Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. ники всегда могут обратиться к посреднику, чтобы тот помог




 


ники всегда могут обратиться к посреднику, чтобы тот помог

им разрешить конфликт. «Миротворцев» школьного двора учат

прекращать драки, насмешки и угрозы, улаживать межрасовые

инциденты и другие опасные своими последствиями события

школьной жизни.

Посредники должны уметь так формулировать свои выска­

зывания, чтобы обе стороны были уверены в их полной бес­

пристрастности. Их тактические приемы заключаются в том,

что найти общий язык с участниками конфликта и убедить их

выслушать другую сторону, никого не перебивая и не оскорб­

ляя. Они призывают обе стороны успокоиться и высказать свою

точку зрения, а потом соответственно пересказать услышанное,

подтвердив тем самым, что они действительно выслушали и

поняли друг друга. Затем посредники пытаются найти реше­

ние, которое удовлетворило бы обе стороны, причем такого рода

миротворчество часто заканчивается подписанием двусторон­

него соглашения.

Помимо посредничества в любом споре программа учит

школьников прежде всего обдумывать разногласия с разных

сторон. Как сообщил Энджел Перес, подготовленный к роли

примирителя во время учебы в начальной школе, программа

«изменила мой образ мыслей. Я-то раньше был уверен, что если

кто-то дразнит меня или что-то мне сделает, то единственный

способ расквитаться с ним — это драка. С тех пор как я прошел

эту программу, у меня выработался более позитивный образ

мышления. Если со мной дурно обойдутся, я не стану пытаться

отплатить той же монетой, а постараюсь решить эту пробле­

му». И он нашел себя, занявшись распространением этого ме­

тода решения проблем.

Хотя в круг внимания «Программы творческого разрешения

конфликтов» помещено предупреждение насилия, Лантьери счи­

тает, что у нее более широкие цели. С ее точки зрения, навыки и

умения, необходимые для предотвращения разгула насилия,

нельзя отделять от полного спектра эмоциональной компетент­

ности, то есть, к примеру, осознание того, что вы чувствуете, или

того, как справиться с порывом или горем, так же важно для пре­

дотвращения насилия, как и умение справляться с гневом. Боль­

шая часть этой подготовки имеет отношение к основам эмоцио-


 


 

Дэниел Гоулман


 

нальной компетентности, таким как распознавание расширен­

ного диапазона чувств и умение назвать их и сопереживать. Опи­

сывая результаты оценки эффективности ее программы, Ланть-

ери с нескрываемой гордостью указала на повышение «заинте­

ресованности детей», резкое уменьшение количества драк, ос­

корбительных поступков и брани.

Аналогичное совпадение мнений относительно эмоцио­

нальной грамотности наблюдалось и в ассоциации психологов,

пытающихся найти способы помочь молодым людям, идущим

по пути, который доведет их до жизни, отмеченной преступле­

ниями и насилием. Множество исследований таких мальчиков,

как мы уже видели в Главе 15, создали отчетливое представле­

ние о пути, избираемом большинством ребят, которые начи­

нают с импульсивности и вспыльчивости в первых классах

школы, затем к концу начальной школы превращаются в от­

верженных социумом, связываются с кругом себе подобных и

увязают в череде преступлений в возрасте учеников средней

школы. На пороге совершеннолетия у большой части этих маль­

чиков уже есть полицейские досье и готовность к насилию.

Когда дело дошло до разработки вариантов вмешательства,

которое помогло бы этим мальчикам сойти с пути насилия и

преступлений, то в результате опять же была создана програм­

ма преподавания эмоциональной грамотности. Одной из них,

разработанной совместно Кэрол Куше и Марком Гринбергом

в Университете штата Вашингтон, является учебная програм­

ма САСМ (САСМ — это аббревиатура «Стимулирования аль­

тернативных стратегий мышления»). Хотя больше всех в по­

добных уроках нуждаются те, кто больше всех рискует двинуться

по пути, ведущему к преступлениям и насилию, этот курс пре­

подается всему классу во избежание любого привлечения вни­

мания к вызывающей наибольшее беспокойство подгруппе.

