Эмоциональный интеллект. Сочетание недостаточного самопознания и слабо развитых
Сочетание недостаточного самопознания и слабо развитых
навыков общения означает, что эти девочки, выведенные из
душевного равновесия друзьями или родителями, теряются, не
зная, какие действенные меры надо принять, чтобы уладить
отношения или умерить свои переживания. А в результате их
расстроенное состояние духа вызывает нарушение питания,
которое проявляется в форме булимии, или анорексии, или
простого отвращения к еде. Наиболее действенные методы ле
чения таких девочек, по мнению Леон, включают корректив
ный курс обучения, имеющий целью привить им навыки уп
равления своими эмоциями, которых они полностью лишены.
«Клиницисты считают, — заметила она в беседе со мной, — что
если вы стараетесь справиться с этими недостатками, то тера
пия действует более эффективно. Этим девушкам надо научить
ся хорошо разбираться в своих чувствах и подобрать для себя
способы успокаиваться и лучше поддерживать отношения с
другими, не вырабатывая неадекватных и весьма пагубных при
вычек питаться».
Только одинокие: они исключены из школы
В начальной школе случилась драма: ученик четвертого
класса, Бен, как всегда на перемене подошел к группе одно
классников и услышал от своего друга, Джейсона, что сегодня
в обеденный перерыв они не будут играть вместе, а он, Джей-
сон, на этот раз хочет играть в паре не с ним, а с Чадом. Вконец
расстроенный Бен, понурив голову, отошел и заплакал. Спус
тя час Бен, немного успокоившись, подошел к столу, где обе
дали Джейсон и Чад, и крикнул, обращаясь к Джейсону:
— Я тебя ненавижу!
— Почему? — спросил Джейсон.
— Потому что ты обманщик, — заявил Бен тоном обвини
теля. — Всю неделю ты говорил, что будешь играть со мной, и
соврал.
Отвернувшись от них, Бен сел за свой стол и тихо заплакал.
Джейсон и Чад пошли за ним и попытались завязать разговор,
но Бен заткнул уши пальцами, демонстративно отказываясь их
13*
Дэниел Гоулллан
слушать, выбежал из столовой и спрятался за школьным грузо
виком типа «дампстер». Несколько девочек, наблюдавших эту
сцену, решили выступить в качестве миротворцев, найти Бена
и объявить ему, что Джейсон готов играть и с ним тоже. Но Бен
не стал их слушать и велел им оставить его в покое, а потом в
полном одиночестве продолжил растравлять свои раны, про
ливая горькие слезы и дуясь на весь свет.
Трогательное происшествие, не правда ли? Чувство отвер
женности и одиночества испытывает почти каждый в опреде
ленный период детства или юности. Однако наиболее показа
тельным в реакции Бена является его неумение откликнуться
на попытки Джейсона восстановить их дружеские отношения —
установка, продляющая его незавидное положение, хотя его
вполне можно было бы исправить. Неспособность уловить клю
чевые сигналы типична для детей, не пользующихся популяр
ностью у сверстников. В Главе 8 мы уже поговорили о том, что
отверженные обществом дети обычно очень плохо восприни
мают эмоциональные и социальные сигналы, но даже если они
их и воспринимают, у них в запасе имеется крайне ограничен
ный репертуар ответных реакций.
Выбывание из школы грозит в первую очередь детям, от
вергнутым социумом. Для детей, не принятых сверстниками,
процент отсева из школы в два—восемь раз выше, чем для де
тей, у которых есть друзья. В ходе одного исследования обна
ружилось, например, что 25 процентов детей, не пользовавших
ся популярностью в начальной школе, отсеялись еще до окон
чания средней школы; для сравнения: обычный процент отсе
ва составляет 8 процентов. В этом нет ничего удивительного:
только представьте себе, каково это — проводить тридцать ча
сов в неделю в том месте, где вы никому не нравитесь.
Две разновидности эмоциональных наклонностей приво
дят к тому, что дети в конечном итоге превращаются в соци
ально отверженных. Как мы уже поняли, первая — это пред
расположение к вспышкам гнева и то, что они усматривают
враждебность даже там, где ее нет и в помине. Вторая — это за
стенчивость, тревожность и боязнь общения. Но вдобавок к
этим факторам, связанным с темпераментом, именно тех де-
Эмоциональный интеллект
тей, которых отвергают, — чья неловкость часто заставляет
людей чувствовать себя некомфортно, — стараются обойти сто
роной.
