Эмоциональный интеллект. Самой распространенной причиной нетрудоспособности
Самой распространенной причиной нетрудоспособности
среди подростков является психическое заболевание. Симпто
мы депрессии любой степени тяжести обнаруживаются пример
но у трети юношей и девушек; у девочек число случаев заболе
вания депрессией удваивается в период полового созревания.
Частота случаев нарушений питания у девочек-подростков стре
мительно возросла.
В конечном итоге если положение дел не изменится, то дол
госрочные перспективы относительно вступления в брак и удач
ной и стабильной совместной жизни для нынешних детей с
каждым поколением становятся все более удручающими. Как
уже говорилось в Главе 9, если в период между 1970-ми и 1980-ми
годами показатель количества разводов составлял примерно
50 процентов, то с началом 1990-х годов прогноз для молодо
женов гласил, что два из трех браков, заключенных молодыми
людьми, кончатся разводом.
Эмоциональное нездоровье
Эта тревожная статистика напоминает канарейку, выпус
каемую шахтером в штольне, смерть которой предупреждает о
том, что в угольной шахте слишком мало кислорода. Помимо
этих отрезвляющих цифр, о положении детей в наши дни мож
но судить и по более незаметным признакам — по повседнев
ным проблемам, которые пока еще не достигли уровня настоя
щих кризисов. Вероятно, самыми впечатляющими данными —
абсолютным барометром падения уровня эмоциональной ком
петентности — являются данные, полученные при обследова
нии отобранной в государственном масштабе группы амери
канских детей в возрасте от семи до шестнадцати лет, в ходе
которого их эмоциональное состояние сравнивалось в середи
не 1970-х годов и в конце 1980-х. По оценкам родителей и учи
телей, оно непрерывно ухудшалось. Невозможно было выде
лить какую-то одну проблему; просто все показатели неуклон
но смещались в неверном направлении. Дети в среднем хуже
проявляли себя в следующих отношениях:
Дэниел Гоулман
· Поведение, характеризующееся уходом от конфликта, или
проблемы общения: они предпочитали пребывать в одиноче
стве, были скрытными, подолгу хандрили, им недоставало
энергии; они чувствовали себя несчастными и были слиш
ком несамостоятельными.
· Беспокойные и подавленные: одинокие, обремененные мно
жеством страхов и тревог, стремящиеся стать идеальными;
чувствующие себя нелюбимыми, нервозные или печальные
и угнетенные.
· Проблемы с сосредоточением внимания или мышлением: не
способность концентрировать внимание или сидеть спо
койно; мечтательны; действуют не думая; слишком нерв
ные, чтобы сосредоточиться; плохо справляются с домаш
ними заданиями; не способны отделаться от мыслей.
· Правонарушители или агрессивные: крутятся вокруг малы
шей, которые попадают в беду; лгут и мошенничают; мно
го спорят; неприветливы по отношению к другим людям;
требуют внимания; ломают вещи, принадлежащие другим
людям; не слушаются ни дома, ни в школе; упрямы и легко
поддаются переменам настроения; слишком много болта
ют; много дразнятся; имеют вспыльчивый характер.
Тогда как любая из этих проблем в отдельности не вызыва
ет удивления, взятые вместе, они служат барометром полной
трансформации, появления некоей новой разновидности яда,
проникающего и отравляющего сам жизненный опыт детства,
предвещая общий недостаток эмоциональных компетенций.
Подобное эмоциональное нездоровье, похоже, является всеоб
щим следствием современного образа жизни детей. И хотя аме
риканцы часто открыто и чересчур резко обсуждают свои про
блемы, считая их особенно серьезными в сравнении с другими
культурами, исследования, проводимые по всему миру, свиде
тельствуют об одинаковой или даже еще худшей ситуации, чем
в Соединенных Штатах. Так, в 1980-х годах учителя и родители
в Нидерландах, Китае и Германии столкнулись примерно с тем
же уровнем проблем с детьми, что и в Америке в 1976 году. А в
некоторых странах, включая Австралию, Францию и Таиланд,
положение с детьми намного хуже, чем сложилось в настоящее
время в США. Но этому надо положить конец. Все большие
Поиск по сайту:
|