Все же такие уроки полезны всем детям. Они предусматри­

вают, например, научение уже в самые первые годы учебы в

школе сдерживать свои порывы; при отсутствии этого умения

дети испытывают особенные затруднения с сосредоточением

внимания на преподаваемых предметах и поэтому отстают в

учебе и оценках. Еще один важный момент — это умение рас­

познавать свои чувства; курс САСМ рассчитан на пятьдесят


 

Эмоциональный интеллект


 


 

уроков, посвященных различным эмоциям, во время которых

самым маленьким рассказывают о главных из них, таких как

счастье и гнев, а позднее останавливаются на более сложных

чувствах — ревности, гордости и сознании вины. На уроках

осознания эмоций их учат наблюдать затем, что чувствуют они

и окружающие их люди, и —что особенно важно для склонных

к агрессии — распознавать, когда кто-то действительно настро­

ен враждебно, а когда, напротив, они сами приписывают кому-

то враждебное отношение.

Разумеется, один из самых важных уроков посвящен уме­

нию справляться с гневом. Основное, что дети узнают о гневе

(равно как и обо всех остальных эмоциях), это то, что «испы­

тывать любые чувства — это нормально», но одни реакции до­

пустимы, а другие — нет. И в этом курсе одним из средств обу­

чения самоконтролю служит то же самое упражнение со «све­

тофором», которое используют в школах Нью-Хейвена. Дру­

гие разделы программы помогают детям в налаживании

дружеских отношений в противовес социальному неприятию,

которое может подтолкнуть ребенка к преступлению.

 

 

Новый взгляд на школьное образование:

обучение жизнью, заботливые сообщества

 

Ни для кого не секрет, что сегодня в подрастающем поко­

лении постоянно растет число тех, кому их семьи не обеспечи­

вают возможность занять прочное положение в жизни, и шко­

лы остаются единственным местом, куда могут обращаться

представители разных групп населения, чтобы исправить не­

достатки детей в эмоциональной и социальной компетентнос­

ти. Это вовсе не означает, что только школы призваны заме­

нить все социальные институты, которые слишком часто либо

уже развалились, либо стоят на пороге развала. Но поскольку

практически каждый ребенок ходит в школу (по крайней мере

в первые классы начальной школы), она становится местом,

где детям можно преподать главные уроки умения жить, кото­

рые они не получат никаким иным способом. Эмоциональная

грамотность означает наличие более широких полномочий на


 


 

Дэниел Гоулллан


 

получение образования, восполняя пробел в социализации де­

тей, возникший из-за некомпетентности их семей. Столь ко­

лоссальная задача требует двух важных изменений: чтобы учи­

теля вышли за рамки своей традиционной миссии и чтобы люди

в каждом сообществе проявили большую заинтересованность

в деле образования.

В любом случае наличие учебного курса эмоциональной

грамотности может иметь гораздо меньшее значение, чем то,

как уроки этого курса преподаются. Пожалуй, нет другого та­

кого предмета, для преподавания которого качества учителя так

много значат, поскольку то, как преподаватель обращается с

классом, само по себе есть образец, фактически урок, эмоцио­

нальной компетентности — или ее отсутствия. Всякий раз, ког­

да учитель реагирует на одного ученика, остальные двадцать—

тридцать получают урок.

В племени учителей происходит своего рода самоотбор тех,

кто тяготеет к подобным учебным дисциплинам, потому что не

каждый по характеру годится для их преподавания. Начать с

того, что учителям нужно чувствовать себя комфортно, говоря

об эмоциях; далеко не все учителя не испытывают при этом за­

труднений или хотят этим заниматься. Стандартное образова­

ние, получаемое учителями, не включает почти ничего из того,

что подготовило бы их к преподавательской деятельности та­

кого рода. По этим причинам программы преподавания эмо­

циональной грамотности, как правило, предоставляют будущим

учителям рассчитанную на несколько недель специальную под­

готовку по методике преподавания этого предмета.

Несмотря на то что многие учителя вначале неохотно берут­

ся за обсуждение темы, которая кажется не имеющей никакого

отношения к их профессиональной подготовке, есть данные,

говорящие о том, что как только они соглашаются попробовать

заняться этим, большинство бывает довольно и не отказывается

от этого. В школах Нью-Хейвена, когда учителя впервые узна­

ли, что их будут обучать преподаванию новых курсов эмоцио­

нальной грамотности, 31 процент заявили, что займутся этим с

большой неохотой. По истечении года преподавания этих кур­

сов более 90 процентов учителей признались, что довольны ими

и хотят продолжить их преподавание в следующем году.


