Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Агрессивность как наследие детства, сохраняющаяся у та­




 


Агрессивность как наследие детства, сохраняющаяся у та­

ких детей, как Джимми, на всю жизнь, выявлялась во многих

исследованиях. Как мы уже выяснили, в домашней жизни та­

ких агрессивных детей всегда имеются родители, у которых

полное отсутствие заботы о ребенке чередуется с суровыми на­

казаниями «под настроение»: модель, которая, чему, вероятно,

не приходится удивляться, делает детей чуть ли не параноика­

ми или драчунами.

Не все злые дети обязательно бывают хулиганами, некото­

рые из них оказываются ушедшими в себя социально отвержен­

ными людьми, которые чересчур остро реагируют на поддраз­

нивания или на отношение, воспринимаемое ими как прене­

брежение или несправедливость. Однако всех их объединяет

один общий порок восприятия, а именно, способность усмат­

ривать неуважение со стороны тех, кто даже и не думал об этом,

воображая, что их сверстники относятся к ним более враждеб­

но, чем есть на самом деле. В результате они неправильно вос­

принимают нейтральные действия как содержащие угрозу (на­

пример, в случайном столкновении им видится чуть ли не вен­

детта) и атакуют в ответ. Такая реакция, в свою очередь, застав­

ляет других детей сторониться и остерегаться их, тем самым

создавая вокруг них еще большую изоляцию. В итоге эти оз­

лобленные замкнутые дети становятся чрезвычайно чувстви­

тельными к несправедливости и плохому обращению. Они, как

правило, считают себя жертвами и могут без запинки перечис­

лить все случаи, когда, к примеру, учителя обвинили их в том,

к чему они были абсолютно не причастны. Другая особенность

таких детей состоит в том, что, как только их охватит гнев, они

способны отреагировать одним способом: разразиться бранью

и наброситься на обидчика.

Подобного рода погрешности восприятия наиболее ярко

проявились в эксперименте, проведенном при участии задир и

хулиганов, каждому из которых под пару подобрали более мир­

ного сверстника, чтобы вместе смотреть видеофильмы. В од­

ном фильме было показано, как один мальчик случайно нале­

тает на другого и тот роняет свои книги на пол, а дети, стоящие

поблизости, громко над ними смеются. Тогда мальчик, уронив­

ший книги, приходит в бешенство и пытается поколотить од-


 


 

Дэниел Гоулллан


 

ного из членов той развеселой компании. Когда после просмот­

ра фильма каждый высказывал свое мнение, те, кто не отли­

чался примерным поведением, всякий раз оправдывали пове­

дение мальчика, который с кулаками накинулся на насмешни­

ка, и считали его действия справедливыми. Но еще более ярко

различия проявились в тот момент, когда им во время обсужде­

ния эпизода с книгами предложили оценить, насколько агрес­

сивными были те двое мальчиков: хулиганы сочли мальчика,

налетевшего на своего приятеля, более воинственным, а гнев

того, кто полез в драку, оправданным.

Столь категоричное суждение свидетельствует о глубинном

искажении восприятия (предубежденном восприятии) у людей

с особой агрессивностью: их действия основаны на исходной

посылке враждебности или угрозы, и они обращают мало вни­

мания нато, что происходит в действительности. Следователь­

но, как только они в чем-то усматривают угрозу, так сразу же

бросаются в атаку. Например, если агрессивный мальчик игра­

ет в шахматы с другим, который переставит фигуру, нарушив

очередность ходов, он воспримет такой ход как «жульничество»,

не делая паузы, чтобы выяснить, не было ли это случайной

ошибкой. Он заранее предполагает злой умысел, отвергая не­

виновность, и автоматически реагирует враждебно. За авто­

матическим восприятием какого-то поступка как враждебного

следует такая же автоматическая агрессия, и он, вместо того

чтобы указать своему партнеру, что тот допустил ошибку, на­

бросится на него с обвинениями, начнет кричать и драться. И

чем чаще эти дети поступают подобным образом, тем большим

становится автоматизм ответной агрессии и тем больше сокра­

щается репертуар возможных вариантов поведения — вежли­

вого обращения или шутки.

Такие дети бывают эмоционально уязвимыми в том смыс­

ле, что у них низкий порог расстройства и они раздражаются

чаще, находя для этого больше поводов. Как только они теря­

ют душевное равновесие, мысли у них путаются, и они усмат­

ривают в безобидных поступках враждебность и возвращаются

к своей заученной до автоматизма привычке набрасываться с

кулаками.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.