Одна из причин, по которой этих детей отвергают, заклю
чается в эмоциональных сигналах, которые они посылают.
Когда ученикам начальной школы, имевшим мало друзей, дали
задание подобрать к таким эмоциям, как отвращение или гнев,
соответствующие выражения лица, отображающие спектр эмо
ций, они сделали гораздо больше ошибок, чем дети, пользо
вавшиеся популярностью. Когда ребят в детском саду попро
сили объяснить, каким образом они устанавливают с кем-ни
будь дружеские отношения или воздерживаются от драки, как
раз непопулярные дети — те, с кем избегают играть, — дали
ответы, которыми наносили вред самим себе (например, «Вре
жу ему» в ответ на вопрос, что они сделали бы, если бы оба по
тянулись за одной и той же игрушкой), или неуверенно обра
щались за помощью к взрослым. А когда подростков попроси
ли изобразить, что они печальны, сердиты или у них озорное
настроение, исполнение этих ролей самыми непопулярными
из них оказалось наименее убедительным. Вероятно, нет ниче
го удивительного в том, что у таких детей возникает ощуще
ние, что они бессильны произвести лучшее впечатление при
попытке подружиться; их социальная некомпетентность обо
рачивается самоосуществляющимся предсказанием. Вместо
того чтобы освоить новые подходы к установлению дружеских
отношений, они просто-напросто продолжают делать то же са
мое, что уже не принесло им успеха в прошлом, или находят
еще более неподходящие ответные реакции.
В лотерее симпатий эти дети не отвечают главным эмоцио
нальным критериям: их не считают достаточно интересными,
чтобы водиться с ними, и они не знают, как сделать так, чтобы
другому ребенку было хорошо. Наблюдения за непопулярны
ми детьми во время игры показывают, например, что они го
раздо чаще, чем другие, жульничают, дуются и бросают игру,
когда проигрывают, или хвастаются и рисуются, когда побеж
дают. Разумеется, большинство детей жаждет победить в игре,
но в любом случае — победили они или проиграли —больший-
Дэниел Гоуллдан
ство из них умеют сдерживать свою эмоциональную реакцию,
так что это не подрывает их отношений с другом, с которым
они играли.
И хотя «социально глухих» детей, у которых постоянно воз
никают трудности со считыванием эмоций и ответной реакци
ей на них, в будущем ожидает социальная изоляция, это, ко
нечно, не относится к детям, переживающим краткий период
ощущения заброшенности. Однако у тех, кого все время оттал
кивают и никто не принимает в свою компанию, статус отвер
женных, доставляющий им немало мучений, прилипнув к ним,
как ярлык, так и остается до конца школы. Последствия отбра
сывания в число изгоев общества более в*еего сказываются в
период достижения ребенком совершеннолетия, ведь именно
в процессе близкого дружеского общения и в суматохе игры дети
оттачивают и совершенствуют социальные и эмоциональные
навыки, которые им пригодятся в последующие годы жизни.
Но дети, исключенные из сферы такого обучения, неизбежно
оказываются в крайне невыгодном положении.
Не вызывает удивления, что такого рода изгои жалуются на
сильную тревожность и множество волнений, а также на по
стоянную депрессию и одиночество. По существу, именно по
пулярность ребенка среди сверстников в третьем классе, по всей
вероятности, оказывается более точным показателем проблем
с психическим здоровьем в восемнадцать лет, чем что-либо еще,
в частности, оценки со стороны воспитателей и учителей, ис
полнение школьных заданий, коэффициент умственного раз
вития и даже баллы за психологические тесты. И в более по
здние периоды жизни люди, имеющие мало друзей и пребыва
ющие в хроническом одиночестве, как известно, подвергаются
большему риску заполучить какую-нибудь болезнь и умереть
молодыми.
По утверждению психоаналитика Гарри Стэка Салливана,
мы учимся устанавливать близкие отношения, то есть улажи
вать разногласия и делиться сокровенными чувствами, обща
ясь с первыми в нашей жизни друзьями одного с нами пола. Но
у социально отверженных детей по сравнению с их сверстни
ками бывает гораздо меньше шансов завести лучшего друга в
этот решающий период обучения в начальной школе, а следо-
Поиск по сайту:
|