 

Эмоциональный интеллект


 


 

Расширенная миссия школ

 

Помимо расширения педагогического образования, эмо­

циональная грамотность расширяет и наше представление о

задачах собственно школ, превращая их в посредника обще­

ства, который следит за тем, чтобы дети усваивали эти уроки,

необходимые для жизни, то есть происходит возврат к клас­

сической роли образования. Этот более масштабный проект

требует — помимо любых конкретных вопросов, связанных с

учебной программой, — использования возможностей помо­

гать в классе и вне класса учащимся превращать моменты лич­

ного кризиса в уроки эмоциональной компетентности. Наи­

лучшие результаты получаются тогда, когда уроки в школе ко­

ординируются с тем, что происходит у детей дома. Многие

программы эмоциональной грамотности включают специаль­

ные занятия для родителей, где им объясняют, что изучают их

дети, не для того, чтобы они просто дополняли то, что сооб­

щается в школе, а чтобы помочь родителям, которые ощуща­

ют потребность лучше разбираться в эмоциональной жизни

своих детей.

Таким образом, дети получают согласованную информацию

об эмоциональной компетентности во всех разделах своей жиз­

ни. В школах Нью-Хейвена, по словам Тима Шрайвера, руко­

водителя «Программы социальной компетентности», «если дети

затеют ссору в кафетерии, их направят к посреднику из их кру­

га, который сядет с ними и проработает их конфликт по той же

самой методике рассмотрения вещей с разных точек зрения,

которую они узнали в классе. Тренеры будут использовать эту

методику для разрешения конфликтов на игровом поле. Мы

устраиваем занятия для родителей, обучая их пользоваться эти­

ми методами дома с детьми».

Такое параллельное подкрепление этих эмоциональных

уроков — не только в классной комнате, но и на игровой пло­

щадке, не только в школе, но и дома — представляется опти­

мальным. Это означает более тесное объединение школы, ро­

дителей и общины и повышает вероятность того, что знания,

усвоенные детьми на занятиях по эмоциональной грамотнос­

ти, не останутся в стенах школы и что после опробования они


 


 

Дэниел Гоулллан


 

будут использовать эти знания на практике и оттачивать их в

настоящих испытаниях, которые ставит жизнь.

Такой фокус внимания придает новую форму школьному

образованию еще в одном отношении, а именно в отношении

создания школьной культуры, превращающей школу в «забот­

ливое содружество», в место, где ученики чувствуют себя ува­

жаемыми людьми, которыми интересуются и которые связаны

с однокашниками, учителями и самой школой. К примеру,

школы в таких районах, как Нью-Хейвен, где высок процент

распадающихся семей, предлагают ряд программ, для реализа­

ции их в общине набирают неравнодушных людей, которые

будут заниматься с учащимися, у которых домашняя обстанов­

ка в лучшем случае нестабильна. В нью-хейвенских школах от­

ветственные взрослые выражают желание стать наставниками,

постоянными спутниками для учеников, терпящих неудачи, у

кого дома мало или вообще нет взрослых, занимающихся их

воспитанием.

Таким образом, при разработке оптимального варианта

программ эмоциональной грамотности необходимо учитывать

следующие условия: реализацию программы надо начинать

достаточно рано, соблюдать соответствие возрастной группе,

осуществлять программу на протяжении всего периода обуче­

ния в школе и объединять усилия заинтересованных лиц в шко­

ле, дома и в сообществе.

Но даже если многое из этих программ вписывается в суще­

ствующее расписание школьного дня, они все же вносят суще­

ственные изменения в любой школьный план. Было бы крайне

наивным не учитывать трудности при введении таких программ

в курс школьного обучения. Многие родители, возможно, счи­

тают, что тема сама по себе слишком личная для вынесения ее

на обсуждение в школе и что лучше предоставлять родителям

решать такие вопросы (аргумент весьма убедительный, если ро­

дители действительно обращаются к этим темам, но уже не та­

кой весомый, если родители об этом забывают). Кстати сказать,

одни учителя с неохотой уступают вторую часть учебного дня

предметам, которые кажутся им слишком далекими от академи­

ческих основ, другим вообще не очень удобно обсуждать эти темы

и еще заниматься их преподаванием, но всем им потребуется


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.