыми вам будет интересно общаться.
Словесная эквилибристика
Сегодня мой друг прислал мне поздравление: «Желаю кружить головы окружающим + крушить головы обижающим!» О да! Попал в точку. Он вообще мастер словесной
эквилибристики:
— Тащить и протащиться!
— С кем поведешься — от того и забеременеешь.
— Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не вешалось.
— В магазине «Товары для детей» продается эротическое нижнее белье, возбуждающие кремы, порнокассеты и по-
----- •
_________ Часть I. Законы мастерства, или Жизнь, какова она есть
Диана Балыко
собия по сексу. А в магазине «Товары от детей» — презервативы, противозачаточные таблетки, внутриматочные спирали.
Только все это филологические изыски. А как же заниматься словесной эквилибристикой, чтобы получить от этого практическую пользу при ведении переговоров?
Рассмотрим варианты словесной эквилибристики на примере следующих фраз:
1. Ваша цена слишком высока, это значит, я не могу позволить себе купить ваш товар.
2. Ты не слушаешь меня, это значит, что тебе нет дела до меня.
3. Погода на улице стоит плохая, поэтому и настроение тоже плохое.
4. Дети притихли, значит, что-то пакостят.
Итак, какие у нас есть варианты рефрейминга (переосмысления) какого-либо утверждения собеседника?
В дареном презервативе дырки не считают
— Ваша цена слишком высока, это значит, я не могу позво лить себе купить ваш товар.
Варианты изменения угла зрения на проблему:
— Цена не есть ценность. Цена — только начальная стоимость и она мала по сравнению с преимуществами, которые вы получите со временем.
— А что дешевый товар всегда хорошего качества?
— Неужели вы никогда не покупаете дорогой товар?
— А что для вас настолько важно в товаре, за что вы готовы заплатить дорого?
Переговоры... обреченные на успех__________________________
Техники НЛП в действии
— Эта покупка будет для вас стимулом и помощником одновременно, чтобы вы смогли зарабатывать больше.
— Возможно, в товаре есть что-то, на что вы не обратили внимания и не оценили…
— Неужели вы не сможете извлечь пользу из того, что приобрели дорогую и качественную вещь?
— Это мне напоминает закладку фундамента для строительства дома. Фундамент должен быть надежным и прочным.
— Может, вам посмотреть другую модель или оформить кредит?
— Возможно, у вас временные финансовые трудности, но это проходит. Вы же знаете.
— А в общем, вы совершенно правильно подходите к решению проблемы сообразно собственным возможностям.